Методическая разработка открытого урока Начальный этап развития навыков игры на фортепиано


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Дополнительного образования детей ДШИ им. А.А.ПантыкинаМетодическая разработка открытого урока «Начальный этап развития навыков игры на фортепиано».
Составитель – преподаватель по классу специальное фортепиано, Иванова Ирина Анатольевна
Дата проведения - 26.10.2013г.
Цель: формирование исполнительных навыков на фортепиано.
Задачи:
Освоение исполнительной техники.
Приобретение навыков позиционной игры.
Продолжение знакомства с музыкальными навыками.
Развитие навыка игры в ансамбле.
Подбор мелодий по слуху.
Работа над интонацией.
Совершенствование навыков игры на нон легато.
Разучивание способа звукоизвлечения на легато.
Оборудование: фортепиано, нотная литература, наглядный материал.
План урока:
Организационный момент: сообщение темы и плана урока; представление учащегося.
Основная часть: развитие профессиональных навыков игры на фортепано.
Привидение рук в рабочее состояние перед игрой на фортепиано:
работа над двигательным аппаратом;
раскрепощение рук, шеи, плечевого пояса;
упражнения на мелкую моторику;
постановка рук.
Разучивание музыкальных произведений.
Подведение итога учебного занятия.
Информация о домашнем задании.
Методическое сообщение
Основные задачи, которые преподаватель должен ставить в начале обучения - это воспитание активного интереса к музыке и инструменту, а также развитие музыкальных и исполнительских возможностей учащихся. Эти задачи достаточно сложны: всем известно, с какими разнообразными трудностями связано овладение искусством игры на фортепиано. В начальном периоде обучения закладывается фундамент основных музыкальных и пианистических навыков, поэтому с самого начала следует приучать ребенка к слуховому самоконтролю. Надо заботиться о том, чтобы приемы звукоизвлечения и двигательные навыки служили выполнению музыкальных задач. С первых же шагов нужно стремиться воспитывать свободу пианистического аппарата, помочь учащемуся ощутить взаимосвязь всех частей руки.
В фортепианном начальном обучении дело касается не только усвоения инструментальных навыков, оно является, помимо этого, одной из из форм музыкального воспитания ребенка и, причем, чрезвычайно действенной формой. Есть несколько общих принципов работы с маленькой детьми.
1) Необходимо усиленно заботиться о развитии музыкальности ребенка. В особенности о развитии его ритмических и мелодических представлений.
2)Уроки должны быть оформлены увлекательно, чтобы ребенок не утратил и интереса.
3)Подбор музыкального материала должен заинтересовать учащегося.
4) Главной задачей становится развитие музыкальных представлений.
Игра на фортепиано становится осмысленной деятельностью лишь в том случае, если она являет собой осуществление музыкальных представлений. При разработке методики раннего обучения необходимо учитывать следующие факторы.
1. Необходимо организовать занятия с ребенком так, чтобы учебная деятельность в фортепианном классе стала продолжением его жизненной музыкальной практики.
2. Необходимо постоянно помнить о том, что мы воспитываем музыканта-пианиста. Эта установка опирается на одну из важнейших особенностей детского восприятия - оно непосредственно связано с моторикой.
3. Естественно связать жизненную музыкальную практику учащегося с процессом накопления его пианистических навыков. Подразумевается последовательное знакомство с мельчайшими единицами музыкального языка.
4. Репертуар - основное средство обучения ученика. Он должен обладать методической направленностью, быть полезным для решения задач обучения, а также отличаться художественной полноценностью. Выбранные произведения должны будить творческую фантазию учащегося.
Задача репертуара - создание основы музыкального и пианистического опыта ребенка. Занятия должны быть многофункциональными, т.е. служить всем аспектам пианистического развития ребенка.
Главным результатом начального этапа обучения должны стать:
1. навык постоянного слухового контроля;
2. контроль свободы движения корпуса и рук;
3. навык грамотного прочтения текста;
4. умение подбирать простейший аккомпанемент;
5. транспонирование легких пьес;
6. знание наиболее употребительных музыкальных терминов;
7. умение исполнить пьесу в концерте.
Начальный этап развития навыков игры на фортепиано включает в себя не только привидение аппарата в рабочее состояние но и приобретение основ исполнительской техники на инструменте и получений базовых знаний по музыкальной теории, т.к. без знания нот, владение терминологией и применение своих знаний на практике ученик на сможет читать с листа ноты музыкальных произведений, извлекать различные по характеру звуки инструмента.
До первого прикосновения к клавишам рекомендуется заниматься гимнастикой, что позволяет полностью организовать пианистический аппарат и подготовить руку к игре красивым звуком.
Стол:
Поднять ненапряженные вверх руки, опустить с наклоном вниз, выдох;
Смена уровня рук вверх, к плечу, опустить вниз;
Маятник.
Сидя:
Повороты головы;
Открывать и захлопывать все пальцы.
«прощание» свободно и естественно.
«щепотка» быстро и мелко.
Упражнения на мелкую моторику:
Хлебные шарики 1-2, 1-3, 1-4, 1-5.
То же, но прижимая, как бы прощупывая пальцы.
Упражнения на супинацию и пронацию:
Пальцами рисуем в воздухе закругленные линии, поочередно не спеша.
Супинация кисти.
То же на клавише, встав на 3 палец.
Первоначальные упражнения должны быть направлены на освоение культуры игровых навыков.
Упражнение с карандашом; почувствуй, как подушечка должна стоять на клавише. Так же палец стоит, исполняя туше в следующих упражнениях:
Дуговые переносы кисти, упр. «радуга». Формирование гибкого, пианистического движения всей руки.
Нон легато по 2 и более нот. Этот же прием используется в пьесах, которые начнем разучивать.
Пьесы на нон легато:
«Ладушки»
«Андрей - воробей»
«Колыбельная»
«Тень - тень»
«Два кота»
«Одуванчик»
Вопрос: - Какой штрих используется для связного голосоведения? (легато)
- Не связного голоса? (нон легато).
Вопрос: - Пьеса написана для одного исполнителя? (двух).
- Что такое ансамбль?
- Как называется ансамбль двух исполнителей? (дуэт).
Итак, подведем итог урока.
С чем мы сегодня познакомились?
Какие слова – термины повторили и выучили?
Способы звукоизвлечения?
Исполнительские формы: идивидуальная игра, ансамбль.
Домашнее задание: повторять упражнения на столе, гимнастика; самостоятельная подготовка за инструментом в классе.
Самоанализ урока.
Обучение игре на музыкальном инструменте – сложный и многогранный процесс, который зависит не только от индивидуальных способностей, но и от усидчивости, характера, темперамента ученика. Все это приходится учитывать при составлении программы. Правильно же подобранная программа позволяет ученику обучаться легче и быстрее, а значит испытывать положительные эмоции на уроках.
Маша обладает хорошими музыкальными данными. По характеру общительная. На уроках внимательная, но не всегда хватает усидчивости.
Подведение итога урока – обобщение, повторение и закрепление изученного материала, анализ проделанной работы (проверка и оценка результата).
В конце урока проводится инструктаж, даются рекомендации к выполнению задания, которое основано на изученном материале.
Являясь самостоятельной формой обучения домашняя работа дополняет урок и выполняет функцию непрерывного образования, дисциплинирует, помогает повторить, закрепить материал, знания, умения и навыки, полученные на уроке, на уровне обобщения.
Список литературы.
Брянская Ф. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста.-М.: Классика XXI, 2005г.
Грохотов С.В. Как научить играть на рояле. Первые шаги.- М.: Классика XXI, 2005г.
Мартинсен К.А. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано. .- М.: Классика XXI, 2002г.
Шмидт-Шкловская А. О воспитании пианистических навыков.-Л.: «Музыка» 1985г.
Щапов А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. .- М.: Классика XXI, 2002г.