Конспект урока Ю. Ермолаев «Лучший друг», Е. Благинина «Подарок»


Ю. Ермолаев «Лучший друг», Е. Благинина «Подарок»
Цели:
– совершенствовать навык выразительного и осознанного чтения;
– развивать  речевые  умения,  память,  мышление,  творческие  способности;
– воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование: таблицы для чтения и составления слов; аудиозапись песни «Когда мои друзья со мной»; пословицы о дружбе.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Выразительное чтение наизусть отрывка из стихотворения «Телефон» К. Чуковского.
III. Постановка цели урока.
Звучит  песня  «Когда  мои  друзья  со  мной»,  сл.  М. Пляцковского, муз. В. Шаинского.
Если с другом вышел в путь (2 раза),
Веселей дорога!
Без друзей меня – чуть-чуть (2 раза),
А с друзьями много.
Припев:    Что мне снег, что мне зной,
                    Что мне дождик проливной,
                    Когда мои друзья со мной! (2 раза.)
Там, где трудно одному (2 раза),
Справлюсь вместе с вами!
Где чего-то не пойму (2 раза) –
Разберём с друзьями.
Припев.
На медведя я, друзья (2 раза),
Выйду без испуга,
Если с другом буду я (2 раза),
А медведь – без друга!
Припев.
– О ком эта песня?
– Кого можно назвать друзьями?
– Расскажите о своих друзьях.
– Прочтите название нового раздела.
– Как  вы  думаете,  о  ком  будут  произведения из раздела «Я и мои друзья»?
IV. Изучение нового материала.
1. Речевая минутка.
Жа-жа-жа – есть иголки у ежа,
Жи-жи-жи – здесь живут ежи,
Же-же-же – дождь прошел уже,
За-за-за – уходи домой, коза,
Зу-зу-зу – моем Катю мы в тазу.2. Чтение диалога автора с читателями (цепочкой).
– Прочтите обращение автора к читателям.
– Кого мы можем назвать другом?
– Почему книга тоже может быть другом?
3. Знакомство с рассказом Ю. Ермолаева «Лучший друг».
– Прочтите название произведения.
– Кто автор этого рассказа?
– Рассмотрите иллюстрацию к нему.
– Как вы думаете, о чем этот рассказ?
– Кого можно назвать «лучшим другом»?
– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, затем целыми словами:
о-ста-вил – оставил
ка-та-ет-ся – катается
рас-сер-дил-ся – рассердился
от-луп-лю – отлуплю
под-ско-чил – подскочил
зна-комь-ся – знакомься
сму-тил-ся – смутился
– Объясните значение слов:
смутился – растерялся
отлуплю – побью
Учитель читает рассказ «Лучший друг» Ю. Ермолаева.
4. Анализ произведения.
– Назовите героев этого рассказа.
– Почему Коля смутился, когда Игорь назвал его своим другом.?– Прочтите строки, в которых описывается, почему рассердился Коля.
– Как Коля хотел поступить с Вовой? Зачитайте отрывок.
– Почему Коля смутился и разжал кулаки, когда Вова назвал его своим лучшим другом? Выберите ответ(испугался; понял, что нельзя быть жадным, нельзя сердиться на друзей).
– Каким вы  представляете себе Колю? А Вову?
– Прочтите пословицы.
џ С людьми браниться – никуда не годится.
џ Нет друга, так ищи, а нашел – береги.
џ Без беды друга не узнаешь.
– Какие пословицы относятся к рассказу «Лучший друг»?
– Объясните их значение.
– Почему автор назвал рассказ «Лучший друг»?
– Прочтите слова: храбрый, трусливый, добрый, злой, честный, жадный, щедрый, внимательный, обидчивый, находчивый, грубый, внимательный, заботливый.– С помощью этих слов дайте характеристику главным героям рассказа: Вове и Коле.
 Физкультминутка
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы кружимся потом.
Мы топаем ногами:
Топ-топ-топ.
Мы руки опускаем:
Хлоп-хлоп-хлоп.
Мы руки разведем –
И побежим кругом.
V. Продолжение изучения нового материала.
1. Чтение и анализ произведения Е. Благининой «Подарок».
– Как называется стихотворение?
– Кто его автор?
– Рассмотрите иллюстрации к нему.
– Как вы думаете, о ком это стихотворение?
Заранее подготовленные учащиеся читают стихотворение «Подарок» Е. Благининой.
– Кто пришел к девочке?
– Какая игрушка понравилась подружке?
– Жалко ли девочке отдавать свою игрушку?
– Почему же она отдала свою любимую игрушку другой девочке?
– Дайте характеристику героине стихотворения «Подарок».
– Прочтите слова, записанные на доске, по слогам, а затем целыми словами:
при-гля-ну-лась – приглянулась
за-вод-на-я – заводная
лю-би-ма-я – любимая
– Прочтите стихотворение выразительно вслух, соблюдая знаки препинания.
– Прочтите пословицы:
џ Настоящему другу цены нет.
џ О себе заботься, а товарища не забывай.
џ Для милого дружка и сережку из ушка.
џ Где лад, там и клад.
– Выберите пословицы, которые отражают смысл стихотворения.
– Объясните их значение.
2. Сравнение произведений «Подарок» и «Лучший друг».
– Чем похожи произведения Е. Благининой и Ю. Ермолаева?
– Можно ли сказать, что герои этих произведений похожи?
– Какие черты характера героев противоположны?
3. Игры Деда Буквоеда.
– Назовите имена ваших друзей и подруг.
– Рассмотрите таблицу и прочтите имена, которые называют дети.

VI. Итог урока.
– Как называется новый раздел?
– Какие произведения мы сегодня читали?
– Кто их автор?
– Чему учат эти произведения?
– Какое из них вам больше понравилось? Почему?
Учитель читает стихотворение.
Дружба – дело для двоих,
Для троих, для четверых
И для сотен тоже.
В нем участвовать любой,
Словно в песне, может.
                                       Э. Сигал– Объясните, что же такое дружба.
Домашнее задание: пересказ произведения Ю. Ермолаева «Лучший друг» или  выразительное  чтение наизусть  стихотворения  Е. Благининой  «Подарок».
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ 21
Елена Александровна Благинина родилась 27 мая 1903 г. в селе Яковлеве Орловской губернии. Вокруг села лежали просторные луга, леса, косогоры. И когда она в детстве слушала сказку, то верила, что сказочное случилось рядом, за околицей.
Отец Благининой работал багажным кассиром на станции Курск-1. Зарабатывал немного, и семья жила скромно. Мать и бабушка вели дом и хозяйство. Бабушка была почти неграмотна, но знала множество историй и стихов. Наизусть, на народный мотив, пела «Буря мглою небо кроет», «Талисман» и другие пушкинские стихи. Она и передала внучке свою любовь к поэзии.
Восьмилетней девочкой Благинина написала стихи про «детство милое» и «старенький родительский дом», а через два года сочинила сказку о снежинке.
В 1925 г. она окончила Московский литературно-художественный институт им. В. Я. Брюсова.
Первую книжку для детей Благинина выпустила в Москве, в 1936 г. Называлась она «Осень». С той поры прошло немало лет. Много книг написала Е. Благинина. Несколько поколений ребят знает ее стихи и сказки: «Вот какая мама!», «Радуга», «Сорока-белобока», «Гори-гори ясно!», «Тюлюлюй», «Травушка-муравушка», «Научусь-ка я читать».
Одно из ее стихотворений называется «Посидим в тишине». Маленькая девочка не стала шуметь и возиться, чтобы не беспокоить уснувшую мать. Читаешь про это – и радуешься не только доброй, любящей девочке, но и умной маме, воспитавшей хорошую дочку. Ради близкого человека можно отказать себе даже в самом большом удовольствии.
Благинина говорит нам о счастье любить Родину, дом, семью, о жестокой минувшей войне, которую пережила вместе с народом. О деревце, расцветшем ко всеобщему весеннему празднику. И говорит она такие же слова, какие пришли к ней впервые давным-давно, – в колыбельных песнях матери, бабушкиных присловьях, плеске ручья, шелесте листьев.
Все это, как эхо, отозвалось в ее поэзии, потому-то и любят ребята стихи Е. А. Благининой.
Е. А. Благинина скончалась 24 апреля 1989 г.