Разработка урока:Педагогические цели: создать условия для формирования первоначального представления о живой и неживой природе, наблюдения за явлениями природы, способствовать развитию внимательности и наблюдательности, умению работать со схемами.
Урок окружающего мира в 1 классе по теме:
«Полна природа удивленья».
Умк «Планета знаний».
Подготовила и провела
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №20г.Новочеркасска
Зубкова Татьяна Ивановна
Педагогические цели: создать условия для формирования первоначального представления о живой и неживой природе, наблюдения за явлениями природы, способствовать развитию внимательности и наблюдательности, умению работать со схемами.
Планируемые результаты:
Предметные: различают объекты живой и неживой природы.
Личностные: осознают себя жителями планеты Земля, испытывают чувство ответственности за сохранение её природы.
Универсальные учебные действия (метапредметные?:
Регулятивные: планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации в окружающей природе; логические_ классифицируют объекты живой и неживой природы; устанавливают причинно-следственные связи.
Коммуникативные: умеют работать коллективно, контролировать действия партнёра.
Оборудование: учебник. «Окружающий мир», Г.Г.Ивченковой, И.В. Потапова; Рабочие тетради, интерактивный комплекс.
Ход урока.
.
Орг. момент. На экране солнышки. (весёлые и грустные.) -К нам на урок заглянуло солнышко. Какое из них вам больше нравится?
-Я очень рада, что у вас сегодня хороший настрой на работу.
-У меня тоже сегодня хорошее настроение и я надеюсь, что у нас всё получится и урок будет интересным.
Свет солнца в ладони возьму.
И к сердцу его приложу.И станет вокруг всё добрее,Нежнее, светлее, милее.
- Вот с таким теплом в наших сердцах мы и начнём наш урок окружающего мира.
2. Постановка учебных задач.
- Что такое окружающий мир?
-Всё ли мы знаем об окружающем нас мире? (конечно, нет)
-Мы радуемся новым открытиям человечества.
-Кто из вас хочет научиться открывать новые знания?
А чтобы заметить что-то новое, что вы должны уметь делать? ( слушать, наблюдать, воображать, развивать свою речь, уметь доказывать своё мнение.) – Вот мы с вами и поставили задачи на урок.
- А вот каким получится наш урок, зависит от того, как вы будете помогать мне и друг другу.
3. Сообщение темы и цели урока.
-Урок наш я хочу начать со стихотворения. Послушайте его, посмотрите на экран и подумайте, о чём мы будем сегодня говорить.
– Как выдумаете, о чём мы будем говорить на уроке?
(о природе).
-Сегодня совершим путешествие в природу.
- А что же такое природа? Давайте подумаем.
Вывод: Земля, Солнце, воздух, вода, растения, животные.
- К природе относится всё то, что нас окружает и существует независимо от человека)
- Рассмотрите маршрутный лист нашего путешествия. Прочитайте название раздела, который будем изучать. ( Природа в жизни человека)
- Как вы думаете, что узнаем из этого раздела?
- Прочитайте название нашей первой остановки.
- Это тема нашего сегодняшнего урока
- Как думаете, что значит, полна природа удивленья? ( природа не перестаёт удивлять нас своими чудесами)
- Сядьте поудобнее, мы начинаем наше путешествие. Какие правила поведения в природе нужно соблюдать, чтобы не причинять ей вреда? ( не шуметь, не ломать ветки деревьев, не сбивать грибы ногами и т.д.)
Изучение нового материала.
- Сейчас попробуем сделать первое открытие. Какая бывает природа?
– Посмотрите на экран. Что видите? (картинки) Мы будем называть их научным словом – объекты.
- Какой объект здесь лишний?
- Все ли оставшиеся объекты имеют одинаковые признаки?
- Давайте попробуем разделить их на группы. Кто догадался, какие объекты составят 1 группу? Поставьте их в 1 ряд.
- По каким признакам вы объединили эти объекты? (живые – дышат, питаются, приносят потомство и умирают)
Как бы вы назвали эту группу объектов? ( Живая природа)
–Чем бы вы их дополнили?
Вывод: К живой природе относятся растения, животные.
Аналогично остальные. А к какой группе отнесём человека? ( Часть живой природы)
Вывод: природа бывает живая и неживая.
– Что общего между живыми и неживыми объектами? (Их создала природа)
–Что можно сказать про рукотворные объекты? ( Их создал человек, они к природе не относятся, но относятся к окружающему миру)
- Вот мы и сделали первое открытие.
Закрепление изученного. Работа по учебнику.
А) -Откроем учебник на странице 58 и прочитаем текст над схемой.( Дети читают текст.)
– Сравним этот текст с нашим выводом, который мы сделали по схеме.
( Ученики при сравнении текста и рассказа по схеме делают вывод, что они одинаковые.)
- Связаны ли между собой живая и неживая природа? ( Вода питает растения, животных, человека. Растения растут на земле и получают из неё воду и питательные вещества. Солнце даёт всем свет и тепло.)
6. Физкультминутка.
И г р а «Объекты живой природы».
Мяч, собака, телевизор,цветы, трактор, облако, сумка, снежинка,кошка, река, ложка, сосулька, ранец,, Марина, песчинка, качели., лиса.
б) Самостоятельная работа.
– Открываем тетрадь на странице 3 и выполняем задание 1.
По рядам.
1ряд:
– Красным кружком обозначаем объекты живой природы,
2 ряд:
синим – объекты неживой природы,
3 ряд:
зелёным – то, что сделано руками человека.
Проверка самостоятельной работы)
- (дети распределяют объекты в нужные столбики)
– Кто выполнил всё задание правильно?
– Кто допустил ошибки? Что вызвало затруднения?
Явления природы.
- Давайте вернёмся к названию темы нашего путешествия.
–Полна природа удивленья. Замечательные слова!
- Удивление встречает нас часто. Что вас удивляет в жизни?
- А что удивляет нас в природе? (- Человек - часть природы и его эмоциональное состояние часто зависит от природы.)
– В природе постоянно происходят изменения: то дует ветер, то идет дождь, то выпадет снег, то появляется яркое солнышко. Все эти изменения в природе называются природными явлениями или явлениями природы.
- Какие явления природы вы знаете? Посмотрите на экран
Физ – ра для глаз. -Какие явления природы вы увидели?
-Давайте полюбуемся и другими чудесами, которые происходят в природе. - 6. Итог урока.
-Наше путешествие подходит к концу, но не заканчивается. Ведь мы с вами ещё столько должны узнать нового о природе, сделать много открытий. А какие секреты природы мы сегодня открыли? Что интересного вы расскажете дома своим родителям?
- Каким чудесам природы мы сегодня удивлялись?
- Достигли мы поставленных целей? Что помогло вам достичь целей? ( хорошая работа на уроке)
И в заключении мне хочется прочитать вам стихотворение “Миг”
Не привыкайте к чудесам,Дивитесь им дивитесь!Не привыкайте к небесам,Глазами к ним тянитесь.Приглядывайтесь к облакам,Прислушивайтесь к птицам,Прикладывайтесь к родникам,Ничто не повторится.За мигом миг, за шагом шагВпадайте в изумленье,Всё будет так или не такЧерез одно мгновенье.
Использованная литература
Мир вокруг нас: программа и тематическое планирование для нач. шк.: кн. для учителя/ Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов «Окружающий мир». Издательство «Астрель», 2012г. Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу “Окружающий мир”: 1-4 класс. М.: ВАКО, 2004. – (Серия “Мастерская учителя”).
Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Обухова Л.А. Интегрированные уроки: 1 класс/ Под ред. Л.А.Обуховой. – М.: ВАКО, 2006. – (Серия “Мастерская учителя”).
Шорыгина Т.А. Грибы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2004 – (Серия “Путешествие в мир природы. Развитие речи”)
13PAGE 15
13PAGE 14115
15