АРТТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ ЗДОРОВЬЯ СБЕРЕЖЕНИЯ В ДОУ
Арттерапевтические техники, помогающие снять нервное напряжениеи подключить внутренние резервыорганизма ребёнка.
Живопись с помощью пальцев.
Такой вид живописи очень благотворно влияет на психику ребёнка, так как успокаивает и расслабляет. Рисующий может сделать пробные рисунки, и от него не требуют большого мастерства. Кроме того, краски растекаются и переливаются, как эмоции. С помощью красок ребёнок может выплеснуть эмоциональное напряжение во вне, происходит разрыв напряжения, наступает успокоение. Это также позволит вам отследить внутреннее состояние ребёнка. Живопись помогает адекватно выразить эмоциональное состояние ребёнка: гнев, обиду, боль, радость. И это прекрасно видно в работах. Также у детей существует сенсорный голод, голод к прикоснове-ниям, так как именно кинестетический опыт является ведущим в этом возрасте. Прикосновение к краскам, их размазывание по ватману позволяетболее полно включиться ребёнку в процесс творчества, подключает внутренние резервы организма. В этом возрасте тяга к кинестетическим экспериментам, т. е. желание всё потрогать, часто пресекается родителями. Преодоление этого запрета, удовлетворение потребности запачкаться ( и за это не будут ругать) – очень важные моменты. Предварительно, конечно, необходимо надеть на ребёнка фартук, дать ему легко смываемые краски и закрыть поверхность стола клеёнкой.Когда ребёнок будет рисовать, начните вместе с ним, покажите ему, как это делать. Расспросите, что он нарисовал, пусть расскажет, о чём рисунок.
Живопись с помощью ног.
Если вы уже освоили живопись руками, то предлагаем вам попробовать рисовать с помощью ног. Ноги обладают тонкой чувствительностью, но боль-шую часть времени они находятся в обуви, в которой не могут ничего чувствовать. После окончания рисования ноги моют и вытирают их полотенцем, в результате чего происходит массаж ног, который успокаивает ребёнка. Особое ощущение свободы и творчества при рисовании ногами трудно передать словами. Перед тем как предложить ребёнку рисовать, попробуйте сами нарисовать что- нибудь ногами в спокойной обстановке, прислушайтесь к себе. Иногда эмоции, которые могут возникнуть во время этого, необычны, и следует их хорошо прочувствовать, чтобы при общении с ребёнком вы могли ими управлять. При рисовании ногами вместе с детьми следует расстелить большую клеёнку. На неё положить листы ватмана или плотной бумаги, можно использовать остатки старых обоев. Рядом поставьте маленький лоток с краской. Затем попросите ребёнка снять обувь, носки и рассказать, что чувствуют ноги, когда они свободны, что можно изобразить с помощью ног. Покажите ребёнку,как пользоваться краской, как и что ступнями и пальцами можно нарисовать. Попросите ребёнка оставить как можно больше самых разнообразных отпечатков, посмотрите на характерные отличия. Пусть ребёнок нарисует что-нибудь, и сами также нарисуйте. Как только рисунок будет закончен, вымойте ноги, оботрите их и попросите ребёнка распознать, что он нарисовал. Обязательно похвалите его и сохраните рисунок.
Работа с глиной ( пластилином).
Работа с глиной оставляет приятные ощущения, позволяет расслабиться.Гибкость и податливость глины даёт возможность получать как тактильные, так и кинестетические (прикосновение, ощущение движения) ощущения. Ошибки в работе легко устраняются. Этот вид творчества самый наглядный и позволяет наблюдать за состоянием ребёнка. Работа с глиной позволяет удовлетворить интерес ребёнка к частям тела. Высохнув, глина превращается в мелкий порошок и легко смывается с рук, удаляется с одежды.
Ребёнка полезно снабдить ящиком с инструментами для работы с глиной:картофельной толкушкой, палочкой для размешивания, колотушкой и т. д. Необходимо иметь баночки с водой для смывания глины. При работе позвольте ребёнку почувствовать глину. Для этого совместно можно выполнить следующие задания.
закройте глаза и почувствуйте кусок глины, подружитесь с ним.Какой он? Гладкий? Ровный? Плотный? Выпуклый? Холодный? Тёплый? Влажный? Сухой? Тяжёлый или лёгкий?
отложите его и отщипните кусочек большой и поменьше;
сожмите, разгладьте глину пальцами, тыльной стороной руки.После того как разгладили глину, ощупайте место, где разгладили;
соедините все кусочки вместе, чтобы получился шарик;
проткните глину;
оторвите кусочек и сделайте змею, сожмите в кусочек.
Занятия с глиной позволяют снять стресс, помогают выражению чувств, избавиться от избытка слов, если ребёнок болтлив, и приобщить к социальной активности необщительных детей. Сохраняйте поделки ваших детей, хвалите их. В дальнейшем занятия с глиной помогут восстанавливать эмоциональное равновесие.
Игры с песком.
Совместные игры с песком имеют положительное значение для развития психики ребёнка, установления психологического комфорта:
при взаимодействии с песком стабилизируется эмоциональное состояние;
развитие мелкой моторики и тактильной мнемической чувствительности влияет на развитие центра речи в головном мозге ребёнка, формирование произвольного внимания ипамяти;
с развитием тактильно-мнемической чувствительности и мелкой моторики ребёнок учится прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их.
Оздоровительная игра
Цель: оказывать положительное влияние на развитие психики ребёнка.
Задачи: стабилизировать эмоциональное состояние ребёнка, развивать мелкую моторику и тактильные ощущения, развивать речь; формировать произвольное внимание и память; учить прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их.
Материалы: водонепроницаемый ящик, чистый просеянный песок ( лучше его прокалить в духовке), вода, чтобы смочить песок. Песок заполняет 13 ящика.
Ход игры.
На ровной поверхности песка ребёнок и воспитатель по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороны. Необходимо задержать руку, слегка вдавив её, прислушаться к своим ощущениям. Воспитатель рассказывает ребёнку о своих ощущениях: «Мне приятно. Я чувствую прохладу (или терло) песка. Когда я двигаю рукой, я ощущаю песчинки. А что чувствуешь ты?» Когда ребёнок рассказывает о своих ощущениях, перевернуть руку ладонью вверх: «Я перевернула руку, и мои ощущения изменились. Теперь я по-другому чувствую шероховатость песка. По-моему, песок стал чуть холоднее. А что чувствуешь ты?»
Можно выполнять такие упражнения:
поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.);
выполнять те же движения, поставив ладонь на ребро;
пройтись ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;
создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшками кистей рук , рёбрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка, попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира ( ромашка, солнышко, дождинки, травка, дерево, ёжик и пр.);
пройтись по поверхности песка отдельно каждым пальцем поочерёдно правой и левой руками, после одновременно (сначала только указательным, потом средним, затем –безымянным, большим, и наконец-мизинчиком);
можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять. Здесь уже ребёнок может наблюдать загадочные следы. Хорошо вместе пофантазировать: чьи они?;
поиграть по поверхности песка ,как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мелкие движения вверх-вниз. Для сравнения ощущений можно предложить ребёнку проделать то же упражнение на поверхности стола.
Воспитатель: Богатых С. А.