Внеклассное мероприятие Праздник первого десятка


"Праздник первого десятка" в 1-ом классе
Цели:
Закрепить знания детей чисел первого десятка.
Развивать внимание, память, мышление; творческие способности.
Воспитывать интерес к математике.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, карточки-"мордашки", карточки с числами 1-10
Ход мероприятия
Ведущий: Дорогие ребята! Мы с вами изучили самые важные числа – от 1 до 10 и число 0 – и цифры, которыми записываются эти числа. И сегодня мы встретимся с ними ещё раз. На этом празднике вам необходима быстрота, находчивость, смекалка. Математику называют царицей наук, потому что нет такой профессии, где бы не применялись знания математики.
Ученики читают стихи.
Почему торжественно вокруг?
Слышите, как смолкла быстро речь?
Это о царице всех наук
Поведем сегодня с вами речь.
Не случайно ей такой почет,
Это ей дано давать советы,
Как хороший выполнить расчет
Для постройки здания, ракеты.
Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит.
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.
Ты нам математика, даешь
Для победы трудностей закалку.
Учится с тобою молодежь
Развивать и волю и смекалку.
И за то, что в творческом труде
Выручаешь в трудные моменты,
Мы сегодня искренне тебе
Посылаем гром аплодисментов.
Составление "ассоциативного куста"
Ведущий:
В наше время, чтобы строить
И машиной управлять,
Прежде нужно уже в школе
Математику узнать.
- Ребята, а зачем нужно изучать математику? Людям каких профессий необходимо знать математику? (Дети называют профессии и объясняют зачем нужно знать математику)
МАТЕМАТИКА
- Сегодня, ребята, у нас “Праздник первого десятка”. А это значит, что вы научились писать цифры от 0 до 9, считать, вычитать и складывать, решать задачи.
- А ведь было время, когда наши далекие предки не умели этого делать. Для счета они использовали узелки, камушки, пальцы. Позже пальцы заменили палочками, которые стали располагать в определенном порядке – появились цифры, знаки.
Просмотр презентации "История цифр"
У первобытных людей, кроме каменного топора и шкуры вместо одежды, ничего не было, поэтому им приходилось считать не так уж много.
Точно также, как мы делаем, когда учимся считать. Загибаем пальцы – складываем, разгибаем- вычитаем. (Слайд 4-5)
На маленькой лепёшечке размером с оладушек маленькой щепочкой выдавливали вертикальные палочки . Сколько у верблюдов – столько палочек. Число 10 они обозначали не вертикальной, а горизонтальной, лежачей палочкой. (Слайд 6)
Индейцы вместо самих цифр рисовали страшные головы, как у пришельцев, и отличить одну голову от другой было очень трудно. (Слайд 7)
Индейцы племени майя в Америке считали пятёрками и записывали числа при помощи точек и горизонтальных линий. (Слайд 8)
Народы Древней Азии при счёте завязывали узелки на шнурках разной длины и цвета. (Слайд 9)
Древние египтяне придумали АБАК – счётную доску, на которой передвигали абрикосовые косточки. Сейчас иногда можно встретить близкого родственника абака – счеты, где абрикосовые косточки заменены деревянными, а чтобы не потерялись, их нанизали на металлические спицы и вставили в рамку. Вместо цифр древние египтяне писали на очень длинных и дорогих папирусах сложные, громоздкие знаки. Вот так выглядело число 5 656: (Слайд 10-11)
Древние римляне для записи своих чисел отталкивались от изображения руки человека.
Большие числа обозначали буквами.Римскими цифрами нельзя записать очень большие числа, т.к. запись чисел получается очень длинная. (Слайд 12)
На Руси каждой цифре соответствовала своя буква азбуки. Чтобы не путать буквы и цифры, над обозначением числа писали витиеватую линию. (Слайд 13)
Древние индусы изобрели для каждой цифры свой знак. (Слайд 14)
Древние арабы упростили эти значки. Правда, похоже на многие наши цифры? (Слайд 15)
Цифры, которыми мы пользуемся, сейчас называют арабскими, и появились они в России только при Петре I. (Слайд 16)
Игра "Сосчитай зайчиков"
А сейчас отвечайте хором.
(Читает стихотворение, делая паузу в тех местах, где дети должны сосчитать количество зайчиков.)
Бежал раз зайчик вдоль равнин,И зайчик значит был… (один).К нему зайчиха прибежала,Тогда всего… (два) зайца стало.
Ещё один к ним сел, смотри:Теперь уж стало зайцев… (три).Мчит новый заяц: “Путь мне шире!”Ну, стало быть их уж… (четыре).
Ба! Вот бежит один опять,Теперь уж зайцев будет… (пять).Спешит ещё один из рощи – Так, значит… (шесть) – чего же проще.
Тут прибежал ещё косой – Так зайцев… (семь), ведь он седьмой.К ним одного ещё попросим,Тогда всех зайцев будет… (восемь).
Прыг новый заяц: “В сборе все ведь?”Он их спросил: “Так нас тут… (девять)?”“Да, девять, – молвят те в ответНо вожака всё нет и нет”.
А тот бежит, болотце месит,Примчал и молвил: “Нас тут… (десять)!”
Мы вспомнили все цифры. А умеете ли вы строить их по порядку?
Игра «Цифры, стройтесь по порядку»
Дети получают карточки с цифрами от 1до 10. По команде ведущего дети с карточками должны выстроиться в заданном порядке.
Инсценировка стихотворения С.Я. Маршака "Единица и ноль"
Сказал весёлый круглый нольСоседке-единице:– С тобою рядышком позвольСтоять мне на странице!Она окинула егоСердитым гордым взглядом:– Ты, ноль, не стоишь ничего,Не стой со мною рядом!Ответил ноль:– Я признаю, что ничего не стою,Но можешь стать ты десятью,Коль буду я с тобою.Так одинока ты сейчас,Мала и худощава,Но будешь больше в десять раз,Когда я встану справа.
Ведущий: С тех пор единица подружилась с нулём.
Физминутка
(Дети танцуют вместе с героями мультфильма "Танец утят")
Загадки про геометрические фигуры
Прикатилось колесо,Ведь похожее оно,Как наглядная натураЛишь на круглую фигуру.Догадался, милый друг?Ну, конечно, это … (круг).
На фигуру посмотриИ в альбоме начерти Три угла. Три стороныМеж собой соедини.Получился не угольник,А красивый… (треугольник).Я фигура – хоть куда,Очень ровная всегда,Все углы во мне равныИ четыре стороны.Кубик – мой любимый брат,Потому что я…. (квадрат).Он похожий на яйцоИли на твое лицо.Вот такая есть окружность - Очень странная наружность:Круг приплюснутым стал.Получился вдруг…. (овал).
Растянули мы квадратИ представили на взгляд,На кого он стал похожимИли с чем-то очень схожим?Не кирпич, не треугольник -Стал квадрат… (прямоугольник).
Инсценировка стихотворения
Треугольник и квадрат
 Автор: Жили-были два братаТреугольник с квадратом. Старший - квадратный, Добродушный, приятный. Младший – треугольный, Вечно недовольный.                                                                                                            
Квадрат: Почему ты злишься брат?                                                                                  
Автор: Тот кричит ему:Треугольник: “Смотри,Ты полней меня и шире. У меня углов лишь три, У тебя же их четыре!”                                                                                                          
Автор: Но квадрат ответил:                                                                                              
Квадрат: “Брат!Я же старше, я - квадрат”.                                                                                                
Автор: И сказал еще нежней:                                                                                          
 Квадрат: Неизвестно, кто нужней!”                                                                                      
Автор: Но настала ночь и к брату,Натыкаясь на столы, Младший лезет воровато, Срезать старшему углы. Уходя, сказал.                                                                                                        
Треугольник: “ПриятныхЯ тебе желаю снов!Спать ложился - был квадратным,А проснешься без углов!”                                                                                                          
Автор: Но на утро младший братСтрашной мести был не рад.Поглядел он - нет Квадрата, Онемел ... Стоял без слов ... Вот так месть! Теперь у брата ...Восемь новеньких углов!
Игра "Волшебный круг"
- Отгадайте загадку, а отгадку составим из геометрических фигур "Волшебного круга"(На каждой парте конверт с геометрическим конструктором, состоящий из 10 частей «Волшебного круга». Чтобы его получить, необходимо разрезать круг по намеченным линиям)

Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы -
Уши больше головы.
(Заяц)
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода — кора. (Заяц)

Подведение итогов. Рефлексия.
- Ребята, вам понравилось наше мероприятие?
Просигнализируйте мне карточками-мордашками.
Математика- королева наук! Без нее не летят корабли, Без нее не поделишь ни акра земли, Даже хлеба не купишь, рубля не сочтешь, Что почем, не узнаешь, А узнав, не поймешь! 
Использованы ресурсы Интернета
http://ped-kopilka.ru/vneklasnaja-rabota
http://igri-uma.ru/forum/index.php?showtopic=3936http://www.stihi.ru/2009/04/14/6261
http://collegy.ucoz.ru/load/36-1-0-2062
http://viki.rdf.ru/item/885/download/