Начальный этап обучения на гитаре. Доинструментальный период.
МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД
на тему:
«Начальный этап обучения на гитаре.
Доинструментальный период».
Преподаватель по классу гитары
МБОУ ДО Локотская ДШИ С. В. Иванин
Локоть – 2014 г.
План доклада:
Тема - Начальный этап обучения на гитаре. Доинструментальный период.
Систематизация изученного материала.
Цель - показать, что доинструментальный период, рациональная посадка, постановка аппарата являются основным фактором в освоении инструмента.
Задачи - проанализировать проблемы начального обучения ученика с педагогом. Раскрыть роль развития творческих способностей. Показать, что физическая свобода является основой рациональной посадки. Определить рациональную посадку.
ВВЕДЕНИЕ
Отечественное гитарное искусство в последние десятилетия переживает период интенсивного подъема. Свидетельств тому множество: огромное количество проводимых в стране фестивалей и конкурсов гитары, участие и лауреатские звания наших гитаристов в международных конкурсах, расширение сети учебных заведений самых разных уровней с преподаванием в них гитары.
Актуальность данной темы в том, что происходят глубокие, качественные изменения в методике преподавания, связанные с общим развитием в музыкальной педагогике и с внедрением в педагогическую практику данных психологии и физиологии. Именно это заставило пересмотреть ряд привычных педагогических приёмов. Возникла потребность разработки методики воспитания исполнителя, в основе которой лежал бы принцип гармонического развития слуховой и технической сторон, в их диалектическом взаимодействии у детей младшего школьного возраста.
Совершенно очевидно, что недостаток информации по вопросам гитарной педагогики является «камнем преткновения» для преподавателей ДМШ и ДШИ на начальном этапе обучения.
Цель исследования:Доказать, что доинструментальный период, рациональная посадка, постановка аппарата - является базовым фактором в освоении инструмента.
Задачи:Проанализировать проблемы начального обучения работы педагога с учеником.
Раскрыть роль развития творческих способностей на доинструментальном этапе обучения.
Показать, что физическая свобода является основой рациональной посадки.
Определить рациональную постановку аппарата.
На начальном этапе обучения нужно отработать посадку ученика на стуле без инструмента. К каждому ученику, в зависимости от его возраста, воспитания, таланта, необходимо подходить индивидуально. Поэтому занятия следует проводить поэтапно, и вообще, в какой-то степени вся педагогическая деятельность строится на импровизации.
Наиболее рациональное положение корпуса на стуле - это на краю стула и ближе к правому краю сидения, что предупреждает изоляцию правой ноги во время игры на инструменте. Под левую ногу нужно ставить скамеечку. Высота ее зависит от роста ученика. Главное - чтобы левая нога по отношению к корпусу была под острым углом. Сохранению естественного положения корпуса помогает уверенная опора на ноги. Если у ученика правая нога не достает до пола следует под ногу подложить дощечку для полной устойчивости ноги, и чуть отодвинуть ногу вправо.
Главное в посадке - естественное положение корпуса, плеч, головы, что является важным условием для повышения работоспособности ученика. Сутулость отрицательно влияет на качество звука иррациональную работу исполнительского аппарата. Правильная посадка на стуле сочетается с собранностью и подтянутостью корпуса, отсутствием напряжения в мышцах спины. В то же время мышцы корпуса не должны быть чрезмерно расслаблены - при игре необходимо упругое, активное состояние мышц. Многие западные гитаристы занимаются изучением техники Аликсандера (он тщательно изучал мышечную анатомию). По определениям из научной статьи эта техника - практический метод улучшения свободы движения, баланса и координации всего тела. Цель техники Аликсандера в нахождении природного баланса, который требует максимального распределения напряжения, а не полного расслабления. Эта активная форма в познании учеником своей кинестатики, то есть полная осведомленность о происхождении напряжения в нашем теле. Это первый шаг к пониманию, где вы чрезмерно напрягаете тело во время игры: в плечах, бедрах, челюстях. И эта же осведомленность помогает понять, где нет необходимости попусту тратить энергию, а где действовать нужно сбалансировано. Аликсандер считает, что все идет от головы - установить первичный контроль, мысленно убрать напряжение - это релаксация и распределение по всему телу на уровне ощущений. Основная задача установить первичный контроль головы, шеи, туловища. Почему? Шея часть позвоночника, она де5ржит пятикилограммовую голову. Если голова сбалансирована, свободна, то позвоночник приобретает оптимальную длину - плечи расширены, объем грудной клетки увеличен, спина свободна. Такое положение ног, корпуса, плеч, головы ученику может казаться необычным, поэтому необходимо проделывать с учеником гимнастические упражнения для закрепления посадки.
После того как будет определено правильное положение инструмента, следует приступить к изучению положения правой руки. Здесь важно помнить, что плечо правой руки не изолировано от предплечья, оно лежит пассивно на корпусе гитары. Предплечье свободно перемещается по корпусу: вверх, вниз, влево, вправо. Надо рассказать ребенку как называются пальцы правой руки, не меняя положения кисти, не нарушая ее параллельности по отношению к порожкам постепенно округлить ее и пальцы кончиками, ближе к ногтю, ставить на первую струну. (I-indice) индике - указательный, (m-medio) медио - средний, (а-аnular) ануляр - безымянный, (е-ехtremo) екстремо - мизинец, (р-pulgar) пульгар - большой. Пульгар скользит по шестой струне и постепенно принимает удобное положение под острым углом по отношению к струне. Расстояние между декой и кистью должно соответствовать примерно ширине ладони ученика. Четыре пальца левой руки должны свободно проходить между запястьем правой и декой.
Несомненно, кисть правой руки сохраняет легкое напряжение и занимает не совсем удобное положение. Чтобы привести ее в естественное, свободное положение, необходимо расслабить мышцы всей руки и кисти. При этом мышцы кисти становятся мягкими и эластичными.
Описанный принцип положения кисти над струнами чрезвычайно важно закрепить многократным повторением упражнений. Кисть опустить на струны, чтобы она была параллельна порожкам, затем округлить, проверить расстояние между запястьем и декой, снять напряжение. Это упражнение проделывать до тех пор, пока не появится уверенность, ловкость в движениях.
Во время игры используются целый комплекс ощущений - пальцев, кисти, предплечья, плеча. Ни одна из названных частей руки при игре не будет пассивной. Все он образуют единую систему, в которой главенствуют пальцы. От контакта пальцев со струнами зависят качество и плотность звука. Звук - основа музыки.
Работа над звуком - процесс трудоемкий, требующий внимания, собранности, постоянного слухового контроля.
Несмотря на некоторые акустические и конструктивные недостатки - быстро угасающий звук, ограничения в громкости - гитара является богатейшим в тембровом и динамическом отношении инструментом. Это обязывает учителя с первых уроков придавать огромное значение воспитанию интонационно чистого, плотного, яркого, конкретного звука.
Гитара имеет индивидуальную окраску звука. На гитаре сложно взять звук силой 2-3 форте. Поэтому нужно развить гибкую динамическую шкалу через ощущение кончика пальцев со струной. Достижение разнообразия нюансировки - это главная задача при работе на инструменте. Педагог должен неустанно, требовательно следить за процессом формирования гитарного звука через слух и эмоциональную отзывчивость ученика. Нужно стремиться не только всесторонне овладевать звуком, но и чутко относиться к нему. Если ученик не приобретёт верные представления о чистом звуке, то какими бы другими качествами он не обладал, исполнение его не будет художественным, не принесет радости и удовлетворения.
Так как ученик не в состоянии осмыслить положение инструмента и правой руки одновременно, то правильнее будет разделить эту работу на этапы. К примеру, наряду с произношением стихов, развитием слуха, изучением нотной грамоты, усвоить положение инструмента. А на следующем уроке - положение правой руки.
Такая последовательность позволяет накапливать навыки освоения инструмента постепенно.
Теперь о положении кисти правой руки. После того, как правая рука заняла исходную позицию, следует положить кисть ладонью на струны таким образом, чтобы палец оказался около розетки справа. Ладонь и все пальцы располагаются на струнах параллельно ладам. Большой палец находится впереди на 6 струне. Это положение является исходным на начальном этапе. От положения правой руки зависит не только качество, но и подвижность пальцев. Действия правой руки определяют ритм, экспрессию, нюансы и всю гамму звучания.
Упражнения.
Рычажок.Задача: почувствовать ощущение мышечной свободы.
Поднимать руку медленно, сохраняя положение кисти, подобрать пальцы вместе и поставить на 2 - ю струну под розеткой, большой палец - на 6 -ю. Затем опустить вниз, свободное падение. Следить, чтобы между корпусом и кистью проходила ладонь. Кисть была круглой, ощущение яблока. Пальцы вместе над рисунком у розетки.
Обнять розетку.Сомкнутые пальцы поставить на струны, проверить кисть как на первом упражнении и опустить, чтобы ладонь обогнула розетку. Большой палец - на 5 -ой струне.
Подтяжки.Поставить пальцы -1 - m - а каждый на свою струну 3-2-1. Проверить постановку, как в первом упражнении. Медленно, с ощущением трудности, подтянуть пальцы каждый к своей струне. Расслабить. Повторить несколько раз. На основе этого упражнения можно учиться играть апояндо.
Предлагаемое положение кисти должно быть усвоено учеником и отработано до автоматизма. Задача подготовительного упражнения - научить ребенка фиксировать свои ощущения в достижении удобства положения кисти и руки в целом. Определите ученику время, для освоения данного положения и переключите его внимание на действия левой руки.
Действия обеих рук имеют разного вида сложности. Для их преодоления в процессе обучения приходится тратить много сил и времени. Поэтому с первых уроков необходимо уделять внимание в одинаковой степени развитию как правой, так и левой руки.
Упражнение на оптимальное определение положения левой руки. Опыт показывает, что начинать освоение грифа с детьми 7 -8 лет лучше с 5 лада.
Это связано, прежде всего, с физическими данными. В первой позиции прижимать струны гораздо труднее, чем в пятой. На начальном этапе это может вызвать зажатость рук, скованность игры.
Большой палец поставить на тыльной стороне грифа на уровне 6 лада так, чтобы ладонь не соприкасалась с грифом и была параллельна ему. Не отрывая от грифа большой палец, покачать кистью вместе с предплечьем влево и вправо, убеждаясь, что левая рука раскована. Дальнейшие действия заключаются в следующем: указательный палец, то есть 1-ый, положить на все струны вдоль порожка по принципу баррэ на пятом ладу, 2-ой - баррэ на шестом, 3-ий - на седьмом, 4-ый - на восьмом. Таким образом, зафиксировано положение левой руки на инструменте.
При этом большой палец левой руки не только поддерживает гриф, но и выступает как сила, противодействующая давлению остальных пальцев. Противодавление большого пальца помогает разгрузить плечевой пояс от излишнего напряжения. Упражнения для левой руки:
1. Расположить пальцы на карандаше, как на грифе гитары - устойчиво и прямо. Затем перенести эти ощущения на гриф.
Зарядка. Пальцы располагаем от пятого лада. На счет раз выпрямляем и кладем на струны - пальцы вместе, на два - вернуть в исходное положение. Следить, чтобы работали только пальцы, а не запястье.
Прыжки. Располагаем пальцы от пятого лада. Извлечь звук, если чистый, поставить на вторую струну, и так до шестой, затем вернуться к первой.
Перекресток. Располагаем пальцы от пятого лада. Первый, второй и третий пальцы - на первой струне, четвертый - на второй, затем меняем третий палец - на вторую струну, четвертый - на первую. И так доходить до пятой струны.
Гусеничка. Располагаем пальцы от пятого лада. Устанавливаем пальцы ближе к ногтю, ближнему порожку и как молоточком стучим по ладам, первый - третий, второй - четвертый. Сдвигаем на шестой лад, проверяем - ближе к ногтю, ближе к порожку. И так идем до девятого лада. От него переходим на вторую струну девятого лада и возвращаемся обратно. Контролируем пальцы - ближе к ногтю, ближе к нижнему порожку.
Следить за большим пальцем, чтобы не сгибался кольцом, не разворачивался в сторону головки грифа. Добиваться рациональных движений: не поднимать пальцы высоко над грифом, следить за дожатием, чтобы звук был без треска.
После того, как пальцы левой и правой руки заняли исходное положение, следует сделать легкий разворот корпуса с инструментом влево. Данную фиксацию обеих рук и корпуса нужно основательно отрепетировать, чтобы в действиях ученика не прослеживалось угловатости и скованности.
Итак, за данный период ученик должен красиво и образно произносить короткие стихи, определять характер пьесы, петь отдельные ноты и короткие мотивы, слышать звучание каждой струны отдельно. Он должен научиться графически, записывать шаги в словах, ознакомиться с нотным станом, обозначениями пальцев обеих рук, струн, ладов. Он должен научиться правильно и естественно сидеть с инструментом.
Великий пианист Гофман заметил: «Нет ничего опаснее для развития таланта, чем плохая основа. Многие исполнители в течение всей жизни пытались отделаться от дурных привычек, приобретенных на начальных стадиях обучения, и терпели неудачу».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В результате исследования данной темы можно сделать следующий вывод. Первой задачей было проанализировать проблемы начального обучения работы педагога с учеником. Назрела необходимость усовершенствовать методику обучения на инструменте со следующими факторами: 1) возросший уровень гитарного исполнительства диктует начинать обучение детей с 6-8 лет, что раньше не культивировалось. 2) в связи со сложностями набора, уровень музыкальных возможностей контингента весьма разношерстный, поэтому музыкальное образование имеет в основном общую эстетическую направленность, количество профориентированных детей уменьшается. Отсюда назрела необходимость трех уровневых программ, индивидуальный подход к каждому ребенку.
Вторая задача - раскрыть роль развития творческих способностей на доинструментальном периоде. Творчество на уроке - основа развития детского мышления и имеет прямое отношение к развитию музыкальных способностей. В донотном периоде: формируется восприятие, художественное воображение, интонационно-образное мышление, интонационно - слуховые представления, понимание выразительного языка музыки. Энергия этого заряда переносится на внеурочную музыкальную деятельность, определяя ее творческий потенциал. Также переносится на общее развитие ребенка.
Третья задача - показать, что физическая (мышечная) и психологическая свобода, детей является основой рациональной постановке гитаристов. Музыкальная педагогика должна стать глубоко продуманным процессом, основанным на общих данных современной психологии, учитывающей индивидуальные свойства ученика младшего школьного возраста. Не меньшее значение имеет физиология. Раскрывая структуру двигательного аппарата центральной нервной системы, она многое подсказывает, в части воспитания рационально-двигательных навыков. Важным в игре на музыкальном инструменте является свободное движение в суставах, достигаются они расслаблением необходимых мышц.
В четвертой задаче выявить факторы, определяющие рациональную постановку аппарата.
Не обрушивать сразу на ребенка систему нотных знаков. Оставаться в доинструментальном периоде столько, сколько понадобиться ученику для освоения правильной посадки, рациональных, свободных движений.
Главное в посадке - естественное, свободное положение корпуса, плеч, головы, что является важнейшим условием рациональной постановки аппарата у гитаристов.
Список литературы.
Агафошин П., Школа игры на шестиструнной гитаре [Текст], П. Агафошин. – М.; Музыка, 2004. – 184 с.
Ашер Т., Звук и его тоновые оттенки [Текст], Т. Ашер, Гитаристъ.-1993.-№1.-с. 15-17.
Гофман И., Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре [Текст], И. Гофман. – М. – Классика XXI, 2002. – 192с.
Иванов – Крамской, А. Школа игры на шестиструнной гитаре [Текст], А. Иванов – Крамской, - М.; Музыка, 1986. – 152 с.
Кузин Ю., Азбука гитариста, ч. 1. Доинструментальный этап.
Кузин Ю., Чтение с листа на гитаре в первые годы обучения [Текст], Ю. Кузин. – Новосибирск, 1997. – 67 с.
Кузин Ю., Азбука гитариста. Инструментальный период. ч. 1. По ред. Каленова В. пособие для преподавателей ДМШ (с нотным приложением) [Текст], Ю. Кузин. – Новосибирск, НМК, 1999. – 72 с.
Кузин Ю., Азбука гитариста. Инструментальный период ч. 2., Пособие для преподавателей ДМШ (с нотным приложением) [Текст], Ю. Кузин. – Новосибирск, НМК, 1999. – 55 с.