Развитие навыка чтения с листа на занятиях фортепиано.


Учебно-методическая разработка

Развитие навыка чтения с листа на занятиях фортепиано.
Преподавателя высшей категории МКОУ ДОД Кумылженской ДМШ № 1
Ивановой Марины Олеговны.

11.02.2015

Цели и задачи.
Методическая разработка «Развитие навыков чтения с листа» посвящена одной из актуальных проблем обучения юных пианистов. Проблема формирования навыка чтения с листа является важным моментом в освоении фортепианной игры.
Главной целью этого вида деятельности является выработка представлений о связи мелодического комплекса с двигательными импульсами, зрительно-слуховыми представлениями.
Важными задачами являются:
- приобретение аппликатурной техники (на основе проработки основных технических форм: гамм, арпеджио, аккордов и т.д.),
- освоение клавиатуры «слепым методом»,
- формирование умения упрощать нотный текст,
- формирование навыка чтение с листа по вертикали,
- формирование навыка быстрого запоминания текста «фотографирования»,
- формирование навыка игры в ансамбле,
-формирование навыка восприятия группировки длительностей,
-формирование навыка игры без остановок.


Вступление.

Освоение техники чтения с листа.

Выработка навыка чтения с листа является предметом серьезного и упорного труда. Умение чтения с листа нот приходит путем целенаправленных и продуманных тренировок, здесь не должно быть места ссылкам на «прирожденную» способность учащихся.
Освоение техники чтения с листа состоит в том, чтобы выработался механизм перехода от знакового символа к звучащему. Этот процесс - сложен. Сначала – это зрительное восприятие, затем - звуковое представление и, наконец, - двигательный импульс. При чтении с листа в сознании происходят два процесса: превращение нотых символов, воспринимаемых зрительно в звуковые образы, то есть в ритмы, мелодии, гармонические последовательности.
Одновременно с этим происходит и второй процесс: превращение звуковых образов в движения, способные их произвести в реальном звучании. Самым сложным моментом в обучении игре с листа на инструменте является процесс звукомоторной связи. Учащийся должен суметь воплотить в движениях рук зрительно-слуховые представления. Поэтому с первых уроков нужно добиваться, чтобы у учащегося выработалось представления о связи мелодического комплекса с соответствующим движением.




Упражнения на развитие двигательной реакции.

Двигательная реакция на ритмический рисунок развивается с помощью упражнений, состоящих в воспроизведении остинатных ритмических фигур по нотной записи. Ориентировка рук без помощи зрения облегчается тем, что исполняемые по нотам пьесы выдержаны в одной позиции.
Первое задание- выработка навыка в исполнении и умении бегло прочитать наиболее часто встречающиеся в первоначальной фортепианной литературе элементы мелодии в движении вверх и вниз. Этому способствует игра «Бус»- звуков, идущих последовательно. Задача учащегося, не глядя на клавиатуру, воспроизвести правильные звуковые последования. Затем можно вводить «Бусы», где мелодия располагается скачками. Позже вводится игра «Двойных бус»- то есть игра двойными нотами, а чуть позже игра трезвучий («Снеговиков»).





Для развития навыка чтения с листа не глядя на клавиатуру, можно применять «слепой метод». Руки при этом находят нужные клавиши наощупь.
На первоначальном этапе знакомства с клавиатурой ученик с закрытыми глазами должен научиться определять группы из 2-х и 3-х черных клавиш.
Прорабатывать различные интервалы, аккорды, играть обеими руками в симметричном зеркальном движении.


Освоение навыка позиционных смен.

Навык позиционных смен осваивается также при помощи игры гамм, арпеджио, вырабатывается при игре этюдов. Умение бегло прочитать элементы движения мелодии вверх и вниз. Например «Этюд №1» Черни.




Навык позиционных смен осваивается также на материале этюдов. Смена позиций происходит, благодаря секвенционному движению. Например «Этюд» Черни №5:


Важно воспитать навыки быстрого зрительно-слухового сигнала опознания интервала или аккорда по графическому рисунку. Начиная играть «Бусы»- учащийся запоминает графическое изображение движения мелодии вверх, или вниз, расположение нот.
Две ноты подряд на линейках, или две ноты подряд расположены между линеек- значит следует играть через клавишу. Расположение нот – линейка, между линеек - значит следует играть ноты подряд.

Освоение аппликатурной техники.

Еще одно важное условие, определяющее быстроту и точность двигательной реакции на нотную картинку - аппликатурная техника. То есть – доведение до автоматизма умения выбрать аппликатурный вариант, наилучший в данной игровой ситуации. С первых занятий следует просить учащегося выбирать логичную и правильную аппликатуру и самому подписать над нотами - это даст лучшее запоминание и усвоение материала. Поэтому типичная аппликатура основных фортепианных форм должна быть прочно усвоена на занятиях, чтобы встретив ту или иную техническую фигуру в произведении, пальцы сами собой занимали нужную позицию.
Зная свойство начертания нот (на линейке и между линеек)- можно запомнить графическое изображение интервалов. Ведь каждый из них может быть начертан строго определенным образом. Интервалы, включающие четное число ступеней (2,4,6,8,10) состоят из нот разного начертания, одна из них находится на линейке, другая – нет.
Интервалы, включающие четное количество ступеней:





Интервалы, включающие нечетное число ступеней (1,3,5,7,9) состоят из однотипных нот (обе перечеркнуты или не перечеркнуты линейкой).

Интервалы, включающие нечетное число ступеней:



Это свойство сохраняется в любом случае, вне зависимости от того в каком ключе записаны ноты. Что же касается тоновой величины интервала, то при чтении нот она просто не должна интересовать: она неизменно будет правильной, если читающий хорошо знает тональность.
Можно также аппликатурную реакцию на интервалы и аккорды отрабатывать при помощи карточек. Нужно предложить ученику выбрать верхнюю или нижнюю ноту в интервале и по ней следить за движением:







Развитие навыка упрощения нотного текста.

Еще один важный навык, необходимый читающему с листа - это умение упрощать нотный текст. Ученик должен уметь определять в нотном тексте мелодию, подголоски, аккомпанемент, сначала в пьесах, которые он играет, затем в аналогичных пьесах при чтении с листа.

1)Один тип упрощения - игра крайних голосов с пропуском средних.


2)Исполнение в партии левой руки только сильной доли.


3)В гармоническом аккомпанементе соединять звуки, относящиеся к одной гармонии в единый аккорд (альбертиевы басы). Это приучает ученика забегать взглядом вперед, охватывать взором звуки, образующие первый аккорд (например: «Сурок» Л.Бетховена.)







Формирование навыка охвата нотного текста по вертикали.

Чтение с листа для пианистов более сложная задача, чем скажем, для скрипача, или виолончелиста. Это связано с тем, что фортепианная ткань, как правило, многомерна, требует осмысления по нескольким линиям сразу: по горизонтали и вертикали. Охват текста по вертикали дается легче в связи с привычкой читать словесный текст. Наиболее сложным для чтения фортепианной музыки является навык быстрого охвата текста по вертикали. Для приобретения этого навыка ученику предлагается:

пьеса аккордового склада (Р.Шуман «Северная песня»):





Аккордовая последовательность исполняется в форме быстрой гармонической фигурации, начиная от баса вертикаль переводится в горизонталь;

текст, изложенный в виде гармонической фигурации, играется сомкнутыми аккордами – при этом вырабатывается умение определять гармоническую логику арпеджированного текста, ускоряя восприятие развернутой вертикали (например «Пьеса» Ю.Литовко):





или «Этюд» Р.Шумана:





3) записать пьесу гомофонного, полифонического, или аккордового склада на трех, или четырех нотных станах, а затем исполнить ее по партитуре.

Освоение гамм и стереотипных функциональных последований.

Известно, что для верного чтения нот необходимо досконально знать тональность.
Для лучшего запоминания гамм их следует играть, начиная с любой ступени. Полезны также и упражнения, которые призваны решить две задачи. Кроме ладового ощущения, они приучают стереотипным последованиям звуков, наиболее часто встречающихся в произведениях (чаще в аккомпанементе). Такие функциональные последования как :
I- V7 –I; I –IV- V7- I .Эти последования можно играть в разных тональностях и создавать фактурный аккомпанемент, приближающийся к реальному.
Для того, чтобы ученик учился видеть нотный текст заранее, проигрывая пьесу, видел последующие ноты, можно снова применить прием постепенного закрывания листом нот, которые расположены чуть впереди, так, чтобы учащийся их успевал увидеть заранее и запомнил.


Развитие навыка ускоренного восприятия нотного текста и зрительной памяти.

Среди упражнений, развивающих навык ускоренного восприятия нотного текста есть «фотографирование». Ученику предлагается увидеть нотный текст за несколько секунд, и тут же закрывается листом бумаги определенный отрывок (мотив, фраза, предложение), который он должен запомнить, мысленно представить в звучании, а затем сыграть. В момент исполнения читается и запоминается следующий. Постепенно увеличивается скорость и объем запоминания фразы. Чтобы развить зрительную память у начинающего музыканта, надо научить читать сначала на 1 такт вперед простейших песенок, или попевок, закрывая по полтакта, затем по такту. Позже, усложняя репертуар, можно перейти на игру с закрытием тактов более сложных пьес.




Ансамблевая форма музицирования.

Очень полезно на всех этапах обучения использовать ансамблевые формы музицирования. Такая игра приобщает ученика к сравнительно сложным звучаниям, которые недоступны ему в сольном исполнении, дисциплинирует волю, тренирует внимание, помогает ощутить метроритмическое движение музыки.


Формирование навыка восприятия группировки длительностей.

Важным моментом в работе над чтением с листа играет восприятие группировки длительностей. Группировка длительностей облегчает чтение нот. Сколько долей в такте, столько и групп. Паузы группируются по тем же правилам.




Принцип от простого к сложному:



Формирование навыка игры без остановок.

Важным навыком игры при чтении с листа является навык игры без остановок, даже при серьезных ошибках. Это особенно важно, потому, что большинство аккуратных учеников с трудом преодолевают привычку тот час же исправлять любую погрешность. Следует приучить ученика не исправлять ошибку, а продолжать играть дальше, не останавливаясь, не теряя метроритмического движения. На неточности можно указать в конце исполнения произведения.

Заключение.
Таким образом чтение с листа - один из кратчайших, наиболее перспективных путей, ведущих в направлении общемузыкального развития учащегося. Умение читать с листа создает базу для быстрого освоения нотного материала, а значит высвобождает время на занятии для решения других музыкальных задач, которые приводят к совершенствованию фортепианной игры. Читая музыку с листа, ученик имеет дело с произведениями, которые не обязательно в дальнейшем разучивать, осваивать исполнительском плане. Нет необходимости специально штудировать их, совершенствовать в техническом плане. Эти произведения, говоря словами Сухомлинского «не для запоминания, не для заучивания, а просто из потребности мыслить, узнавать, открывать. Постигать, наконец изумлять.»


Список литературы:
Брянская Ф. «Навык чтения с листа, его структура и принципы развития».
Смирнова Т. «Интенсивный курс обучения игре на фортепиано».
Баренбойм Л. «Путь музицирования».
Рябов И.М. Рябов С.И. «Чтение с листа в классе фортепиано».


·-  -  -  -  ритм сложн-  15