Конспект занятия «Обычаи и традиции казахского народа»


Зулейха Капанова 
Технологическая карта ОУД в группе: «»
Дата .15г.
Тема: «Обычаи и традиции казахского народа»
Программные задачи: Обучающие: Дать детям представление о традициях и особенностях быта казахского народа. Активизировать и пополнять словарь детей. Способствовать культурному воспитанию, прививать дошкольникам уважение к культуре казахского народа: Развивающие: Развивать мышление, интерес к теме.
Воспитательные: вос-ть бережное отношение к традициям и культуре казахского народа.
Словарная работа:
Предварительная работа: Билингвальный компонент: Родин6а- Отан-Homeland, сумка дорожная- коржин-travel bag, орнек- орнамент-ornamentЭтапы деятельности Действия воспитателя Действия детейМотивационно- побудительный Играет народная национальная музыка. Воспитатель одет в казахский национальный костюм, встречают гостей, у порога, здороваютсяПроходите гости, дорогие. Салем (каждому рукопожатие.) -Проходите в юрту, рассаживайтесь.
дети настраиваются на работу, .рассаживаются на полу на коврах показывает, как надо садиться по-казахски
Организационно- поисковый Сегодня мы с вами поговорим о нашей Родине.
Дети назовите мне страну, в которой мы живем?
-Назовите столицу Республики Казахстан?
-А вы знаете, как называется село, в котором мы с вами живем?
Издавна казахский народ славился своим гостеприимством. Казахский народ всегда был рад гостям и принимал их радостно и приветливо. Они накрывали на стол разные угощенья. Дети, а вы знаете, как называется стол у казахского народа?
Хотите послушать одну удивительную притчу? (Включается фоновая музыка) .Ребята, давайте и мы посмотрим, предметы быта какого народа лежат в этой красивой дорожной сумке. Что это?
Предметы какого народа сохранил при себе джигит?
-Давайте вместе поможем джигиту вспомнить его Родину, традиции и обычаи великого казахского народа
«Давным-давно это было. Одному молодому, красивому джигиту очень хотелось найти своё счастье. Решил он отправиться искать его по всему белому свету. Год за годом он ходил по земле, много прошёл стран и городов, а счастья всё никак не находил. Решил он вернуться домой. А куда идти, где его Родина, никак вспомнить не мог. Присел он на камень, повесил голову ниже плеч и горько заплакал. Вдруг перед ним, откуда ни возьмись, предстал старец: -О чём печалишься джигит? Ведь ты уже не молод, а всё ещё бродишь по свету. Видимо – ты чужестранец? Где ты живёшь? -Я не знаю, где-то далеко-далеко. -А как зовут твой народ? -Не знаю…. -Я смогу тебе помочь, если ты напоёшь народную песню или расскажешь об обычаях и традициях своего народа. … Растерялся джигит, и не смог вспомнить ничего о своём народе. Подумав немного, он протянул старцу сумку. -Вот, посмотрите, с этими предметами я никогда не расставался в дороге. »
-Раньше казахи были кочевым народом, переезжали с одного места на другое.
-Национальное жилище казахского народа – юрта, её удобно было перевозить, потому что она складывается.
-Казахи – мирный и очень гостеприимный народ. Когда в дом приходят гости, всегда накрыт дастархан.
-Казахский народ почитает и уважает старших.
-Казахстан
-Астана
слушают
стел Дастархан.
Называют-казахскогокоржын (дорожная сумка)
-орнек (орнамент, которым украшен коржын)
-торсык (сосуд для кумыса, шубата, айрана; сделан из козьей шкуры и напиток остаётся прохладным даже в жару)
-тостаан (деревянная чашка для холодных напитков)
-кесе (пиала для чая)
-касы (деревянная ложка)
-уман (кувшин для мытья)
-домбыра, обыз народные казахские инструменты)Дети очень внимательно слушают притчу
Дети рассказывают.
Называют обряды и традиции -«Шилдехана»
- «Рождение малыша»
-«Бесікке салу»
- «Укладывание в колыбель»
-«Кырынан шыару»
- «купание малыша»
-«Тсау кесу»
- «Перерезание пут»
- «Ата мінгізу»
- «Посвящение в наездники»
-«Суинши»
- «Хорошая весть»
-«Шашу»
Рефлексивно корригирующий Я приглашаю вас в круг, давайте простимся с нашим огоньком, поблагодарим за тепло и уют, и пожелаем нашей Родине процветания.
-Чему посвящено было сегодня наше занятие?
-Чему самому главному оно вас научило?
Дети говорят пожелания своей Стране
Любить свою Родину.
Ожидаемые результаты.
Воспроизводит: первоначальные знания о стране, в которой родились и живут (предметы быта, обряды и традиции казахского народа;
Понимает: устойчивый интерес к истории и традициям казахского народа; эмоционально – положительное отношение к родным местам
Применяет: любить и уважать Родину; видеть и понимать красоту окружающей жизни и природы Казахстана.