Силовая подготовка на уроках физкультуры
Силовая подготовка на уроках физкультуры
Проводя ежегодно тестирование учащихся, на основе которого определяется уровень физической подготовленности, мы всегда ищем пути его повышения. Анализ проявления двигательных качеств во взаимодействии показал, что физическое качество СИЛА является ведущим и на нем базируются остальные качества. Поэтому, планируя работу над повышением физической подготовленности, необходимо в первую очередь позаботиться о развитии силы. Недостаточное развитие силы часто является тормозом в выполнении физических упражнений. Можно привести много примеров в любом виде спорта, где есть понимание того, что дальнейшее достижение зависит от специальной силовой подготовки. Вывод один – сила нужна.
Мышечная сила, от развития которой зависит здоровье человека, его внешний вид, физическая и умственная работоспособность необходима каждому человеку. Занимаясь специальными силовыми упражнениями можно увеличить силу и исправить недостатки своего телосложения. На ряду с этим занятия силовой подготовкой положительно воздействуют на сердечно-сосудистую систему, активизируют все биологические и физиологические процессы, протекающие в организме.
Я пришел к выводу о необходимости введения в программу по физкультуре раздела «Силовая подготовка школьников» после того, когда было рекомендовано ввести третий урок физкультуры в 10-11 классах. Аргументируя это было тем, что юноши должны быть готовы к службе в рядах Вооруженных Сил, а их силовая и психологическая подготовка не соответствует требованиям выпускника. С тех пор развитие силовых качеств занимает свое место в программе и не только в старших классах.
Задачи развития силовых способностей у детей школьного возраста:
В рамках базового физического воспитания необходимо обеспечить гармоничное развитие всех групп мышц опорно-двигательного аппарата у мужской половины детей школьного возраста. Особое внимание следует обратить на следующие мышечные группы:
– мышцы брюшного пресса;
- мышцы туловища;
- мышцы поясничной области;
- мышцы шеи;
- мышцы плечевого пояса;
- мышцы рук и ног.
Эта задача решается путем избирательно направленного воздействия силовых упражнений и важное значение имеет объём и содержание силовых упражнений, которые должны обеспечить пропорциональное развитие различных мышечных групп, что наглядно выражается внешне в соответствующих формах телосложения и осанке. Внутренний эффект силовых упражнений состоит в обеспечении высокого уровня жизненно важных функций организма и двигательной активности. Скелетные мышцы являются не только органами движения, но и активно помогают кровообращению, особенно венозному.
Разностороннее развитие силовых способностей в единстве с освоением жизненно важных двигательных действий (умений, навыков). Данная задача предполагает развитие силовых способностей всех основных видов.
Создание условий и возможностей (базы) для дальнейшего совершенствования силовых способностей в рамках занятий конкретным видом спорта или в плане профессионально-прикладной физической подготовки. Решение этой задачи позволяет удовлетворить личный интерес в развитии силы с учетом двигательной одаренности, вида спорта или выбранной профессии.
Возрастные особенности развития силы и силовых качеств
Самыми благоприятными периодами для развития силы у мальчиков и юношей является возраст от 13-14 лет до 17-18 лет. В школьном возрасте дети быстро растут и развиваются. Этот естественный процесс нельзя не учитывать при занятиях силовыми упражнениями. Дополнительные силовые нагрузки надо вводить осторожно, так как организм детей предъявляет повышенные требования к работе сердца, а упражнения, сопровождающиеся натуживанием и задержкой дыхания противопоказаны. Основным направлением на занятиях с детьми этого возраста должно быть всестороннее развитие мышечного корсета.
Силовые упражнения хорошо сочетаются с упражнениями на растяжку. Частота занятий по силовой подготовке не должна превышать трех раз в неделю. Чтобы избежать травм, повреждений и перетренированности на занятиях силовыми упражнениями необходимо придерживаться следующих правил:
Перед каждым занятием следует проводить полноценную разминку, чтобы обеспечить функциональную подготовку организма (опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной системы и др.) к выполнению конкретных задач основной части занятия;
Физическую нагрузку следует увеличивать постепенно;
При появлении боли в мышцах следует снизить нагрузку или сделать перерыв;
В каждое занятие следует включать упражнения на расслабление с целью понижения тонуса рабочих мышц и отдыха между упражнениями;
Чтобы избежать перетренированности, рекомендуется практиковать разгрузочную неделю (например, один раз в месяц), в которой основное время отводится на игровые упражнения, кроссовый бег, плавание и т.п., а объем упражнений с отягощением уменьшить вдвое;
В конце урока не следует давать максимальную нагрузку на утомленные мышцы;
Используемые на уроках силовые снаряды и инвентарь должны быть в хорошем состоянии; замки, фиксаторы, запоры для силовых снарядов должны быть всегда в исправном состоянии;
Для силовых снарядов должно быть отведено специальное место;
Помещение для урока должно быть хорошо проветрено;
При выполнении сложных и травмоопасных упражнений страховку на начальном этапе должен осуществлять учитель физкультуры при параллельном формировании у учеников навыков взаимостраховки и самостраховки;
Обязательно заниматься в спортивной одежде и обуви, соответствующих требованиям безопасности на уроках. Для проведения занятий по силовой подготовке у нас в школе имеется два тренажерных зала. Во время проведения занятий в старших классах много внимания уделяется упражнениям с гирями. Так как новый комплекс ГТО предусматривает выполнение упражнений с гирями с 5 по 9 ступени.
Гиревой спорт по взаимодействию на организм занимающихся является одним из наиболее эффективных средств физического развития. И в сравнении со многими другими видами гири имеют ряд своих достоинств и преимуществ. Прежде всего, простота, доступность и экономичность. Заниматься гирями можно дома одному, и группой во дворе, в школе. Стоимость гири сравнительно не велика, а срок использования практически не ограничен. Форма одежды тоже не требует больших затрат. Всё это в настоящее время не маловажно.
Упражнения с гирями просты и доступны. Осваиваются легко и быстро. Разнообразие упражнений, их зрелищность (особенно при жонглировании) позволяют проводить уроки на высоком эмоциональном уровне и с высокой плотностью. В процессе занятия воспитываются необходимые физические качества: сила, силовая выносливость, высокая физическая работоспособность, формируется осанка и красивое телосложения. Уже в первый месяц занятий учащийся овладевает жизненно важными умениями и навыками правильного обращения с тяжестями, что на всю жизнь страхует его от травм позвоночника.
Огромный вклад в решение проблем физического воспитания молодежи, её подготовке к службе в армии может и должен нести наш добрый, богатырский гиревой спорт.
В рамках массовой физической культуры, культивируемой в учебных заведениях Российской Федерации, основная цель силовой подготовки учащихся должна сводиться к укреплению их здоровья, хорошему физическому развитию и сдаче требуемых учебных нормативов, обеспечению хорошего настроения и высокой работоспособности, а так же правильной осанки и красивого привлекательного телосложения.