Разработка урока по теме Культ личности. Массовые репрессии 11 класс.
Городской (заочный) конкурс
«Урок нового поколения с поддержкой ИКТ»
Урок-семинар 11 класс
Автор: Маханова Т.В., учитель истории МОУ «СОШ№6»
2011год
Цель семинара: рассмотреть складывание репрессивной системы власти в СССР и роль в этом процессе И.Сталина.
Задачи:
- рассмотреть процесс складывания тоталитарной политической системы в 30-е годы 20 века;
- выявить причины репрессий 30-х годов и обстоятельства, способствовавшие формированию культа личности;
- сформировать собственное мнение о влиянии репрессий на судьбу народов нашей страны;
- закрепить навыки анализа и публичного выступления;
- воспитать способности к социальному творчеству на уроке, нравственные основы личности, ориентированные на общечеловеческие ценности.
Тип урока: урок-семинар с элементами исследовательской деятельности и использованием ИКТ.
Опережающее задание: класс делится на две группы: 1-я группа – готовит вопросы семинара, выступая в роли историков, архивариусов, исследователей и журналистов; 2-я группа – исследует вопросы по теме: «Альтернативы сталинизму».
Термины: репрессии, тоталитаризм, культ личности, террор, фальсификация, ГУЛАГ.
Оборудование: 1. Презентация к уроку;
2. Карта семинара;
3. Исторический словарик;
4. Учебник и рабочая тетрадь с записями;
5. Книга А.И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ».
Урок-семинар проходит в компьютерном классе.
Вопросы урока-семинара: Какие обстоятельства способствовали формированию культа личности Сталина? Почему в стране не сложилось мощное антисталинское движение?
План: 1. Новый материал.
2. Закрепление.
3. Домашнее задание.
Ход урока: 1. Организационный момент.
Учитель: наш урок-семинар я хочу начать с анекдота. «Товарищ Сталин, как вы относитесь к плюрализму? – В отношении плюрализма двух мнений быть не может». Этот анекдот отражает политическую жизнью в 30-х годах.
Я хочу вам представить экспертную группу, которая поможет разобраться в изучаемой эпохе: историки, архивариусы, исследователи и журналисты.
Перед началом занятия предлагаю вам написать определения терминов, связанных с изучаемой эпохой. У вас на столах исторические словарики, впишите во вторую колонку значение терминов.
Учащиеся в течении трёх минут записывают термины, которые изучали в курсе истории 9 класса.
Учитель: Мы продолжаем с вами рассматривать и анализировать эпоху 30-х годов 20 века.
Сегодня мы поговорим с вами о процессе складывания тоталитарной политической системы в 30-е годы и должны будем дать ответы на вопросы(основные вопросы семинары). Учитель сообщает тему семинара.
К середине 30-х годов в стране сложился тоталитарный режим. Что такое тоталитарный режим? Что такое тоталитарное государство? Какую роль в советской тоталитарной системе играла ВКП(б)?
Учащиеся дают ответы на вопросы.
Учитель: Итак, важнейшим признаком тоталитарного государства является контроль над всеми сферами жизни человека. Давайте посмотрим, что является особенностью тоталитарного режима в нашей стране? Ответить на этот вопрос нам помогут историки.
Историки: рассказывают о психологии масс и предлагают прослушать письмо Н.Шевцовой Сталину.
Учитель: Прослушав письмо, подумайте: связывает ли девочка нищету с политикой Сталина?
Журналисты: зачитывают письмо.
Учащиеся: отвечают на поставленный вопрос.
Учитель: Интересно, как относился Сталин к прославлению своей личности?
Архивариусы: зачитывают письмо Сталина в Детиздат.
Учитель: Действительно ли Сталин был против своего возвеличивания? Знал ли он психологию масс?
Учащиеся: дают ответы на вопросы.
Учитель: Таким образом, к началу 30-х годов в Политбюро не осталось политических оппонентов Сталина. Власть была сосредоточена в руках вождя и его ближайших соратников. Важнейшие решения принимались на частных совещаниях у «хозяина» - так стали называть Сталина. Фальсифицировались многие исторические факты. Официальная пропаганда, литература, кино навязывали советским людям образ мудрого учителя, гения всех времён и народов. Так что же является особенностью тоталитарного режима в нашей стране?
Учащиеся: дают ответы, заполняют схему в карте семинаре, один учащийся на интерактивной доске, где сразу происходит проверка.
Учитель: Культ личности подкреплялся террором и массовыми репрессиями. Давайте обратимся к фактам и ответим с какой целью Сталин проводил политику террора?
Архивариусы: сообщают о политических процессах 20-х – 30-хгг.; убийстве С.М. Кирова; начале большого террора. Идёт прослушивание речи Вышинского.
Учитель: За распространение частушек, анекдотов в 30-е годы полагалось привлечение к уголовной ответственности по ст.58. В сводке ОГПУ по Ленинграду зафиксировано, что 17 марта 1934 года ученик 5 класса закричал на уроке: «СССР – это значит смерть Сталина спасёт Россию». Что произошло с мальчиком и его родными можно только догадываться. Зная факты, скажите: Почему сталинский режим проводил политику террора?
Учащиеся: дают ответы на вопрос.
Учитель: В 1935 году Сталин произнёс знаменитые слова «сын за отца не отвечает». Были сняты ограничения со спецпереселенцев, разрешили вернуться некоторым осуждённым по делам 20-х годов, дети лишенцев получили возможность поступления в вузы. В 1936 году новым наркомом внутренних дел стал Н. Ежов. Его политика вошла в историю, как «ежовые рукавицы» т.к. именно он являлся главным организатором массового террора. Обратимся к фактам.
Архивариусы: повествуют о политических процессах 1936-1938гг.; большом терроре 1937г.
Учитель: Жертвами большого террора стали не только руководители партии, бывшие оппозиционеры, но и простые люди. Однако, население поддерживало политику Сталина. Распространялись доносы, с помощью них тысячи людей решали личные проблемы. 10 лет можно было получить за политический анекдот.
Героическая и трагичная, полная противоречий жизнь 30-х годов соединила в себе: массовый энтузиазм и отсутствие профессионализма и квалификации; революционную романтику масс и низкий уровень знаний и общей культуры; веры в светлое будущее и преклонение перед вождём; трудовой подвиг стахановцев и политические процессы над вредителями; прославление героев и массовые репрессии.
Один из немногих, кто выжил в этой мясорубке и рассказал всему миру правду – А.И.Солженицын в своей книге «Архипелаг ГУЛАГ» писалзачитывается отрывок из произведения. Что же такое ГУЛАГ? Обратимся к фактам.
Историки: рассказывают о создании ГУЛАГа, идёт просмотр фильма «Труд заключённых», просмотр карты, где располагались лагеря.
Исследователи: повествуют о БАМЛАГе.
Учитель: Действительно, все лагеря, как маленькие островки образовывали архипелаг. Я предлагаю вам выйти в Интернет на сайт «Виртуальный музей ГУЛАГа».
Учащиеся садятся за компьютеры и выходят в Интернет. Просмотрев некоторые страницы сайта, учащиеся возвращаются на свои места. Если выход в Интернет невозможен, то учитель заранее копирует странички в папку и помещает их на рабочий стол компьютеров.
Учитель: Только факты.
Архивариусы: рассказывают о потерях в годы репрессий, приводят различные данные.
Учитель: Давайте посмотрим, а были ли альтернативы сталинизму? Дома, работая по группам, вы должны были изучить, подумать и обсудить с родителями: установление культа личности было вероятностью, неизбежностью или случайностью? Проверим вашу работу.
Учащиеся: группы дают ответы на исследуемую проблему.
Учитель: подводит итоги урока-семинара и предлагает ответить на основные его вопросы.
Учащиеся: дают ответы.
Учитель: предлагает проверить правильность понимания терминов, которые писали в начале урока. Предлагает проверить свои знания по теме и решить тест.
Учащиеся: садятся за компьютеры и выполняют электронный тест. возможно и выполнение в печатном варианте.
Учитель: Вы хорошо поработали. Скажите, что из сказанного вас удивило или показалось спорным?
Учащиеся: дают ответы.
Учитель: В завершении нашего семинара слово предоставляется журналистам.
Журналисты: подводят итоги семинара. Зачитывается стихотворение Е Науменко, посвящённое заключённым БАМЛАГа.
Учитель: Какие чувства у вас вызвали эти строки?
Учащиеся: дают ответы.
Учитель: На этом наш семинар можно считать завершённым. Комментируется домашнее задание.
2. Заключительный момент.
"Культ личности.
Массовые репрессии"Arial BlackБелый мрамор15