Интеллектуальная игра по русскому языку В стране русского языка
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«РУСЯТИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Интеллектуальная игра
« В стране Русского языка»
(8-9 классы)
Подготовила: Бурмистрова Т.Ю.,
учитель русского языка и литературы
с. Русятино
Интеллектуальная игра « В стране Русского языка»
Цель: повышение уровня речевой культуры учащихся, развитие их коммуникативных компетентностей.
Задачи:
- привитие интереса учащихся к русскому языку;
- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
- формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме;
- развитие языкового кругозора, мышления, исследовательских умений;
- воспитание инициативы, целеустремленности;
- повышение общей языковой культуры.
Оборудование:
- красочные плакаты с высказываниями о русском языке; словари (орфографические, толковые, иностранных слов, фразеологизмов и др.),
-переносная доска для выполнения некоторых заданий,
Высказывания о русском языке:
«Русский язык в умелых руках и в опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен» А. И. Куприн
«Перед вами громада - русский язык. Наслажденье глубокое зовёт вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его» Н В. Гоголь
«Русский народ создал русский язык, яркий как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью» А.Н.Толстой
Ход игры:
Звучит торжественная мелодия.
Учитель. Давайте послушаем стихи о русском языке.
Чтецы декламируют стихи.
1-й ученик.
Мы живем в стране российской,
Признаем язык турецкий,
Итальянский, датский, шведский,
И японский, и французский,
Но в родном краю по-русски
Пишем, думаем, живем.
2-й ученик.
Мы тогда лишь вольно дышим,
Если речь родную слышим,
Речь на русском языке.
И в своей столице древней,
И в посёлке, и в деревне,
И от дома вдалеке
3 ученик.
На свете много стран больших
И много малых есть.
И для трудностей любых
язык свой – это честь
4-й ученик.
Спокоен, весел и певуч,
Насмешлив и суров,
И беспощаден, и могуч,
И грозен для врагов.
5-й ученик.
Суворов ободрял солдат
На русском языке,
Бессмертный Пушкин сочинял
На русском языке.
6-й ученик.
Законы Менделеев дал
На русском языке.
«Свободу нам!» народ сказал
На русском языке.
7-й ученик.
Он твой наставник - великий, могучий,
Он переводчик, он проводник,
Если штурмуешь познания кручи,
Выучи русский язык!
8-й ученик.
Русское слово живет на страницах
Мир окрыляющих пушкинских книг.
Русское слово - свободы зарница,
Выучи русский язык!
9-й ученик.
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник,
Блещет зеркальностью русское слово -
Выучи русский язык!
10-й ученик.
Мир разобщенных безрадостно тесен,
Спаенных мир необъятно велик.
Сын мой, работай, будь людям полезен,
Выучи русский язык
Ведущий: А сегодня в нашем зале встречаются знатоки русского языка. Дорогие друзья, добро пожаловать в страну Русского языка! Посмотрим, какая команда быстрее разгадает мудрые языковые загадки, в какой команде больше знающих, находчивых и остроумных любителей русского языка. Итак, дерзайте, думайте, размышляйте!
Правила игры: в игре 6 туров, в каждом туре по нескольку вопросов. Время размышления над вопросом - не более одной минуты. Команда, не отвечающая на вопросы, получает ноль баллов. Победительницей будет признана команда, набравшая большее количество баллов в трёх турах.
1 тур «Синтаксис»:
О каких знаках идет речь?
Когда слова гремели и блистали,
Я в моде был, я был на пьедестале!
Однако время новое настало –
Оно меня и свергло с пьедестала. (Восклицательный знак.)
Что о себе сказать могу?
Согнула жизнь меня в дугу.
За свой характер я плачу –
За то, что много знать хочу. (Вопросительный знак.)
Известно миру с давних пор,
Что знак и я немаловажный
И не окончен разговор...
И начинает думать каждый. (Многоточие.)
Он очень вежлив...
Не любит споров он и драк.
Он всем старается помочь,
Он в слове "мать" и в слове "дочь"
И в тихом лунном слове "ночь".
Чтоб никого не огорчить,
Он всё старается смягчить... (Мягкий знак.)
Какой знак препинания впервые был введён Н. М. Карамзинным? Что означает сейчас этот знак препинания? (Тире. Слово "тире" заимствовано из французского языка, tirer - "тянуть", что вполне соответствует форме знака.)
Как во времена М. В. Ломоносова называли восклицательный знак, чёрточку, скобки? Вам необходимо составить соответствие:
вместительный -
удивительный –
единительный –
(Во времена Ломоносова восклицательный знак называли удивительным, чёрточку - единительным, а скобки - вместительным.)
Какие знаки препинания ставятся в начале предложения? (Многоточие, тире, кавычки.)
Какая буква русского алфавита всегда стоит под ударением? (Буква ё.)
Составьте распространённое предложение, каждое слово которого должно начинаться на букву К (1 команда) и на П (2 команда). (Катя купила книги Катаева и Куприна. Полина Петровна пригласила Петра Павловича поужинать пирогами).
Расставьте знаки препинания, объясните их. «Отколе умная бредешь ты голова».
(И. А. Крылов.) (Отколе, умная, бредёшь ты, голова? Разорванное обращение - умная голова.)
На доске запишите под диктовку предложение, расставьте знаки препинания.
«На meррace сидит Иван Сергеевич и потчует бужениной, салатом своего старинного приятеля Федора Кирилловича».
2 тур «Лексика»
Вопросы о происхождении слов. Из какого языка в русский язык пришли следующие слова:
Бульон (французский);
Футбол (английский);
Галстук (немецкий);
Бухгалтер (немецкий);
Баскетбол (английский);
Жалюзи (французский);
Школа (греческий);
Балет (французский);
Гимназия (греческий);
Спорт (английский).
- Что означают выражения? Когда мы их употребляем?
шиворот-навыворот;
спустя рукава;
точить лясы.
(Шиворот-навыворот означает "совсем наоборот, наизнанку". Раньше это выражение связывалось с позорным наказанием. Преступника или пойманного вора одевали в вывороченную одежду. Шиворот на выворот означало "одежда, вывороченная наизнанку в наказание".
Спустя рукава означает "трудиться неохотно, небрежно". Раньше старинная русская одежда была с длинными, спускавшимися до земли рукавами. Поэтому во время работы приходилось подбирать их, засучивать. Отсюда и пошло выражение "работать спустя рукава, т. е. неохотно, небрежно".
Точить лясы - "весело и почти без пользы проводить время, вести шумную беседу". Раньше из осиновых плах резчики дерева (балясники) выделывали различные фигурные балясины или деревянные украшения для перил, балконных поручней, оконных рам. Работа эта нетрудная. Обтачивая дерево, балясники вели разговор или пели. Постепенно промысел балясников исчез, но память о них осталась в живой речи.)
Подберите пословицы и поговорки, связанные с временами года или отдельными месяцами, или закончите пословицы и поговорки.
Весна красна цветами,... (а осень снопами).
Весною час упустишь -... (годом не наверстаешь).
Декабрь год кончает, а ... (зиму начинает).
В зимний холод... (всякий молод).
Лето припасает, а .. .(зима поедает).
Где в апреле река,... (там в июле лужица).
Что означают эти слова:
Вершок (мера длины, равная 4,5 см).
Кушак (пояс из мягкой ткани).
Сафьяновый (сделанный из кожи высокого качества).
Яхонт (драгоценный камень).
Невод (сеть).
Розги (прутики, тонкие ветки для наказания).
Бричка (повозка, телега, вид транспорта).
Кляча (плохая, изнуренная лошадь).
Пищаль (оружие).
Ржа (ржавчина).
Что обозначают в русском языке заимствованные слова:
Дискуссия – спор.
Диалог – разговор двух лиц.
Дебаты – обсуждение.
Инновация – нововведение.
Консилиум – совещание врачей.
Менталитет – склад ума
3 тур «Морфология»
Перечислите по порядку с помощью наречий пять дней недели, не называя ни числа, ни названия дня? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)
Превратите слово мел в мелкое место, угол - в топливо, шест – в число? (Сделать мягким конечный согласный: мель, уголь, шесть.)
Являются ли однокоренными слова гимнаст, гимн, гимназист, гимнастёрка! Используйте толкования этих слов в "Словаре русского языка" С. И. Ожегова. (Гимн - торжественная песня - символ, гимназист - учащийся гимназии, гимнаст - спортсмен, занимающийся гимнастикой, гимнастёрка - верхняя рубашка, военная форменная одежда. Данные слова не являются однокоренными.)
Определите, где предлоги, а где наречия?
а Вокруг стояла тишина;
б Туристы расположились вокруг костра;
в Не мешай слушать, после расскажешь;
с После небольшого отдыха все запели.
(Предложения под буквами а, в - с наречиями. Предложения под буквами б, г с предлогами.)
Укажите существительное женское рода: Профессор, шампунь, вермишель, шимпанзе, тополь. (Вермишель.)
Как называются люди, живущие в Пскове, Уфе, Томске, Курске, Туле? (Псковичи, уфимцы, томичи, куряне, туляки.)
Отгадайте загадки.
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита.
Не человек, а рассказывает. (Книга.)
Стоит дом, кто в него войдёт,
Тот ум приобретёт. (Школа.)
Какая водица только для грамотного годится? (Чернила, паста).
В школьной сумке я лежу,
Как ты учишься, скажу. (Дневник.)
Чёрные, кривые, от рождения немые,
Станут в ряд - сразу заговорят. (Буквы.)
С числительными оба, обе составьте несколько предложений, к которым рядом напишите в любом падеже одно из данных существительных: ясли, клещи, ножницы, щипцы. (Составить такие предложения нельзя, так как имена числительные оба, обе не связываются с существительными, употребляющимися во множественном числе.)
Вам приходилось не раз смотреть кинокартины, в названии которых встречаются имена числительные.
Победителем будет та команда, которая последней назовёт кинокартину.
4 тур «Молодец!».
Участники должны расшифровать за 1 минуту фразы, написав соответствующие слова, оканчивающиеся на «-ец».
Умный человек – (мудрец)
Торговал на Руси – (купец)
Делает подковы – (кузнец)
Остался без жены – (вдовец)
Венчает дело – (конец)
Не самка – (самец)
Школьная сумка – (ранец)
Горькое растение – (перец)
Скрывается от милиции – (беглец)
5 тур «Отгадай загадку!»
К рифмованной загадке добавить нужно слово.
Едет он на двух колёсах,
Не буксует на откосах.
И бензина в баке нет.
Это мой (велосипед).
Когда порою одиноко,
Вдруг в тишину ворвётся звон,
И голос друга издалёка
Тебе подарит (телефон)
На одной ноге кружится,
Беззаботна, весела,
В пёстрой юбке танцовщица,
Музыкальная (юла)
Идёт спокойно, не спеша –
Пусть видят все, как хороша!
Удобна и прочна рубаха,
В которой ходит( черепаха)
6 тур Закончите фразеологизмы.
1. Не взирая... (на лица) 1. Два сапога... (пара).
2. Буря в... (в стакане). 2. Топтаться на...(месте).
3. Кусать...(локти). 3. Не мудрствуя...(лукаво).
4. Волчий...(аппетит). 4. Как две капли... (похожи).
5. Черепашьим...(шагом). 5. От корки... (до корки).
6. За семь верст...(киселя хлебать). 6. Ждать у...(моря погоды).
7. Принять за чистую...(монету). 7. Овчинка... (выделки не стоит).
8. Проще пареной...(репы). 8. Обвести вокруг..(пальца).
9. Не в бровь... (а в глаз). 9. Сулить золотые...(горы).
10. Не видеть дальше...(собственного носа). 10. Краем уха...(слышать).
11. Плакать в...(жилетку). 11. Кисейная(барышня).
12. Еле-еле душа...(в теле). 12. Рог... (изобилия).
13. На сон...(грядущий). 13. Голод не...(тетка).
Слово жюри. Подведение итогов, вручение призов.
Ведущий: Закончить нашу встречу хочется словами замечательного русского писателя И.С. Тургенева «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых блистает опять - таки Пушкин! Берегите чистоту языка, как святыню!»
Список литературы
Волина В. В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995 г.
Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. – М.: АСТ, 1996 г.
Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. – Екатеринбург: АРГО, 1996г.
Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учёба, и игра: русский язык. – Ярославль: Академия развития, 1997 г.
Шибаев А.А. Весёлая грамматика. – Смоленск: Русич, 2001 г.
Шмаков С. А. Игры – шутки, игры – минутки. – М.: Новая школа, 1993 г.
Юрьева Н.А. 350 развивающих упражнений по русскому языку. – Минск: Юнипресс, 2004 г.
15