Статья Методические проблемы регистровки на аккордеоне

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИСТРОВКИ
НА АККОРДЕОНЕ


Аккордеон, наряду с фортепиано, обладает универсальными конструктивно-техническими характеристиками, разнообразными акустическими и художественными возможностями. Обучение игре на нем способствует формированию высококвалифицированных специалистов – учителей музыки, способных вести как учебно-воспитательную, так и широкую концертно-пропагандистскую работу. Активное освоение студентами аккордеонов нового поколения, в частности многотембровых, готово-выборных, позволяет расширить возможности пополнения репертуара учащегося-исполнителя за счет переложений оригинальных произведений, написанных для органа, клавесина, фортепиано, скрипки, голоса, хора и оркестра. Это стимулирует творческий потенциал студента, неизмеримо раздвигая перед ним стилистические и жанровые горизонты.
Для овладения аккордеоном на достаточно высоком профессиональном уровне студентам и преподавателям необходимо обращать особое внимание на вопросы регистровки. Во многом за счет этого создается перспектива эффективного использования богатых выразительных ресурсов инструмента. Не без основания регистровку часто называют оркестровкой применительно к баяну и аккордеону. Пятнадцать различных тембров открывают неисчерпаемые возможности для реализации творческой фантазии музыкантов. Поистине удивительно, что аккордеон может не только подражать другим инструментам, но и звучать как целый камерный оркестр. Однако, в учебном процессе музыкально-педагогических вузов не всегда уделяется должное внимание технике регистровки. Случается так, что инструмент в руках студента звучит «бедно», его тембро-динамические и колористические достоинства не реализуются, а сама музыка, порой знакомая с детства, предстает в трудно узнаваемом виде.
Регистровка представляет собой весьма объемную тему, как с точки зрения теории, так и методики исполнительства и, в силу своей многоаспектности, требует специального изучения в классе основного и отчасти дополнительного музыкального инструмента. Мы считаем целью настоящей работы заострение внимания на таких методических проблемах регистровки, как: упорядочение названий и обозначений регистров, улучшение ориентирования на регистровом мануале, устранение механических призвуков во время переключений и, впервые, – введение специальной аппликатуры в регистровку.


Пикколо
Концертина
Кларнет
Фагот
1. Одноголосные регистры. Основные тембры


Гобой
Челеста

2. Двухголосные регистры. Двойные составные тембры


Баян (Унисон) или Аккордеон (Разлив)



Орган
Фагот с кларнетом
Фагот с концертиной



Баян с пикколо
(Разлив с пикколо)

3. Трехголосные регистры. Тройные составные тембры


Баян с фаготом
(Разлив с фаготом)



Орган с кларнетом
Орган с концертиной



Тутти
4. Регистр, объединяющий все возможные комбинации. Четырехголосие


Выделяются две разновидности одного и того же регистра и в зависимости от настройки называются по-разному; при точной настройке – «баян» или «унисон», при отсутствии точного унисона – «разлив» или «аккордеон».
В правой части корпуса современного концертного аккордеона есть две деки – прямая или открытая и так называемая «ломаная». В прямой деке находится «пикколо» и «концертина». По окраске звука тембры этих регистров светлые, яркие. В ломаной деке расположены «фагот» и «кларнет». Они отличаются более матовым, приглушенным тембром. В символических обозначениях, приведенных в таблице, точка слева определяет нахождение звуков на ломаной деке, точка справа – на прямой [1].
На инструментах разных марок расположение переключателей неодинаковое. К сожалению не все последовательности из 11-15 регистров можно считать удобными для запоминания и использования. Так на инструментах Weltmeister, S 4, S 5, «Consona», «Stella» группы переключателей регистров с «фаготом» расположены напротив верхних звуков, а без «фагота» – напротив нижних, хотя порядок должен быть, как минимум обратный, так как создается неудобство пользования переключателями при игре. Трудно обнаружить какую-либо логическую последовательность переключателей на итальянских инструментах Bugari, Pigini и некоторых других. Наиболее продуманной с точки зрения использования является их последовательность на готово-выборных аккордеонах «Ленинград». Мануал регистров уместно рассматривать как вторую правую клавиатуру. Желательно «играть» на ней без акцентов, не применяя большой физической силы. Сразу встает вопрос об ориентировании на этой клавиатуре, от которого зависит качество звучания в целом. Неспроста случается, что исполнитель промахивается мимо нужного переключателя, начинаются поправки, возникают лишние призвуки. Чтобы лучше ориентироваться и, как следствие, экономить время, внимание, необходимо запомнить и четко представлять, где находятся переключатели основных и составных тембров. Немаловажно знать, в какие группы они объединены. Отправные ориентиры «фагот», «кларнет», «концертина», «пикколо». Затем разделяются двойные и тройные тембры по сочетанию в них ломаной и прямой деки. Например: все регистры с «кларнетом» в верхней части мануала, а все с «концертиной» – в нижней, как на аккордеоне «Ленинград». На других инструментах возможны другие объединения в группы. Важно найти и установить для себя логику в расположении переключателей.
Говоря о значимости вопроса переключения регистров, заметим, что он волнует не только аккордеонистов. Вокалисты учатся плавному переходу своего голоса из нижнего регистра в средний и затем в верхний, имея на начальном этапе обучения массу проблем. Органисты вообще прибегают к помощи ассистента, который стоит рядом и осуществляет необходимые манипуляции с регистрами. Трудно представить, как по сцене, вокруг аккордеониста бегал бы ассистент, попеременно включая ему регистры с двух сторон. Исполнители обходятся без этого, но не всегда владеют техникой включения, соответствующей современным требованиям. В связи с этим, Ф.Липс дает несколько пожеланий к самой технике манипулирования переключателями.
1. При включении не должно быть никакой внешней демонстрации.
2. Необходимо добиваться бесшумного переключения регистров. Этого можно достичь плавным нажатием без замаха.
3. Переключение регистров не должно отражаться на течении музыки. Иногда исполнитель излишне увлечен последующим переключением и не дослушивает до конца фразу перед сменой регистров.
4. Если необходимо переключить регистр в правой клавиатуре и готово-выборную систему в левой, то делать это следует не поочередно, а одновременно, чтобы щелчок был один.
5. Встречаются варианты включения регистров во время игры между шестнадцатыми нотами и одновременно с нажатием клавиш. В этих случаях важно, чтобы не было суеты.
6. Включая регистр одновременно с нажатием клавиши, мы можем избежать щелчка, т.к. его перекроет звучание инструмента.
7. Переключать с готовой системы на выборную или наоборот иногда приходится во время игры. Поскольку щелчков получается два – когда нажимаем переключатель и когда отпускаем его, – то их желательно давать на сильные доли такта через какой-то промежуток, тогда они будут не так слышны [2].
Еще один совет болгарского аккордеониста П.Маринова [3] по поводу переключения регистров на ряде инструментов немецкого производства: чтобы при переключении избежать щелчка, следует один палец поставить на нажатый переключатель, а другим включать следующий, одновременно плавно отпуская предыдущий. Это не даст ему сильно спружинить.
Далеко не все равно, каким пальцем включается тот или иной регистр в конкретной исполнительской ситуации. Неудачная аппликатура может заметно снизить качество исполнения в целом. На наш взгляд, существенный момент, о котором не упоминает Ф.Липс, – это введение аппликатуры в регистровку. Включение регистров осуществляется 1-м, 2-м, 3-м и, реже, 4-м пальцем, и в каждом конкретном случае исполнитель должен знать, каким именно пальцем воспользоваться. Плохо, когда один и тот же палец включает регистр и сразу после этого нажимает клавишу. Максимальная рациональность и экономность движений весьма существенна для аккордеонной аппликатуры.
Итак, мы считаем овладение технологией регистровки важным методическим аспектом в классе аккордеона. Вместе с тем, одно лишь владение техникой без глубокого осмысления вопросов теории не может поднять исполнение на высокий профессиональный уровень. Данная работа намеренно не касается ряда важных теоретических вопросов регистровки. Поэтому проблемы регистровки заслуживают дальнейшего всестороннего освещения в научно-методической литературе.


Список литературы

1. Завьялов В.Р. Баянное искусство. – Воронеж, 1995 .
2. Липс Ф.Р. Искусство игры на баяне. – М., 1985.
3. Маринов П. Очерци за обучението по аккордеон. – Пловдив, 1996.

 Имеется в виду, что при расширении диапазона за счет регистров переключатели оказываются трудно досягаемыми.










13PAGE 15




13PAGE 15


13PAGE 14115











Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 615