7 класс. Тема полугодия «Музыкальный образ». Тема урока «Контрастные музыкальные образы в вокальной музыке С. В. Рахманинова».

Урок разработан учителем музыки
МОУ «Северодвинская городская гимназия»
Каториной Татьяной Павловной.

7 класс.
Тема полугодия «Музыкальный образ».
Тема урока
«Контрастные музыкальные образы в вокальной музыке С. В. Рахманинова».

Цели:
- Развитие творческого воображения и потенциала учащихся.
- Воспитание любви к природе через использование музыкального, живописного и поэтического материала к уроку.
- Расширение представления о творчестве русского композитора С. В. Рахманинова.

Задачи:
- Познакомиться с жанром романса в творчестве С. В. Рахманинова.
- Закрепить теоретические и практические знания об основных средствах музыкальной выразительности.
- Раскрыть новые грани контрастных музыкальных образов через восприятие контрастных поэтических и живописных образов.

Ход урока.
Слайд №1.
Учитель:
Продолжим наш разговор на тему «Музыкальный образ». Вы уже знаете, что любое музыкальное произведение несет в себе музыкальный образ, иногда даже не один. Сегодня нам предстоит необычная работа. Сначала я хочу спросить вас:
- Есть ли в нашей жизни что-либо абсолютно неподвижное, не развивающееся?

Дети:
- Нет. Все что существует в мире – рождается, растет-развивается и умирает.

Учитель:
- А бывает ощущение полного покоя, неподвижности?

Дети:
- Да. Но это иллюзия, на самом деле жизнь продолжается.

Учитель:
- Давайте рассмотрим репродукцию картины художника Борисова-Мусатова «У водоема».

Слайд №2.
- Что вы видите на картине?

(ответы детей)

Учитель (из ответов учащихся делает обобщение):
Синее и белое небо опрокинулось в пруд. Две женские фигуры в позах, исполненных покоя, умиротворения. Густой синий бархат платья перекликается с цветом неба и длинным синеватым барьером, окаймляющим водоем. В солнечном спокойствии «Водоема» дрожит легкая грусть. Художник как бы хочет задержать подольше это мгновение – внутреннее слияние человека с природой.

Слайд №3.
- Какой художественный образ в картине?

Дети:
- Образ спокойствия, наслаждения тишиной и покоем.

(на слайде появляется правильный ответ)

Учитель:
Теперь внимательно рассмотрите репродукцию картины художника Станислава Жуковского «Весенний ручей». Что вы видите здесь? Какое настроение в картине?

Слайд №4.
(ответы детей)

Учитель (из ответов учащихся делает обобщение):
- В центре картины мы видим большой весенний ручей, образовавшийся из огромного количества маленьких ручейков. Радостные солнечные блики на воде. Кое-где еще лежит последний снег. Ярко синее небо, ощущение воздуха, свежести. Оживает природа, шумит вода. Радостное, приподнятое настроение.

Слайд №5.
Учитель:
- Какой художественный образ в этой картине?

Дети:
- Образ радостного весеннего пробуждения, движения, восторга.

(на слайде появляется правильный ответ)

Учитель:
- Мы убедились, что художники могут создать контрастные образы в живописи. А может ли создать тот или иной образ поэзия?

Дети:
- Да.

Слайд №6.
Учитель:
- Послушайте стихотворение К. Бальмонта. Какое здесь настроение? Какой поэтический образ?

(Выразительное прочтение стихотворения «Островок»).

Дети:
- Образ, спящего в лучах солнца, островка. На нем не происходит никаких событий, не бывает гроз и ветров, жизнь как бы замерла, остановилась.

Учитель:
Музыка - это особый вид искусства, она всегда находится в движении, в развитии. Может ли музыка (постоянно находящаяся в развитии и движении) создать образ полного покоя, остановки, тишины? Представьте, что вам нужно написать музыку к этим стихам и подчеркнуть созданный в поэзии образ полного покоя и тишины. Давайте вспомним, какие средства музыкальной выразительности используют композиторы?

Слайд №7.
Дети:
- Мелодия, темп, тембр, ритм, лад, динамика.

(на слайде появляются названные средства музыкальной выразительности)

Учитель:
- Какими должны быть средства музыкальной выразительности, отображающие этот образ?

Дети:
- Мелодия – спокойная, плавная, без скачков.
- Лад – мажорный, т. к. там много солнца, света тепла.
- Темп – медленный или средний.
- Динамика – p, pp,mp.
- Ритм – ровный, не пунктирный.
- Тембр – немного звуков в аккомпанементе, легкий, высокий голос

Слайд №8.
Учитель:
- А теперь давайте послушаем, как это сделал профессиональный композитор. Назовите композитора. Что вы о нем знаете?

Дети:
- Русский композитор, в 1917 году эмигрировал в Америку. Через все творчество Рахманинова проходит тема Родины, русской природы.

(на слайде появляется имя композитора, годы жизни)
( можно вспомнить известные произведения Рахманинова)

Учитель:
- Мы послушаем романс Рахманинова «Островок».
Слайд №9.
- Что такое романс? Чем романс отличается от песни?

(после ответов детей на слайде появляется правильный ответ)
Слайд №10.
(Слушание романса Рахманинова «Островок» с использованием видеоролика)

Учитель:
- Разберем, что совпало с нашими вариантами, сравним.

Дети:
- повторяющиеся интонации
- неспешное развитие
- светлый мажор
-простое сопровождение (несколько раз повторяющаяся медленно нисходящая гамма) сочетается с повторяющимися интонациями мелодии
- медленный темп
- тихая, замирающая к концу до pp динамика
- высокий мужской голос – тенор

Учитель:
- Может музыка создать образ покоя, неподвижности, тишины? Вы только что в этом убедились.
А сейчас вспомним еще один романс С. В. Рахманинова, мы слушали этот романс в прошлом году.
Слайд №11.
(звучит романс Рахманинова «Весенние воды» на фоне видеоролика)

- Как называется романс? О чем текст?

Дети:
- Романс называется «Весенние воды». Он о весне, о бурных весенних ручьях, о радостном, восторженном, весеннем настроении.

(на слайде появляется правильный ответ)

Учитель:
- Похож этот романс по образному строю на романс «Островок»? Или это другой образ? Какой?

Дети:
- В романсе «Островок» музыка изображает, что в природе все замерло и остановилось,
а в романсе «Весенние воды» изображается стремительное, безудержное движение юных сил весны.

Учитель:
- Правильно, это два абсолютно контрастных музыкальных образа. Какие средства музыкальной выразительности используются в романсе «Весенние воды» для создания образа безудержного, радостного движения весны?

Дети:
- Видоизменяющаяся, стремящаяся вверх интонация, скачки в мелодии.
- Быстрый темп.
- Яркая, громкая динамика.
- Богатое, насыщенное сопровождение.

Учитель:
- Сегодня вы убедились, насколько богаты и многогранны средства музыкальной выразительности. Используя их, композиторы могу создать различные музыкальные образы. На примере вокальной музыки С. В. Рахманинова мы сегодня познакомились с двумя контрастными музыкальными образами. Назовите их еще раз.

Дети:
- Образ полного покоя, неподвижности и образ безудержного движения.

Слайд №12.
Учитель:
- С какими романсами созвучны по настроению, образному строю эти картины?

(после ответов детей появляется правильный ответ)

Слайд №13.
Учитель:
- Давайте вместе сделаем вывод.
Ну и в завершении урока еще одно произведение, где мы встречаем образ природы. Оно прозвучит в нашем исполнении.

(Исполнение песни о природе по выбору учителя или учащихся)

Учитель МОУ «СГГ» Каторина Т. П.
15