Тест по музыке для 5 класса по теме «Музыкальная живопись и живописная музыка»


Тест по музыке для 5 класса по теме «Музыкальная живопись и живописная музыка»

Вопросы и задания различного уровня сложности

Задание на узнавание
Из трёх музыкальных отрывков выбрать «Островок» С.В. Рахманинова, определить жанр произведения, написать, когда создано и кому посвящено это произведение, кто автор слов?
Произведение «Островок» С.В. Рахманинова звучало под № ______________ (1балл)
Жанр произведения__________________ (1 балл)
Когда создано: _____________________ (0,5 баллов)
Кому посвящено ____________________ (0,5 баллов)
Автор слов _________________________ (1 балл)

Задание на запоминание
Что такое романс? (1б)
А) Пьеса для голоса без слов
Б) Камерное музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением
В) Сольный музыкальный номер в опере, музыкальный портрет героя
Приведите примеры известных вам романсов___________________________________________(0,5 баллов)

Задание на понимание
Дать прослушать романсы С.В. Рахманинова «Островок» и «Сон» (ранний романс в творчестве С.В. Рахманинова). Что общего в этих романсах? Назвать не менее 3-х признаков.
1.______________________________________ (0,5 баллов)
2.______________________________________ (0,5 баллов)
3.______________________________________ (0,5 баллов)

Задание на внутритемное обобщение (1балл)
Что объединяет романс С.В. Рахманинова «Островок», картину В. Борисова-Мусатов «Водоем»?
А) Образ безмятежности в природе
Б) Образ весны в природе
В) Образ вечера в природе

Задание на межпредметное обобщение
(2 балла= 1 балл за выбор стихотворения + 1 балл за его обоснование)
Какое стихотворение из предложенных наиболее созвучно с музыкой романса С.В. Рахманинова «Островок» и почему?__________________________________________________________________________

О том, как хороша природа

О том, как хороша природа, Не часто говорит народ Под этой синью небосвода, Над этой бледной синью вод. Не о закате, не о зыби, Что серебрится вдалеке,- Народ беседует о рыбе, О сплаве леса по реке. Но, глядя с берега крутого На розовеющую гладь, Порой одно он скажет слово, И это слово - "Благодать!". (С.Я. Маршак)
С Добрым утром!

Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона. Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы. Шелестят зеленые сережки, И горят серебряные росы. У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром И, качаясь, шепчет шаловливо: "С добрым утром!"

(С. Есенин)
Без названия

Спокойствие воды притягивает взор,
И будто предо мной возникла Вечность...
Даёт спокойствие моей душе
Её бескрайняя, безбрежная поверхность.
Вода прозрачна – видно глубину,
Спокойна как её теченье!
Луч солнца заглянув в неё –
Своё увидел отраженье.
Когда смотрю на красоту воды,
Вкус липового меда ощущаю.
И видя цвет лиловой глубины,
Спокойствие души приобретаю.
Спокойствие во всем,
Спокойствие во мне.
Спокойствие даёт уверенности мне
И радости Любви в сердечной глубине.

(Н. Половнева)


Задание на межтемное обобщение (1балл)
К каким знакомым вам произведениям С. Рахманинова можно отнести слова М. Горького: «Как хорошо он слышит тишину»?
А) Романс «Весенние воды»
Б) Романс «Островок»
В) Вокализ
Г) Концерт №3 для фортепиано с оркестром (1-я часть)
Д) Прелюдии соль мажор, соль-диез минор
Е) «Богородице Дево, радуйся»


Критерии оценивания теста:
9-10 баллов – оценка «5»
7-8 баллов – оценка «4»
5-6 баллов – оценка «3»
Менее 4 баллов – оценка «2»











Ответы теста:

Музыкальные отрывки прослушиваем в следующем порядке:
1. «Утро туманное» в исполнении А. Малинина
2. «Венецианская ночь» в исполнении Э. Хиля
3. «Островок» в исполнении С.Я. Лемешева)
Произведение «Островок» С.В. Рахманинова звучало под № 3
Жанр произведения: романс
Время создания: сентябрь 1896 года
Кому посвящено: С.А. Сатиной, двоюродной сестре С.В. Рахманинова, родной сестре его жены Н.А. Рахманиновой (урождённая Н.А. Сатина)
Автор слов: К. Бальмонт
А
Приведите примеры известных вам романсов:
А.Е. Варламов «Горные вершины», М.И. Глинка «Жаворонок» и др.

1. Содержание текста (особенно последние строчки)
2. Музыкальный метр или ритм (первая музыкальная фраза каждого романса вполне «ложится» на музыку другого романса):
например, «Здесь Еле дЫшит ветерОк» («Островок»), «Там Ель качАлась надо мнОй» («Сон»).
3. Мелодический рисунок
4. Аккомпанемент (триольный)
4. А
5. Аргументированный ответ учащихся
6. Б, В, Д