Урок – лекция. «Принцы уходят из сказок» Мир прозы Александра Вампилова

Министерство общего и профессионального образования
Российской Федерации

Муниципальное образовательное учреждение
«СОШ №12» г. Усолья – Сибирского











Урок – лекция.
«Принцы уходят из сказок»
Мир прозы Александра Вампилова














Составила:
учитель русского языка
и литературы
Калашникова Р.А.













Усолье – Сибирское
2015 год Урок – лекция.
«Принцы уходят из сказок».
Мир прозы Александра Вампилова.

Эпиграф урока: «Среда – это мы сами, это то, как каждый из нас работает, ест, пьёт, что каждый из нас любит и чего не любит, во что верит и чему не верит, и, значит, каждый может спросить самого себя со всей строгостью: что в моей жизни, в моих мыслях, в моих поступках есть такого, что дурно отражается на других людях?» (А.Вампилов. «Прогулки по Кутулику».)
Цель: Продолжить знакомство с биографией и творчеством А.Вампилова;
Задачи: раскрыть художественный мир его рассказов; показать разнообразие тем, сюжетов, характеров творческой кладовой Вампилова – прозаика; развивать умение слушать лекционный материал и записывать его основные положения.
Словарная работа: беллетристика, публицистика, эссэ, парадокс.
Оборудование: фотовыставка «Вампилов в Иркутске», иллюстрации учащихся к рассказам А.Вампилова, тексты прозаических произведений А.Вампилова.
Методические приёмы: лекция, беседа, комментированное чтение, опережающее домашнее задание (подготовка творческих групп): сообщения, инсценирование, чтение рассказа «Сумочка к ребру».
Ход урока.
1. Сообщение темы и цели урока. Для постановки целей надо спросить себя, что мы сегодня узнаем, чему мы сегодня (все вместе) научимся, что каждый из нас сегодня сумеет сделать. (Отвечая на эти вопросы учащихся, учитель сообщает тему, цели и задачи данного урока).
2. Инсценировка. (Заранее подготовленный ученик показывает психологический этюд А.Вампилова «Исповедь начинающего»).
3. Новый материал.
Лекция учителя. Мы с вами уже многое знаем о жизни и творчестве нашего сибирского писателя и драматурга А.Вампилова. Сегодня наш разговор пойдёт о Вампилове - прозаике.
Писать и печататься Вампилов начал студентом, учась в Иркутском государственном университете. Первый его рассказ был опубликован 4 апреля 1958 года в газете «Иркутский университет» и назывался «Стечение обстоятельств». Этот же рассказ дал название первой книжке писателя, его единственному прижизненному сборнику прозы, вышедшему в 1961 году в Иркутске.
Всю прозу А.Вампилова составляют около шестидесяти рассказов, очерков, фельетонов, юморесок, написанных им за годы студенчества и работы в газете.
Его проза – это свидетельство самых первых профессиональных шагов писателя, момент выбора пути, ранний этап работы. Она интересна и важна, прежде всего, как предыстория его театра. Проза Вампилова ещё во многом несовершенна: маленькие рассказы, предназначенные для страниц молодёжной газеты, очерки, фельетоны о плохой организации труда, репортажи с полевых станов и лесных просек. Но это уже был класс «постановки голоса», момент, когда человек, переполненный яркостью жизненных впечатлений, игрой воображения, обострённого восприятия жизни, рвущихся наружу молодых сил, учился отливать их в законченные литературные формы.
И вот мы уже видим, как из отдельных наблюдений, непритязательных сценок, рассказов, юмористических ситуаций, подсмотренных в жизни или выдуманных, прорастал и начинал жить самостоятельной жизнью тот мир, который позднее открылся читателю в вампиловской прозе и драме.
Проза Вампилова неоднородна по своему составу: это и беллетристика (рассказы, сценки, юморески), и публицистика (фельетоны, очерки), и даже одно небольшое литературное эссэ, посвящённое творчеству О. Генри.
Словарная работа. Публицистика – род произведений, посвящённых актуальным проблемам и явлениям текущей жизни общества. Беллетристика – 1) художественное произведение; 2) в 20 в. также массовая литературная продукция бытописательского, развлекательного характера в противоположность произведениям высокого искусства. Эссэ (в переводе с франц. «опыт, набросок») - жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчёркнуто индивидуальную позицию автора с непринуждённым изложением, ориентированным на разговорную речь.
Различие между этими жанрами у Вампилова ощутимо: они создаются писателем по разным художественным законам, в различных интонационных ключах. Но граница между ними неотчётлива. Она проведена самими издателями, собравшими и сгруппировавшими прозу писателя самым причудливым образом и на глазок. Принципиальные различия между очерком «Весёлая Танька» и рассказами «Конец романа» или «Станция Тайшет», фельетоном «Зиминский анекдот» отыскать достаточно трудно.
4. Сообщение первой творческой группы с использованием материалов фотовыставки «Вампилов в Иркутске». Газета «Советская молодёжь» отличалась не только теплотой, сердечностью, дружественностью редакционного уклада, но и особой располагающей интонацией общего стиля: простой и деловитой искренностью.
Очерки о трудовых достижения города и области соседствуют здесь с материалами о семейных конфликтах, новости культурной жизни Иркутска – с памятными датами всемирной литературы. Грубость, хамство, ханжество, жестокость в быту бичуются так же страстно, как и разгильдяйство, очковтирательство, бесхозяйственность на производстве.
Обо всём этом и пишет Вампилов. Его герои – люди самых разнообразных профессий: строители и лесорубы, проводники вагонов дальнего следования и медсёстры, бригадмильцы и кладовщики, честные граждане и жулики, но это всегда – люди повседневности, люди буднего дня, выхваченные из толпы.
Выразительное чтение заранее подготовленным учеником очерка «Мечта в пути».
Сообщение. В самом первом своём очерке, написанном по заданию редакции («Мечта в пути»), в котором следовало рассказать о молодом дружиннике, остановившем хулигана, Вампилов словно бы так удивился расхождением между своим представлением о том, каким должен быть герой («в наружности этого человека я предполагал найти что-нибудь от суровых героев Джека Лондона или глубокомысленного Шерлока Холмса»), и его реальным материальным воплощением («а мне протянул руку юноша среднего роста, простой, обыкновенный, с бесхитростной улыбкой»), что, кажется, раз и навсегда отказался от живописания внешней эффектности и необычности своих персонажей.
Однако журналист пишет не о каждом, а о лучшем человеке (иногда, правда, и о худшем тоже), что же делать?
Вампилов-очеркист избрал ту простую, доверительную, дружескую интонацию, которая позволила бы ему не краснеть при столкновении на жизненных дорогах с героем своего очерка. Никому из них – будь то дружинник Володя («Мечта в пути»), пасечник Саша («Тихий уголок»), милые проводницы поезда дальнего следования («Поезд идёт на запад»), весёлая штукатурщица Танька («Весёлая Танька»), бывший осуждённый Александр Навалихин («Я с вами, люди!»), мотористы, шофёры, сплавщики – не было бы неловко повстречать его вновь.
Чтение учителем очерка «Я с вами, люди!».
5. Сообщение второй творческой группы. Но, конечно, основная тема очерков А.Вампилова – это люди сибирских строек. В 60-е годы Сибирь и покорение Сибири были магистральными линиями литературы. Многие авторы отправляли своих героев на сибирские стройки в поисках настоящей жизни. Для городской молодёжи европейской части страны Сибирь стала обетованным краем духовности, романтики, местом великих свершений, кузницей характеров, спасением от любовных травм, служебных и семейных неурядиц, творческих бед.
Все эти темы мы встречаем у Вампилова. Однако сейчас отчётливо видно, что то, о чём он писал, существенно отличалось от стереотипа. Вампилов сам родом из тех мест, куда литература отправляла своего героя на испытание.
Его очерки посвящены лесорубам, плотникам, бульдозеристам, экскаваторщикам, первопроходцам и покорителям тайги – словом, всем тем, о ком преимущественно пишут в то время. В обстоятельствах этих очерков присутствует вся полагающаяся ситуации героическая атрибутика: сибирский мороз, наледь на стенках палатки, где спят, не раздеваясь, в бушлатах, гитара в загрубевших мужских руках. Но человек предстаёт перед нами иным.
Герой Вампилова не озабочен романтической сущностью своих поступков, он просто работает, он просто живёт.
На героев и ситуации, господствовавшие тогда в литературе, Вампилов смотрит по-иному, глазами человека, выросшего именно здесь, в Сибири. Для писателя, родившегося в Кутулике, «райцентре с головы до ног», этот край лишён экзотики, а его восприятие - излишней романтической возвышенности. Его герой – ровесник каждого приезжего, ему понятно всё, что манит искателей подвигов, но вместе с тем он не такой – его родина здесь:
«Хорошо родиться где-нибудь в Мелитополе, в безмятежном южном городе, провести детство в яблонях и полусне, коллекционировать марки, презирать девчонок, учиться играть на кларнете, стать пловцом-разрядником, хорошо быть смешным и легкомысленным, провалиться на экзаменах, побродить по другим городам, поссориться с приятелем, влюбиться, помрачнеть, задуматься, послать всё к чёрту и вдруг уехать в Сибирь, на стройку. Хорошо ехать в Сибирь бывшим футболистом, ценителем сухих вин, остряком, сердцеедом. Угодить в тёмную глухариную тайгу, в суровые морозы, к суровому бригадиру, перековаться и зажить по-новому. Не жизнь, а роман!
Совсем другое дело, если ты родился в Сибири, вырос в Сибири, работаешь в Сибири. Да всё это в одном и том же районе. И только, когда тебе пошёл третий десяток, ты переехал в другое место. Это совсем другое дело» («Белые города»).
Выразительное чтение наизусть заранее подготовленным учеником.
Неприметный пейзаж,
где июньские встречи – тайком,
и у платьица милый фасон,
только нынче – немодный.
И всему вопреки-
Пусть они побегут босиком
Против подлости, как против ветра, -
Легко и свободно.

Это просто кларнет.
Этот жест осторожной руки.
Это взмах Музыканта,
Как взлёт расшалившейся птицы
Это просто –
как теплой ладонью коснуться щеки
и слезинку смахнуть,
задержавшуюся на ресницах.

И когда захолонет, застонет,
забьётся от слёз
то, что все ещё живо,
хотя и томится в неволе,
пусть покажется явью во сне –
белый свет от берёз
и бревенчатый дом
золотистыми окнами – в поле
(А. Стародубцева «Дом окнами в поле».)
Наряду с произведениями В.Распутина и В. Шугаева очерки Александра Вампилова вошли в небольшой сборник «Принцы уходят из сказок».
6. Сообщение третьей творческой группы. Вампилова-фельетониста привлекают события, мимо которых другой журналист, возможно, прошёл бы: не выехавший на вызов фельдшер, пьяница, опустивший на жену тяжёлые кулаки, излишне раздражительный и амбициозный капитан ГАИ, рыночный жулик, нечистый на руку кладовщик Бюрократизм в фельетоне «Аттестат на порядочность», семейные взаимоотношения («Зиминский анекдот»), равнодушие («Витимский эпизод») – темы вампиловских фельетонов.
Чтение фельетона «Аттестат на порядочность».
Но главный объект фельетонов молодого журналиста – это хам и хамство во всех его разнообразных обличьях. В борьбе с ними голос писателя неумолимо требователен и настойчив:
«Пятьдесят лет назад на углу Арсенальской и Пестеровской был околоточный причал.
-Извозчик! Где стоишь, скотина!..
И никто этому не удивлялся, потому что это было принято по лошадиной тогдашней этике. Похожие разговорчики на углу Дзержинской и Урицкого немыслимы. И если сегодня в человеческих отношениях нет-нет, да и проскользнёт нечто подобное, то завтра, товарищ Богачук, вы ничего подобного не увидите, не услышите и, может быть, не сделаете сами. Завтра вы, вежливый и доброжелательный, остановите машину и скажете бодро и приветливо:
-Добрый день! Покажите, будьте любезны, ваше удостоверение.
И извинитесь за беспокойство.
И пожелаете счастливого пути.
И улыбнётесь.
И откозыряете.
И начальство потребует (это вам, Богачук, на всякий случай, для справки)». («Лошадь в гараже»).
«Есть уличные, трамвайные, должностные, высоко- и низкооплачиваемые хамы. Есть, а надо, чтобы их не было. Значит, относиться к ним следует со вниманием. Надо так, чтобы безнаказанно им не сходило с рук ни одно оскорбление, ни один окрик, ни одна брошенная телефонная трубка. Надо так, чтобы ими занимались коллектив, трамвай, улица. Надо их воспитывать, показывать, судить. Делать это необходимо каждый час. А если махнуть на них рукой, они зайдут далеко, а потом уже никто и никогда не убедит их в том, что они виноваты», - писал Вампилов в своём фельетоне «Кое-что для известности».
Чтение и обсуждение фельетона «Кое-что для известности».
7. Лекция учителя. Вампилов начал не с публицистики, как это обычно бывает, а с беллетристики, с прозы сочной, яркой, на первых порах, юмористической.
Излюбленная сюжетная схема Вампилова-прозаика – анекдот, излюбленный приём – парадокс: «Парадокс как точное средство мышления, как самое яркое и краткое выражение сущности нормального обычного», - так определял он сам парадокс в коротеньком эссе об О.Генри, написанном к столетнему юбилею классика, в единственном более или менее развёрнутом свидетельстве своих литературных пристрастий.
Словарная работа. Парадокс - неожиданное, непривычное, расходящееся с традицией утверждение, рассуждение или вывод.
В ранних своих рассказах Вампилов выстраивает мир достаточно условный, сочно-красочный, остросюжетный, отъединённый от внутреннего переживания автора. В его рассказах преобладает объективный способ изображения человека, автор не пытается и не стремится показать человеческую психику изнутри. Для изображения своего героя ему достаточно авторской интонации, тщательно отобранных внешних примет, чёткого словесного образа, описания внешнего облика человека и его душевного состояния.
Сюжет рассказа «Стоматологический роман» полностью укладывается в схему вампиловских сюжетов-анекдотов.
Чтение учителем рассказа «Стоматологический роман».
Сразу же бросается в глаза то, что рассказы Вампилова в большинстве случаев можно свести к одному сюжетному шагу, к одной чёткой событийной формуле «казалось – оказалось»: молодые люди почувствовали неожиданную благосклонность очаровательной незнакомки, оказалось, она таким образом мстила своему возлюбленному («На скамейке»); Катенька Иголкина засекла пламенный взгляд поклонника, оказалось, он был направлен на кассу соседнего магазина («Стечение обстоятельств»); молодой человек, с мучительным нетерпением ожидающий женщину, оказывается, поджидает продавщицу пивного ларька («На другой день»); парень и девушка, со вкусом обхамившие друг друга у будки сапожника, оказались влюблёнными, чей роман развивался по телефону (знакомая вам по 7 классу сценка «Свидание»); юноша из рассказа «Настоящий студент», покоривший преподавателя вниманием к его предмету, оказывается, просто любит смотреть в одну точку; незадачливый ловелас, оказывается, уже ухаживал однажды за предметом своей симпатии («Девичья память»)и так далее и тому подобное.
Инсценировка четвёртой творческой группой рассказа «Девичья память»,
Вампилов как бы проверяет художественную действительность на прочность, проверяет, что она может дать, что вынести, какой гранью вспыхнуть. Вампилов создаёт свою художественную действительность, не похожую на повседневность.
В типично вампиловской зарисовке «Тополя» звучит тема некоей запредельной стихии жизни, столь отличной от той пёстренькой повседневности, которую он описывает обычно.
«Тополя» - это крошечная сценка - монолог сорокатрёхлетнего мужчины, вполне довольного собой, своим обедом и женой и по-своему счастливого всем этим.
Комментированное чтение учителем зарисовки «Тополя».
Но добропорядочного отца семейства мучат видения, «тоска по несбывшемуся», желание повстречать Её.
«..А сейчас под этими тополями я бреду домой, к жене и десятилетнему сыну. Женился я по любви, моя жена умная, красивая, добрая женщина. Я люблю сына, люблю жену, не могу представить себя без них.
Но всё летит к чёрту, когда приходят эти жуткие весенние вечера. Крадучись, как вор, непреодолимо, как лунатик, я прихожу сюда и шатаюсь здесь, под этими тополями. Здесь, именно здесь, когда таким вот безумно синим сделался воздух, и так торжественно застыли тополя – она быстро шла навстречу. Я видел её! Я видел похожие на этот вечер глаза! Я видел её улыбку!
Такая тоска! Такая тоска! Где-то в груди боль, острая, страшная вечная боль. Хочется закричать, хочется заплакать. Такая тоска!
И потому хочется закричать и заплакать, хочется потому, что я её никогда не видел. Её не было. Были и есть только тополя».
Обычная форма вампиловского парадокса. В рассказе обнаруживается иронично преломлённая, но от этого не менее сильная стихия, способная подчинить себе человека, это – власть духа, воображения, мечты, которым нет места в нормальной, обыденной жизни, но без которых жизнь невозможна.
Лекция учителя о творческой лаборатории А. Вампилова.
Благодаря воспоминаниям Н.Тендитник, у нас есть возможность посмотреть работу А.Вампилова над языком по рукописи рассказа «Сумочка к ребру» (его вы должны были прочитать дома), случайно уцелевшего с тех времён, когда Вампилов оставлял на столе редакции газеты «Иркутский университет» свои студенческие опусы, не подозревая, что они кого-нибудь в будущем могут заинтересовать. Рассказ сохранила перепечатывавшая его В.Молчанова, работавшая потом на иркутском телевидении.
«Впервые взглянув на рукопись, вспомнила слова одного из хорошо знавших драматурга журналистов: «Какие рукописи у Вампилова! Он делал правку своих рассказов прямо на газетном листе!» Рукопись рассказа свидетельствует об ином: о серьёзной правке написанного, о неустанной корректировке написанного повседневным опытом жизни.
В рассказ «Сумочка к ребру» включены стихи неизвестного нам, читателям, графомана из Тайшета:
Из подворотни выбрел пёс лохматый
И вдруг завоил, словно не к добру.
Подкрадывался сумрак бородатый,
Подвязывая сумочку к ребру.
Эти «стихи» показала однажды молодым, начинающим писателям Елена Жилкина. Л. Красовский, активно работавший в те годы в газете, вспоминал: «Ребята! – простонала Елена Викторовна, хватаясь за горло. – Мне дурно. Вы только послушайте!» - Мы все посмеялись, а Вампилов написал замечательный рассказ». Л. Красовский здесь не совсем точен. Рассказ был написан в студенческие годы и обогащён новым фактом уже в редакции. Но случай, описанный им, отражает главное в творчестве Вампилова: Всё, от мелочей быта и кончая трагическими изломами судеб, взято у жизни и в биографии, как самого драматурга, так и его окружения.
Нас, однако, интересует сейчас характер авторской правки. Рукопись «Сумочки к ребру» указывает на «лёгкость» пера, но не в том смысле, что писатель творил на ходу, а в ином, в том плане, который отражает естественность погружения пишущего в мир героев, в результате чего произведение ложится на лист сразу, может быть, в короткие мгновения, необходимые для написания рассказа из трёх страниц. В основе своей именно поэтому он и не подвергался коренной правке, как, впрочем, было и с пьесами Вампилова, варианты которых, в зависимости от исполнителей ролей, бесчисленно много раз пересоздавались, а основа пьесы была всегда неизменной. Правка в процессе работы сводилась к точности слова, мастерству лепки характера. Так, зафиксировав внимание читателя на ожесточении литконсультанта, увидевшего стихи Рассветова, он сначала написал: «Поспешно покинул кабинет. Сумерки. Сугробы посинели», - а потом тут же выкинул пейзажную зарисовку. До этого ли в состоянии, когда ярость выталкивает из кабинета. В окончательном варианте читаем: «По дороге домой В.П. держался многолюдных и освещённых мест».
Вот так, читатель! Тебе дано понять, какова сила воздействия стихов, вышедших из-под пера графомана, более всего озабоченного тем, как произвести эффект, как сказать красиво!
Писатель и в других случаях добивался усиления именно этой мысли. Вначале его литконсультант в ярости твердил рассветовские перлы, в конечном варианте они вычеркнуты и заменены изображением состояния души: «Я, всё-таки, человек, у меня ребёнок, ещё могут быть дети» В этом же ключе шла правка семейной сцены. Заменив слова «забеспокоилась» (речь идёт о жене Владимира Петровича), «уложила» другими – «внимательно посмотрела», «увела», автор добивается главного: поняла, что с мужем случилось что-то нешуточное. Поняла и «набрала нужный номер телефона».
Правка рукописи даёт наглядный урок превращения внешне комических эпизодов в ситуации, наполненные правдой душевных состояний». (Н. Тендитник).
Вывод: Вампилов видел в жизни, как хрупки и капризны чувства людей, как велика сила пошлости, как опасен обывательский быт. Испытывая своих героев волею случая, анекдотической или даже фантастической ситуацией, автор апеллирует к уму и совести читателя, понимающего, как много в мире зависит от его повседневных поступков. Давайте обратимся к словам Вампилова, использованным в качестве эпиграфа к уроку. Вдумайтесь в них. « Среда – это мы сами, это то, как каждый из нас работает, ест, пьёт, что каждый из нас любит и чего не любит, во что верит и чему не верит, и, значит, каждый может спросить самого себя со всей строгостью: что в моей жизни, в моих мыслях, в моих поступках есть такого, что дурно отражается на других людях?»
«Малые жанры – рассказ, очерк – не исчезли из творчества зрелого Вампилова. Эти трудные формы совершенствовались, наполнялись новым содержанием. Но от первых до последних опытов непреложным оставалось ярко выраженное личностное отношение писателя к жизни. По рассказам и очеркам Вампилова можно восстановить историю его душевной жизни, его гражданское становление.
9. Подведение итогов урока. Как мы можем вместе ответить на поставленные в начале урока вопросы? ( На этом уроке мы узнали о художественных особенностях прозы А. Вампилова, о том, какие темы и герои интересовали Вампилова-публициста и Вампилова-прозаика; поняли, что многое в мире зависит от наших повседневных поступков; закрепили навыки восприятия лекционного материала, научились оценивать его значимость и делать записи основных положений лекции; при выполнении опережающего домашнего задания мы сумели отобрать нужный материал для публичных выступлений с сообщениями, проявить свои способности при выполнении творческих заданий на уроке).
10. Рефлексия. Каждый ученик пишет небольшое эссе на тему: Какие знания и навыки из того, что я узнал и чему научился на сегодняшнем уроке, могут пригодиться мне в моей будущей жизни.
11. Домашнее задание. Написать рецензию на один из прочитанных рассказов А.Вампилова.

Литература:
1. Вампилов А. Дом окнами в поле. – Иркутск: «Восточно-Сибирское книжное издательство», 1981.
2. Гушанская Е. Александр Вампилов. Очерк творчества. – Ленинград: «Советский писатель», 1990.
3. Тендитник Н. Перед лицом правды. Очерк жизни и творчества Александра Вампилова. - Иркутск: издательство журнала «Сибирь», 1997.








13PAGE 15


13PAGE 14815




15