Формирование навыка чтения нот с листа у учащегося-пианиста на начальном этапе обучения.

 Тема открытого урока: Формирование навыка чтения нот с листа у учащегося-пианиста на
начальном этапе обучения.
Класс: второй класс детской школы (фортепианное отделение)
Форма проведения: индивидуальный урок.
Цель урока:
Обеспечение развития музыкально-творческих способностей учащегося, на основе
приобретённых им знаний, умений и навыков в области фортепианного
исполнительства; формирование комплекса умений и навыков для чтения нот с листа.
Задачи урока:
Образовательные:

· Развитие метроритмического чувства (внутренней ритмической пульсации) и
графического восприятия нотной записи. (По методике Смирновой Т.И.);

· Освоение и закрепление музыкальной грамоты в наглядно-игровой
форме, необходимой для владения инструментом в пределах программы
учебного предмета;

· Приобретение навыка широкого зрительного охвата нотного текста с
использованием элементарного приспособления «бегунка» и карточек с
музыкальными фразами;

· Применение метода «сольфеджирования» и анализа музыкального
произведения.
Развивающие:

· Развитие у детей интереса, любви к музыке и музыкальному творчеству;

· Развитие навыков самостоятельной работы с музыкальным материалом по чтению
нот с листа;

· Развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти, музыкальности и артистизма.
Воспитательные:
Воспитание самостоятельности и творческой активности учащегося-пианиста.
Методы обучения:Интернет-ресурсы:
http://videouroki.net
Самоанализ
Психолого-педагогическая терминология:
1.Чтение нот с листа - это исполнение музыкального произведения по нотам без
предварительного разучивания. Чтение с листа, как вид музыкальной деятельности
является наиболее сложной разновидностью игры по нотам и обладает статусом
художественной деятельности. Это означает: чтение музыки с листа есть акт ее
интерпретации.
2. В формировании навыка чтения с листа задействованы зрение, слух, осязание и
моторика, что представляет собой сложный психофизиологический процесс,
требующий специальной работы. Процесс чтения с листа
· представляет собой
сложную аналитико-синтетическую деятельность. В основе чтения с листа лежит
следующий механизм: «вижу слышу играю поправляю», т.е. «нотный текст
слуховые представления игровые движения слуховой контроль». Новейшая
психология чтения с листа вводит в эту цепочку звено «переживаю»
· эмоционально-
образный компонент чтения.
3. Развитый навык игры с листа представляет собой сложную высокоорганизованную
систему, действие которой осуществляется при активном участии внимания, воли,
памяти, интуиции и творческого воображения исполнителя.
Актуальность темы данного урока объясняется необходимостью обучения детей
грамотному прочтению нотного текста с листа, так как процесс чтения с листа
музыкальных произведений по существу является первым и чрезвычайно важным
«шагом» ребенка в мире музыкального искусства, первым этапом его развития в
качестве активного участника музицирования. Переоценить значение этого этапа
трудно. Учить читать с листа – значит приобщать ребёнка к музыке, развивать его
музыкальное мышление. Актуальность выбранной темы урока очевидна, так как
свободное и беглое чтение нот с листа – один из ключевых моментов музыкальногообразования, важное условие всестороннего развития учащегося, основа его будущей
самостоятельности.
Механизм, обеспечивающий интенсификацию процесса музыкального обучения,
обусловлен взаимосвязью различных практикуемых на занятиях видов музыкально-
творческой деятельности, что ведет к их взаимному обогащению и развитию. Это
позволяет экономить время на освоение каждого из данных видов деятельности и при
этом повышать их качественный уровень.
Так развитие навыков чтения с листа будет способствовать более быстрому разбору
текста. Гармонический анализ текста, ведущий к развитию ладогармонического
мышления и развитию внутреннего слуха, облегчит процесс приобщения ученика к
импровизации и элементарному сочинению; позволит ему быстрее выучивать текст
наизусть в опоре не только на двигательную, но и на ладогармоническую память,
ускорит формирование умения подбирать, по слуху. Анализ формы, анализ развития
тематического материала, т.е. музыкальной мысли, расширит представление ученика о
содержании музыкального произведения и тем самым заложит основу для поиска его
индивидуальной трактовки.
Всесторонне развитый в процессе музицирования музыкальный слух обогатит
восприятие музыки и сделает ее интерпретацию более тонкой, эмоциональной и
артистичной. Постоянно, начиная с первых уроков, выполняемый учеником полный
анализ изучаемых произведений позволит освоить теоретические знания через
практическую деятельность, что в свою очередь приведет к более осознанной работе
над произведениями и повысит профессиональный уровень исполнительства, научит
анализировать, обобщать, понимать закономерности и особенности музыкального
языка. Теоретические знания, приобретённые через ежедневную практическую работу,
создадут хорошую базу для творческой деятельности ученика, повысят его
самостоятельность и творческую активность.
Творческая деятельность развивает такие важные для любого вида деятельности
личностные качества как воображение, мышление, увлечённость, трудолюбие,
активность, инициативность, самостоятельность. Эти качества необходимы при
переводе ученика на самостоятельность в обучении. Давно известно, что только
активная самостоятельная работа под контролем преподавателя позволяет значительно
интенсифицировать учебный процесс. Это освобождает много урочного времени дляобъяснения нового материала, способствует быстрому продвижению учащегося,
формированию у него чувства ответственности и способности к саморазвитию.
Данная тема открытого урока выбрана с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей учащихся младших классов. Данный урок является одним из этапов в
процессе формирования навыка чтения нот с листа.
Тип учебного занятия - комбинированный.
Форма организации урока – индивидуальная.
Оборудование: фортепиано, ноутбук, музыкальный центр.
Нотный материал: сборники нот по чтению с листа, наглядный дидактический и
игровой материал; личная разработка автора – карточки с музыкальными фразами.
Урок проводился в кабинете для занятий по специальности фортепиано.
Учащийся был подготовлен к предстоящей работе, внешний вид и внимание
соответствовали рабочей обстановке урока.
В ходе урока прослеживалось единство образовательных, развивающих и
воспитательных задач. Содержание соответствует требованиям образовательной
программы по чтению нот с листа и перспективному планированию педагога по
разделам. На уроке использовалась опора на предыдущие знания и умения ученика и их
дальнейшее развитие с приобретением навыков по чтению нот с листа.
Учебная деятельность направлена на формирование практических навыков, а также на
умение определять тональность произведения, понимать ритмический рисунок, видеть
и осознавать мелодическую линию, расстояние между звуками по вертикали в
интервалах, аккордах, проводить элементарный анализ строения музыкального
произведения.
Цель урока была доведена до учащегося и достигнута. Ученик успешно овладел
навыком чтения с листа, справился с задачами интенсивного курса по основам чтения
нот с листа. Он освоил и закрепил новые теоретические знания по музыкальной
грамоте, приобрел навык широкого зрительного охвата нотного текса. Проводился
предварительный анализ музыкального произведения. Значительную эффективность
показал метод сольфеджирования. Достигнутые положительные результаты, обладают
определённой новизной и практической значимостью – могут быть использованы впрактике обучения детей игре на фортепиано в ДМШ и ДШИ, в курсе лекций по
методике фортепианного обучения со студентами средних и высших учебных
заведений.
Задачи, поставленные на уроке – решены. Обобщены новые подходы к обучению
технике чтения нотного текста с листа не только педагогов и методистов, но и
собственный опыт работы по данной проблеме. В приложении представлен интересный
иллюстративно-игровой материал, который использован в ходе урока.
Структура урока соответствует его цели. Музыкальный материал доступен и понятен
ученику. Логическая последовательность помогает достижению цели урока и
рациональному труду преподавателя и учащегося. В процессе урока были
использованы здоровье-сберегающие технологии: физкультминутка, с целью
расслабления мышц шеи и плечевого пояса, релаксации и переключения внимания.
В ходе урока использованы и другие методы
· метод рассказа, сравнительного анализа,
обобщения, репродуктивный, метод наблюдения и оценивания, эмоционально-
заражающий метод. Использовались следующие методические приемы для достижения
цели занятия: постепенность и последовательность в овладении навыками чтения нот с
листа; единство художественного и технического развития ученика; учёт
индивидуальных особенностей учащегося.
Наглядно-иллюстративный метод обучения применён в процессе повторения и
закрепления теоретического материала. Применение эффективных наглядных методик
особенно продуктивно в работе с детьми младшего школьного возраста. Известно, что
в силу особенностей возрастной психологии абстрактное мышление у детей этого
возраста, как правило, еще развито слабо, и лучше всего они усваивают теоретические
знания в наглядно-игровой форме. Мы сочетали игровые формы работы по разным
темам теории музыки, учитывая уровень подготовки ученика и его психологического
восприятия.
Карточки с музыкальными темами (личная разработка автора) позволили ученику
познакомиться не только с произведениями фортепианной литературы, но и с
вокальной, инструментальной, симфонической, оперной, камерной. При этом ученик
узнавал названия произведений, имена композиторов. В результате
· расширение
музыкального кругозора и укрепление межпредметных связей.В течение урока были использованы различные формы учебной деятельности:
индивидуальная, игровая, игра в ансамбле с преподавателем. Атмосфера учебного
занятия была творческой и доброжелательной. Ученик проявил себя активным
внимательным и заинтересованным.
Оценивание основывалось на полученном результате по окончании урока методом
наблюдения, контроля (выполнение теста) и анализа деятельности ученика.
Урок проходил в хорошем темпе и способствовал эффективному формированию
комплекса умений и навыков для чтения нот с листа










13PAGE 15


13PAGE 14115




15