Конспект урока для 5 класса по музыке: «Музыкальная живопись и живописная музыка».
Конспект урока 5 класса «Музыкальная живопись и живописная музыка»
Цель урока: показать учащимся взаимосвязь музыки и живописи, на примере творчества М. Чюрлёниса.
Задачи:
Образовательная: сформировать у учащихся умение выводить взаимосвязь музыки с изобразительного искусства, на примере произведений М. Чюрлёниса, дать детям представление о том, что композитор может изобразить разное состояние природы и передать определенные настроения и чувства человека, созвучные этим картинам природы;
Развивающая: развитие умений вокального-хорового исполнительства, эстетического восприятия образцов художественного искусства, а именно чувство красоты (природы, музыки, живописи, поэтического слова);
Мотивационная: способствовать формированию ценностно-личностного отношения учащихся, через интерес к высокохудожественным образцам мирового искусства.
Универсальные учебные действия.
Личностные: уметь логично отстаивать свою точку зрения, осознано основываясь на свои личностные переживания, в ходе прослушивания музыкального произведения.
Познавательные: самостоятельно формулировать познавательную цель, выделять необходимую информацию, уметь осознанно излагать испытанные чувства и эмоции, при прослушивании произведений.
Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, выделять и осознавать то, что уже усвоено и подлежит усвоению.
Коммуникативные: участвовать в дискуссии по проблеме, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Организационный этап
Приветствие детей (попевка) «Здравствуйте, ребята!»
Тему урока вы сегодня узнаете не со всем обычным способом. Вы все знакомы с мобильными телефонами. Но работать мы будем не с вашими телефонами, а с моим. Для того чтобы узнать слово вам необходимо набрать указанный номер. (Слайд с изображением телефона и номера)
8 937 562 08 41
8 – «Му»
9 – «зыкаль»
3 – «ная»
7 – «жи»
5 – «вопись и»
6 – «жи»
2 – «вопи»
0 – «сная»
8 – «му»
4 – «зы»
1 – «ка».
Итак, тема нашего урока – «Музыкальная живопись и живописная музыка».
Работа по теме урока
Как вы думаете, что такое музыкальная живопись?
А что значит живописная музыка?
Молодцы! Сегодня на уроке мы познакомимся с произведениями, рисующими образ моря.
(звучит шум прибоя) Читаю: Могучее море. Велико, беспредельно. Безмерно. Целое небо обводит твои волны, а ты, полно величия, дышишь тихо и спокойно, ибо знаешь, что нет конца твоей мощи Ночью смотрит на тебя полмира, далёкие солнца погружают в твои глубины свой мерцающий, таинственный, сонный взгляд
Эти строки принадлежат литовскому композитору и художнику Микалоюсу Чюрлёнису. В своём творчестве он соединил два вида искусства – музыку и живопись. Своими картинами он хотел выразить музыку, а красками стремился передать музыкальные звуки. Посмотрите картины Чюрлёниса. (слайды с картинами)
1. Здесь мы видим побережье с высоты птичьего полёта. Видна мелкая сеть волн, берег, дальние холмы. Закройте глаза – и представьте себя совсем маленьким, величиной с ваши ладошки. Посадите себя – маленького на ладонь. А теперь поднесите себя крошку к первой картине и погрузитесь в неё. Вдохните запах солёной воды, потрогайте волны, послушайте их лёгкий звон. Как вы себя чувствуете в этой картине? Могли бы вы зайти вглубь этой спокойной воды? Но пока остановимся и выйдем на сушу
2. Вторая – глазами человека, который зашёл по колено в воду. На расстоянии вытянутой руки волны, тени птиц, силуэты рыб, проплывающих у побережья. Это совсем другой взгляд на тот же участок моря и берега. Зайдём во вторую картину. Здесь тишина. А теперь посмотрим вниз, на затонувший город. Осторожно выплывем, покинем картину3. Третья картина для самых смелых. Не входите слишком глубоко. Встаньте перед огромными вонами, послушайте штормовой гул, ощутите холодные брызги А теперь вернитесь.Немного отойдём назад – и ещё раз вглядимся.Вас, наверное, удивляет, почему море нарисовано жёлтым?
На этот вопрос литовцы вам ответили бы так: «Знаете, балтийское побережье – это янтарное побережье, это от янтаря». Чюрлёнис всю жизнь любил море. С темой моря связаны не только его полотна, но и музыка. Например, симфоническая поэма «Море». Сейчас мы её послушаем. У вас на столах лежат три рисунка. Разложите эти рисунки по порядку так, чтобы они подходили к характеру музыки.
(Слушание)М. Чюрлёнис Симфоническая поэма «Море»Объясните, почему вы разложили рисунки в таком порядке.
Определение средств художественной и музыкальной выразительности, их взаимосвязь (слайды).Мы познакомились с картинами, посвящённые морю. Каким же бывает море, ребята?
Молодцы, правильно и все эти различные состояния моря нашли своё звуковое выражение и в музыкальных произведениях М. Чюрлёниса.
Вокально – хоровая работа
А сейчас мы познакомимся и разучим песню под названием «Я ХОЧУ УВИДЕТЬ МУЗЫКУ»
(Музыка Г. Струве, Слова И Исаковой) (слушание)
Распевание; Работа над первым куплетом; Отработка чистоты интонирования; Пение по фразам. Выразительность исполнения. Разучивание второго куплета; Работа над текстом.
Итоговое исполнение произведения.
Итог урока
Как же взаимосвязаны живопись и музыка?
Какой композитор объединил в своём творчестве живопись и музыку?
(Выставление отметок и оценка деятельности учеников)
«Здравствуйте, учитель!»
«Музыкальная живопись и живописная музыка»
Музыкальной живописью называют живопись, наполненную столь поэтическим чувством, что его трудно передать словами, можно только такой же поэтической мелодией.
Живописной музыкой обычно называют такую, которая настолько ярко и убедительно передаёт впечатления композитора от картин природы, что мы начинаем, словно бы видеть эти картины.
(ответы детей)
(объяснение детей)
Море может быть тихим, безмятежным, спокойным. А может грозным и бушующем.
(ответы детей)
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115