Тест по музыке для 5 класса по теме «Музыкальная живопись и живописная музыка»
Тест по музыке для 5 класса по теме «Музыкальная живопись и живописная музыка»
Вопросы и задания различного уровня сложности
Задание на узнавание
Из трёх музыкальных отрывков выбрать «Островок» С.В. Рахманинова, определить жанр произведения, написать, когда создано и кому посвящено это произведение, кто автор слов?
Произведение «Островок» С.В. Рахманинова звучало под № ______________ (1балл)
Жанр произведения__________________ (1 балл)
Когда создано: _____________________ (0,5 баллов)
Кому посвящено ____________________ (0,5 баллов)
Автор слов _________________________ (1 балл)
Задание на запоминание
Что такое романс? (1б)
А) Пьеса для голоса без слов
Б) Камерное музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением
В) Сольный музыкальный номер в опере, музыкальный портрет героя
Приведите примеры известных вам романсов___________________________________________(0,5 баллов)
Задание на понимание
Дать прослушать романсы С.В. Рахманинова «Островок» и «Сон» (ранний романс в творчестве С.В. Рахманинова). Что общего в этих романсах? Назвать не менее 3-х признаков.
1.______________________________________ (0,5 баллов)
2.______________________________________ (0,5 баллов)
3.______________________________________ (0,5 баллов)
Задание на внутритемное обобщение (1балл)
Что объединяет романс С.В. Рахманинова «Островок», картину В. Борисова-Мусатов «Водоем»?
А) Образ безмятежности в природе
Б) Образ весны в природе
В) Образ вечера в природе
Задание на межпредметное обобщение
(2 балла= 1 балл за выбор стихотворения + 1 балл за его обоснование)
Какое стихотворение из предложенных наиболее созвучно с музыкой романса С.В. Рахманинова «Островок» и почему?__________________________________________________________________________
О том, как хороша природа
О том, как хороша природа,Не часто говорит народПод этой синью небосвода,Над этой бледной синью вод.Не о закате, не о зыби,Что серебрится вдалеке,-Народ беседует о рыбе,О сплаве леса по реке.Но, глядя с берега крутогоНа розовеющую гладь,Порой одно он скажет слово,И это слово - "Благодать!".(С.Я. Маршак)
С Добрым утром!
Задремали звезды золотые,Задрожало зеркало затона,Брезжит свет на заводи речныеИ румянит сетку небосклона.Улыбнулись сонные березки,Растрепали шелковые косы.Шелестят зеленые сережки,И горят серебряные росы.У плетня заросшая крапиваОбрядилась ярким перламутромИ, качаясь, шепчет шаловливо:"С добрым утром!"
(С. Есенин)
Без названия
Спокойствие воды притягивает взор,
И будто предо мной возникла Вечность...
Даёт спокойствие моей душе
Её бескрайняя, безбрежная поверхность.
Вода прозрачна – видно глубину,
Спокойна как её теченье!
Луч солнца заглянув в неё –
Своё увидел отраженье.
Когда смотрю на красоту воды,
Вкус липового меда ощущаю.
И видя цвет лиловой глубины,
Спокойствие души приобретаю.
Спокойствие во всем,
Спокойствие во мне.
Спокойствие даёт уверенности мне
И радости Любви в сердечной глубине.
(Н. Половнева)
Задание на межтемное обобщение (1балл)
К каким знакомым вам произведениям С. Рахманинова можно отнести слова М. Горького: «Как хорошо он слышит тишину»?
А) Романс «Весенние воды»
Б) Романс «Островок»
В) Вокализ
Г) Концерт №3 для фортепиано с оркестром (1-я часть)
Д) Прелюдии соль мажор, соль-диез минор
Е) «Богородице Дево, радуйся»
Критерии оценивания теста:
9-10 баллов – оценка «5»
7-8 баллов – оценка «4»
5-6 баллов – оценка «3»
Менее 4 баллов – оценка «2»
Ответы теста:
Музыкальные отрывки прослушиваем в следующем порядке:
1. «Утро туманное» в исполнении А. Малинина
2. «Венецианская ночь» в исполнении Э. Хиля
3. «Островок» в исполнении С.Я. Лемешева)
Произведение «Островок» С.В. Рахманинова звучало под № 3
Жанр произведения: романс
Время создания: сентябрь 1896 года
Кому посвящено: С.А. Сатиной, двоюродной сестре С.В. Рахманинова, родной сестре его жены Н.А. Рахманиновой (урождённая Н.А. Сатина)
Автор слов: К. Бальмонт
А
Приведите примеры известных вам романсов:
А.Е. Варламов «Горные вершины», М.И. Глинка «Жаворонок» и др.
1. Содержание текста (особенно последние строчки)
2. Музыкальный метр или ритм (первая музыкальная фраза каждого романса вполне «ложится» на музыку другого романса):
например, «Здесь Еле дЫшит ветерОк» («Островок»), «Там Ель качАлась надо мнОй» («Сон»).
3. Мелодический рисунок
4. Аккомпанемент (триольный)
4. А
5. Аргументированный ответ учащихся
6. Б, В, Д