Литературное чтение Тема: Ю. Ермолаев Лучший друг, Е. Благинина Подарок
Тема: Ю. ЕРМОЛАЕВ «ЛУЧШИЙ ДРУГ»,
Е. БЛАГИНИНА «ПОДАРОК»Цели:
- познакомить с названием раздела и прогнозировать его содержание; - познакомить с произведениями Ю. Ермолаева « Лучший друг», Е. Благининой « Подарок»; - обучать выразительному чтению с опорой на знаки препинания; - анализировать и оценивать поступки героев; - воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Тип урока: комбинированныйОборудование: таблицы для чтения и составления слов; аудиозапись песни «Когда мои друзья со мной»; пословицы о дружбе, картинки о дружбе.
Планируемые результаты: учащиеся научатся прогнозировать содержание раздела; выразительно читать произведение, отражая его настроение; высказывать свое мнение о прочитанном; соотносить содержание произведения с пословицами; высказывать суждения о дружбе, друзьях, правилах общения; сравнивать произведения разных авторов на одну тему. Ход урокаI. Организационный момент.II. Речевая разминка
Ду-ду-ду- в школу рано я пойду.
Я-я-я- в классе все мои друзья.
Ок- ок – ок- начинается урок.
Ны- ны-ны- будем мы внимательны.
Ые - ые- ые- мы ребята дружные.
Уг- уг- уг- у каждого есть друг.
Ить-ить- ить- будем мы всегда дружить.
Ать-ать-ать – и друг другу помагать.
III. Постановка цели урока.Звучит песня «Когда мои друзья со мной», сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского.
– О ком эта песня?– А у вас есть друзья? Почему вы считаете их друзьями?
- Предположите, как называется раздел, который мы начинаем изучать?– Прочтите название нового раздела.– Как вы думаете, о ком будут произведения из раздела «Я и мои друзья»?IV. Работа по теме урока. 1. Беседа
- Знаете ли вы, что такое дружба? - Можно дружить с братом или с сестрой?– А книга может быть другом?2. Знакомство с рассказом Ю. Ермолаева «Лучший друг».– Прочтите название произведения.– Кто автор этого рассказа?– Рассмотрите иллюстрацию к нему.– Как вы думаете, о чем этот рассказ?
Учитель читает рассказ «Лучший друг» Ю. Ермолаева.– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, затем целыми словами:
о-ста-вил
ка-та-ет-ся рас-сер-дил-ся от-луп-лю под-ско-чил зна-комь-ся сму-тил-ся
луч-ший не-о-жи-дан-но– Объясните значение слов: смутился – растерялся отлуплю – побью3. Анализ произведения.– Назовите героев этого рассказа.– Почему Коля смутился, когда Вовка назвал его своим другом?
- Выберите ответ (испугался; понял, что нельзя быть жадным, нельзя сердиться на друзей).– Прочтите строки, в которых описывается, почему рассердился Коля.– Как Коля хотел поступить с Вовой? Зачитайте отрывок.
Работа в парах– Прочтите слова на карточках: храбрый, трусливый, добрый, злой, честный, жадный, щедрый, внимательный, обидчивый, находчивый.– С помощью этих слов дайте характеристику главным героям рассказа: Вове и Коле.– Прочтите пословицы.> С людьми браниться – никуда не годится.> Нет друга, так ищи, а нашел – береги.
– Какие пословицы относятся к рассказу «Лучший друг»?– Объясните их значение.– Почему автор назвал рассказ «Лучший друг»? Физкультминутка
Песня «Дружба крепкая»
V. Продолжение работы над темой урока.1. Чтение и анализ произведения Е. Благининой «Подарок».( аудиозапись) – Как называется стихотворение?– Кто его автор?– Как вы думаете, о ком это стихотворение?– Кто пришел к девочке?– Какая игрушка понравилась подружке?– Жалко ли девочке отдавать свою игрушку?– Почему же она отдала свою любимую игрушку другой девочке?– Дайте характеристику героине стихотворения «Подарок».– Прочтите слова, записанные на доске, по слогам, а затем целыми словами: при-гля-ну-лась – приглянулась за-вод-на-я – заводная лю-би-ма-я – любимая– Прочтите стихотворение выразительно вслух, соблюдая знаки препинания.
– Прочтите пословицы:> Настоящему другу цены нет.> О себе заботься, а товарища не забывай.– Выберите пословицы, которые отражают смысл стихотворения.– Объясните их значение.2.Закрепление.
Сравнение произведений «Подарок» и «Лучший друг».– Чем похожи произведения Е. Благининой и Ю. Ермолаева?( оба произведения о дружбе) VI. Подведение итогов урока.– Как называется новый раздел?– Какие произведения мы сегодня читали?– Кто их автор?– Чему учат эти произведения?– Какое из них вам больше понравилось? Почему?VII. Рефлексия
- Покажите смайлик, который отражает ваше отношение к уроку.