Урок-путешествие Праздник первого десятка
Урок – путешествие « Праздник первого десятка» Сценарий для 1 класса
(Звучит «Песня первоклассника».)
Учитель. Дорогие ребята! На уроках математики мы с вами познакомились с числами от 0 до 10, научились считать, вычитать и складывать, решать задачи. Сегодня мы совершим увлекательное путешествие по стране Математики, побываем в городе Первого десятка. Пригласила нас на этот праздник королева Математики.
- Я – Математика, царица всех наук!
Ведь я везде, что видим мы вокруг:
В компьютерах, машинах и станках,
И в банках, на заводах, в рудниках.
Я есть везде, где нужен точный счет,
Где есть расчет и мудрой мысли взлет!
Сегодня я пришла и к вам, ребята,
Чтоб провести у вас урок!
Кто среди вас умнейший молодец
И Властелин моих колец?!
( Достает разноцветные фишки кольца, которые будет вручать детям, правильно отвечающим на вопросы.)
Математика:
А начнем мы наше путешествие с улицы Цифровой.
(Группа первоклассников, взяв в руки цифры, читает стихотворение «Веселый счет».)
Ученик 1.
Вот один иль единица,
Очень тонкая, как спица.
Ученик 2.
А вот это цифра «два»,
Полюбуйся, какова:
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.
Ученик 3.
А за двойкой - посмотри –
Выступает цифра «три».
Тройка - третий из значков –
Состоит из двух крючков.
Ученик 4.
За тремя идут четыре,
Острый локоть оттопыря.
Ученик 5.
А потом пошла плясать
По бумаге цифра «пять»:
Руку вправо протянула,
Ножку круто изогнула.
Ученик 6.
Цифра «шесть» - дверной замочек:
Сверху крюк, внизу кружочек.
Ученик 7.
Вот семерка - кочерга,
У нее одна нога.
Ученик 8.
У восьмерки два кольца
Без начала и конца.
Ученик 9.
Цифра «девять» иль девятка –
Цифровая акробатка:
Если на голову встанет,
Цифрой «шесть» девятка станет.
Ученик 10.
Цифра вроде буквы О –
Это ноль иль ничего.
Круглый ноль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки!
Ученик 11.
Если ж слева, рядом с ним
Единицу примостим,
Он побольше станет весить,
Потому что это десять.
С. Маршак
Учитель. А теперь отправляемся на улицу Загадочную. Каждая цифра загадает вам загадку о себе, а вы, если узнаете ее, покажете ее на ленте цифр.
Вид ее - как запятая,
Хвост крючком, и не секрет,
Любит всех она лентяев,
А ее лентяи - нет! (Два.)
С шестеркой эта цифра схожа,
Кто назвать ее поможет?
Вниз хвостом переверни
И эту цифру назови. (Девять.)
Могу назвать его мячом,
А хочешь, дыркой назовем,
А можно бубликом,
Почти что кругленьким.
Но как его ни назовем,
Он называется... (нулем.)
Руки вверх поднимай,
Пальцы быстро считай.
Слева пять и справа пять.
Сколько всех? Как сказать? (Десять.)
Следующая улица - Спортивная. Мы с вами выполним необычную зарядку, математическую
Раз – два! Выше голова!
Три – четыре! Руки шире!
Пять – шесть! Всем присесть!
Семь – восемь! Дышим носом!
Марш на месте не спеша!
Как погода хороша!
Дует ветер нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо растет все выше.
Учитель. А вот улица Считалкина. Мы узнаем, какие считалки бывают в стране Математике. Эти считалки помогут нам выбрать ведущих для математических игр.
Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Эта долька - для ежа,
Эта долька - для стрижа,
Эта долька - для утят,
Эта долька - для котят,
Эта долька - для бобра,
А для волка - кожура.
Он сердит на нас - беда!!!
Разбегайтесь кто куда!
Подогрела чайка чайник,
Пригласила восемь чаек: -
Приходите все на чай.
Сколько чаек, отвечай?
А сейчас мы пришли на улицу Математических Игр.
Игра «Раз, два, три: где моя пара?». Ученики получают карточки с цифрами. После того как учитель произнесет «три», каждый должен найти себе пару, с которой он составляет число, названное перед игрой.
Игра «Рыбаки». Дети получают удочки с магнитами на веревочке. На полу лежат карточки с примерами, карточки также с магнитами. Кто больше поймает примеров и решит их - тот и победитель.
Игра «Зоопарк». На доске карточки с изображением клеток для зверей зоопарка, на них числа - ответы к примерам. Отдельно лежат карточки с изображением животных. На них - математические примеры. Надо, решив пример, поместить животное в свою клетку.
Ребусы. Нужно разгадать математические ребусы.
А сейчас мы попали на улицу Песенную. Подпевайте все вместе. (Исполняется песня «Дважды два - четыре» (муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского).)Дважды два - четыре,
Дважды два - четыре,
Это всем известно
В целом мире.
Дважды два - четыре,
Дважды два - четыре,
А не три, а не пять,
Это надо знать.
Дважды два - четыре,
Дважды два - четыре,
А не шесть, а не семь,
Это ясно всем.
Перед нами улица Математических Знаков.
Как нет на свете без ножек столов,
Как нет на свете без рожек козлов,
Котов без усов и без панцирей раков,
Так нет в математике действий без знаков.
Плюс.
Я - плюс,
И этим я горжусь!
Я для сложения гожусь,
Я - добрый знак соединенья,
И в том мое предназначенье.
Минус.
Я - минус,
Тоже добрый знак.
Ведь не со зла я отнимаю,
Я свою роль лишь выполняю.
Учитель. Как называются в математике действия, которые производят при помощи этих знаков? (Сложение и вычитание.)
А теперь мы попали на улицу Сказочную. Послушайте сказку «Сложение». Жили-были два числа: 5 и 3. У них была сумочка, которую они носили с собой. Найдите в сумочке сумму чисел 5 и 3.
(Дети отвечают.)
А теперь я расскажу сказку «Вычитание». Два числа 9 и 4 пришли однажды в такое место, где было много разных разностей, и стали искать свою. Ребята, помогите найти разность этих чисел.
(Дети отвечают.)
Знак равенства.
Сколько яблок справа,
Сколько яблок слева,
Знак «равно» меж ними
Мы поставим смело.
Учитель. Какие еще знаки сравнения вы знаете?
(Дети отвечают.)
А вот улица Геометрическая. На этой улице все дома необычные. Назовите, какую форму они имеют.
(Дети называют по рисунку все геометрические фигуры, из которых составлены дома.)
Математика:
Послушайте, ребята, какое удивительное приключение произошло на этой
улице:
Треугольничек один,
Непослушный мамин сын,
Жить без озорства не мог.
То собьет кого-то с ног,
То на крышу заберется.
Что тут маме остается?
Наказать лишь шалунишку!
Мама за уши сынишку
Больно дергала подчас.
Сын терпел, но как-то раз
Рассердился, возмутился
И за ножницы схватился.
- Я же личность, не подушка!
Не позволю дергать ушки!
Больше вам их не видать!
Срежу их, чтоб не страдать.
Так и сделал, как сказал:
Уголки пообрезал.
Думал, ухообрезанье
Оградит от наказанья.
Но не так пошли дела.
Мама в комнату вошла:
- Сын мой, кем ты это стал?!
Где ты три угла достал?
Дергать за уши придется
Вдвое больше! – И смеется.
Тут сынишка вовсе сник.
Понял глупый озорник,
Что теперь – не треугольник,
Он теперь – шестиугольник!
Ушек шесть! Плохая весть.
С той поры стал маму слушать
Угловатый « шестиушек»:
Не хотел он рисковать,
Все шесть ушек подставлять!
Учитель:
Мудрая Математика дает вам задание - превратить вырезанный треугольник из бумаги в шестиугольник, загнув уголки. У кого получится сделать это более оригинально, тот получит приз от Математики.
(Дети выполняют задание.)
Надеюсь, вам было весело на нашем празднике. Но думаю, что вы не только повеселились, но и вынесли для себя немало полезного, а главное, поняли, что математика действительно королева всех наук и что с ней надо дружить.