КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ, КОТОРЫМИ ДОЛЖЕН ВЛАДЕТЬ КАЖДЫЙ БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК, И НЕ ТОЛЬКО…


КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙКОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ, КОТОРЫМИ ДОЛЖЕН ВЛАДЕТЬ КАЖДЫЙ БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК, И НЕ ТОЛЬКО…
Приветствие
Эти формулировки нам всем знакомы: «Здравствуйте», «Привет!», «Доброе утро, -день,- вечер», - и важно, чтобы ребенок понимал, кому можно сказать «привет», а с кем стоит поздороваться более почтительно. Дети иногда стесняются говорить слова приветствия, иногда просто забывают поздороваться, поэтому, нужно напомнить ребенку «Не забудь поздороваться!» Будьте уверены, Ваши усилия не пропадут даром. И, конечно же, речевой этикет требует, чтобы на приветствие тоже отвечали приветствием.
Прощание
Это слова и жесты, которые мы используем расставаясь и выражая добрые пожелания человеку. «До свидания», «до встречи», «пока», «удачи», «счастливо», «всего доброго», «доброй ночи». Для друзей и близких взрослых подходит «пока!» а с остальными принято прощаться- «до свидания». В ответ на прощание также принято прощаться. Можно помахать рукой, улыбнуться.
Обращение
Обратиться – значит, обратить на себя внимание, чтобы человек начал внимательно слушать именно ребенка и знал, что ребенок от него чего-то хочет. Если ребенок знает имя человека, то нужно обратиться по имени, если имя неизвестно, то можно обратиться: «Послушайте», «Извините», «Я хочу вам что-то сказать», «Можно я спрошу?» Еще ребенку нужно знать, что к друзьям и близким мы обращаемся на «ты», а к остальным взрослым – на «Вы». Важно, чтобы ребенок и сам отзывался на обращение, когда к нему обращаются.
Просьба о помощи
Приучайте детей использовать в своей речи «Волшебные слова»: «пожалуйста», «спасибо», «можно тебя (Вас) попросить», «разреши(те)» и др. Это важный момент. Когда у ребенка что-то не получается, он может просто подойти к другому человеку и попросить его о помощи.
Оказание помощи
Если ребенка просят о помощи, и он эту помощь в силах оказать, то он может это сделать со словами: «Пожалуйста», «Хорошо». А можно предложить и свою помощь: «Давай (те) я тебе (Вам) помогу», «Тебе помочь?»
Благодарность
С известным «Спасибо!» трудностей обычно не возникает. Благодарностью мы отвечаем за те же помощь, поддержку и услугу, за подарок, за новый опыт (научили делать самолетик), за заботу.
Принятие благодарности
Это способ обратной связи. Отвечая на благодарность: «Пожалуйста!», «На здоровье!» или «Не за что» (если повод был пустячный), - ребенок показывает, что благодарность услышана и принята.
Извинение
Для извинения используются слова, которыми мы признаем свою вину и просим прощения у пострадавшего. «Извини меня, пожалуйста, я больше так не буду!», «Простите!», «Прости, пожалуйста, я нечаянно». Если ребенок может сформулировать, за что он просит прощения, («Прости, Лёва, что я сломал твою игрушку»), – то это замечательно. Если ребенок просит прощения со смешком, то извинением это не назовешь.
Принятие извинения
Это слова и жесты, которыми можно показать обидчику, что его извинения приняты, вопрос снят, мы больше не держим на него зла и можно продолжать жить мирно. «Хорошо», «Ладно», «Я тебя прощаю, но больше так не делай»
Отказ
Это важное умение и освоить вежливый отказ необходимо. Умение невозмутимо сказать: «Нет!», «Нет, я не пойду с вами», «Нет, спасибо», «Я не хочу» или «Извините, я не хочу», сказать и при необходимости повторить, и не поддаваться на уговоры. Ребенок должен знать, что он имеет полное право, не раздумывая, отказаться от всего, что он считает нехорошим, неприятным, опасным или неприемлемым, - и никто не в силах заставить его это сделать.
Требование
Требование отличается от просьбы категоричностью и непреклонностью. В просьбе нам еще могут отказать, и мы воспримем это спокойно, а вот требование должно быть выполнено – поэтому для требования подбираются серьезные формулировки – без всяких волшебных слов и улыбок. «Немедленно отдайте!», «Я требую!», «Прекратите сейчас же!» «А ну, перестань!» Повышенный тон, строгий голос, гневное выражение лица – все в кассу. Если требование не исполняется, ребенок может пригрозить: «Я позову на помощь!», «Я расскажу родителям/учителю». И ребенок точно так же должен знать, что если он чувствует себя в опасности, он имеет полное право требовать и угрожать – и при этом рассчитывать на поддержку.
Слушание
Умение по-настоящему слушать заключается в том, чтобы следить за речью другого человека – и понимать, слышать речь. Именно этот навык позволяет не перебивать другого, а спокойно ждать, когда он закончит мысль. И тогда ребенок может честно сказать: а я не понял это и вот это. Слушание – это база для взаимодействия. Для современного школьного обучения этот навык очень важен. И развить его в дошкольнике помогает чтение книг, содержательные разговоры, совместное выдумывание историй и детские аудиокассеты и диски.
Успехов Вам!