Элективный курс по теме: Технологии укрепления и сбережения здоровья
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы элективных курсов. Основы безопасности жизнедеятельности. 8-9 кл. Автора А.Л.Винник. Москва Дрофа,2009г. На учебный план отводит 35 часов для изучения курса «ОБЖ», из расчета 1 часа в неделю.
В 8 классе основной контингент учащихся имеют высокий и средний познавательный уровень, поэтому основную часть учебного процесса занимают творческие задания, активные формы работы, основной акцент делается на самостоятельность учащихся. На занятиях сами школьники создают модели: паспорта здоровья, познают по этапом себя с психологической и физической стороны, овладевают методиками конструктивного переживания внутренних и внешних конфликтов, обеспечивать основу для самопознания, самокритики и самоуважения, устранять причины, мешающие восстанавливать, сохранять и укреплять свое здоровье.
Важнейшим механизмом формирования компетентности обучения является словесный метод обучения. К этому методу относится монологическая речь учителя (рассказ, объяснение, лекция, разъяснение способов деятельности, приемов работы с каким-либо источником информации), Часто используется диалогическая форма: беседа с классом, работа школьников с вопросами и заданиями.
Основной, главной формой организации учебного процесса является урок (вводные уроки, комбинированные уроки, уроки формирования умений, обобщающие уроки).
Цель курса: ознакомить школьников с теоретическими и практическими подходами к решению вопросов сбережения и укрепления здоровья в процессе учебной деятельности.
Задачи:
освоение знаний о здоровом образе жизни.
развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни.
овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальное и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.
Учебно-тематический план
№
Темы
Кол-во часов
Рекомендуемый
вид занятий
1
Сущность и понятие здоровья. Факторы здоровья. Социальные представления о здоровье.
1
Лекция
2
Человек и здоровье. Определение уровня здоровья.
1
Лекция
3
Эмоциональное здоровье. Азы аутотренинга. Распорядок дня школьника.
2
Лекция
4
Механизмы сохранения и укрепления здоровья.
2
Лекция
5
Образовательная среда и здоровье школьников.
2
Лекция
6
Физическое здоровье. Особенности методики подвижных игр. Подвижные игры с дидактической направленностью. Методики использования игр.
4
2
Практические
Лекция
7
Нравственное и социальное здоровье. Семейное воспитание. Нравственная защита школьника.
4
Лекция
8
Здоровьесберегающая педагогика. Принципы и методы здоровьесберегающей педагогики.
Основные формы организации обучения. Технология организации урока в условиях здравотворчества.
4
Лекция
9
Практические аспекты здорового образа жизни. Разумный двигательный режим. Целенаправленные дыхательные упражнения. Оптимальный уровень питания. Профилактика повреждений и травм.
2
4
Лекция
Практические
10
Школа здоровья. Основы школы здоровья. Профилактика вредных привычек.
2
4
Лекция
Практические
11
Резерв
1
-
Итого:
35ч (12 ч практические, 23 ч лекции)
Содержание программы
Тема 1 Сущность и понятие здоровья. Факторы здоровья. Социальные представления о здоровье. 1 ч
Функции организма человека. Динамическое равновесие организма, его функций и окружающей среды. Участие в социальной деятельности и общественно полезном труде. Способность организма приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде. Отсутствие болезней и болезненных изменений. Физическое, социальное, духовное и умственное благополучие.
Требования к уровню подготовки учащихся:
Знать:
понятие здорового образа жизни;
составляющие здорового образа жизни;
профилактику переутомления;
рациональное питание;
приводить примеры адаптации человека к условиям окружающей среды;
роль здорового образа жизни.
Уметь:
правильно организовать здоровый образ жизни;
правильно составить режим дня;
правильно организовать рациональное питание;
описание роли питания в укреплении здоровья.
Ключевые компетенции:
Развивать взаимодействия учителя и ученика. Коррекционно-стимулирующая
Тема 2 Человек и здоровье. Определение уровня здоровья. 1ч
Три уровня состояние здоровья: биологический, социальный, личностный.
Требования к уровню подготовки учащихся:
Знать:
составляющие здорового образа жизни;
роль здорового образа жизни.
Уметь:
правильно организовать здоровый образ жизни;
описание роли питания в укреплении здоровья.
Ключевые компетенции:
Развивать умение работать самостоятельно по заранее заданной схеме.
Личностного совершенства.
Тема 3 Эмоциональное здоровье. Азы аутотренинга. Распорядок дня школьника. 2ч
Эмоции и мотивации. Познавательные чувства. Патогенное мышление. Пути избавления. Саногенное мышление. Технологические особенности. Психомышечные тренировки.
Требования к уровню подготовки учащихся:
Знать:
технологические особенности;
различные виды оздоровительной гимнастики.
Уметь:
правильно составить режим дня;
описать познавательные чувства;
правильно мыслить.
Ключевые компетенции:
Развивать умение работать самостоятельно. Развивать умение логического мышления по заранее заданной схеме. Личностного совершенства.
Тема 4 Механизмы сохранения и укрепления здоровья. 2 ч.
Понятие об адаптации в биологических, психологических и социологических исследованиях. Формирование и сохранение здоровья на физиологическом уровне. Понятие гомеостаза. Общий адаптационный сидром. Реакция тревоги. Стадия сопротивления. Стадия истощения. Психическая адаптация. Социальная адаптация.
Требования к уровню подготовки учащихся:
Знать:
название адаптации;
реакция тревоги;
приводить примеры адаптации человека к условиям окружающей среды.
Уметь:
правильно выполнять задание;
следить за нагрузкой;
справляться с тревогой.
Ключевые компетенции:
Развивать умение работать самостоятельно. Развивать умение логического мышления. Личностного совершенства.
Тема5 Образовательная среда и здоровье школьников. 2ч.
Состояние здоровья учащихся. Влияние процесса обучения и его интенсификации на здоровье школьника. Дискомфортные состояния и их причины. Характер взаимоотношений учащихся и педагогов. Учебные нагрузки и перегрузки. Питание школьника. Культура здоровья. Школьные болезни. Распространение вредных привычек. Миктосоциальные факторы. Рациональные характеристики школьного расписания.
Требования к уровню подготовки учащихся:
Знать:
свое состояние здоровья;
учебную нагрузку для себя;
режим дня;
школьные болезни и вредные привычки.
Уметь:
правильно выполнять задание;
следить за нагрузкой;
правильно выбирать питание.
Ключевые компетенции:
Развивать умение работать самостоятельно. Развивать умение логического мышления. Личностного совершенства.
Тема 6 Физическое здоровье. Особенности методики подвижных игр.
Подвижные игры с дидактической направленностью. Методики использования игр. 6 ч.
Физическое развитие и здоровье учащихся. Закаливание организма. Пассивное и активное закаливание. Общее и местное закаливание. Летние подвижные игры на воздухе. Зимние подвижные игры и развлечения на открытом воздухе. Мотивационные и операционные компоненты подвижных игр с дидактической направленностью. Межпредметные связи физической культуры с другими общеобразовательными дисциплинами.
Требования к уровню подготовки учащихся:
Знать:
физическое развитие организма;
виды закаливание;
отличие летних и зимних подвижных игр.
Уметь:
правильно выполнять закаливающие процедуры;
выбирать место для игр;
Ключевые компетенции:
Развивать умение работать самостоятельно. Развивать умение логического мышления. Личностного совершенства.
Тема 7 Нравственное и социальное здоровье. Семейное воспитание.
Нравственная защита школьника. 4ч.
Укрепление роли семьи. Семейное воспитание. Возрождение нравственных ценностей. Нравственная защита детей и подростков.
Требования к уровню подготовки учащихся:
Знать:
законодательство о семье;
семейное воспитание;
в чем заключается защита детей и подростков.
Уметь:
применять семейные законы;
правильно использовать термины.
Ключевые компетенции:
Развивать анализ и осмысление собственных достижений.
Информативно-диагностическая.
Тема 8 Здоровьесберегающая педагогика. Принципы и методы здоровьесберегающей педагогики. Основные формы организации обучения. Технология организации урока в условиях здравотворчества. 4 ч.
Методология здоровьесберегающей деятельности. Формы и методы восстановления, сохранения, укрепления и приумножения здоровья школьников в общеобразовательных учреждениях. Формирование основ духовно-нравственной культуры. Мониторинг готовности учащихся к обучению. Социализация личности школьника. Обучение приемам здорового образа жизни. Работа с семьей в плане пропаганды здорового и разумного образа жизни.
Требования к уровню подготовки учащихся:
Знать:
приемы здорового образа жизни;
основы духовно-нравственной культуры.
Уметь:
выполнять приемы зож;
Ключевые компетенции:
Развивать анализ и осмысление собственных достижений.
Информативно-диагностическая.
Тема 9 Практические аспекты здорового образа жизни. Разумный двигательный режим. Целенаправленные дыхательные упражнения.
Оптимальный уровень питания. Профилактика повреждений и травм. 6ч.
Преобразовательная деятельность. Познавательная деятельность на уровне теоретического, эмпирического и ценностно-ориентированного знания. Коммуникативная деятельность. Медико-педагогическая деятельность. Осознанная цель. Основные принципы оздоровительной дыхательной системы. Теоретические и практические аспекты профилактики повреждений и травм. Принципы оказания первой медицинской помощи.
Требования к уровню подготовки учащихся:
Знать:
уровни деятельности;
аспекты профилактики травматизма;
принципы оказание медицинской помощи.
Уметь:
выполнять дыхательные упражнения;
оказать первую медицинскую помощь.
Ключевые компетенции:
Развивать анализ и осмысление собственных достижений.
Информативно-диагностическая.
Тема 10 Школа здоровья. Основы школы здоровья.
Профилактика вредных привычек. 6ч.
Формирование у учащихся жизненно важных гигиенических знаний, умений, навыков и полезных привычек. Обучение школьников доступным двигательным умениям и навыкам. Воспитание у них творческой инициативы и любознательности. Эмоционально-стимулирующее общение учителя с учащимися и учащихся друг с другом.
Причины наркотиков. Теории наркотизации. Становление наркомании. Факторы, порождающие наркоманию. Способы вовлечения в наркоманию. Аспекты профилактики. Лечение наркомании.
Причины, по которой подростки употребляют алкоголь. Аспекты пьянства. Действие алкоголя на внутренние органы. Алкоголь и семья. Проблема семейного алкоголизма. Принципы профилактики и лечения алкоголизма.
Причины курения. Причины привыкание. Стадии никотиновой зависимости. Вредное действие табака на организм человека. Терапия табачной зависимости.
Требования к уровню подготовки учащихся:
Знать:
полезные привычки;
аспекты профилактики наркомании, алкоголизма, табакокурения;
принципы оказание медицинской помощи.
Уметь:
правильно выбрать двигательные качества,
общаться друг с другом;
помочь выбраться из сложной ситуации.
Ключевые компетенции:
Развивать анализ и осмысление собственных достижений.
Информативно-диагностическая.
Требования к уровню подготовки учащихся
Знать:
-влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и увеличение продолжительности жизни;
-формы занятий элективного курса, их целевое назначение и особенности проведения;
-аспекты профилактики;
-уровень деятельности.
Уметь:
- проводить физкультурно – оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, (в роли помощника учителя);
- выполнять простейшие приемы самомассажа;
- оказывать первую медицинскую помощь при травмах;
- правильно использовать термины;
- правильно выполнять закаливающие процедуры;
- выбирать место для игр;
- правильно составить режим дня;
Критерии оценки
Устный опрос.
"5" - выставляется при условии, если обучающийся полно и правильно изложил теоретический вопрос, привел собственные примеры, правильно раскрывающие те или иные положения, сделал обоснованный вывод.
"4" - выставляется при условии, если учащийся (не допуская ошибок) правильно изложил теоретический вопрос, но недостаточно полно или допустил незначительные неточности, не искажающие суть понятий, теоретических положений. Примеры, приведенные учеником, воспроизводили материал учебников. На заданные уточняющие вопросы ответил правильно.
"3" - выставляется при условии, если обучающийся смог с помощью дополнительных вопросов воспроизвести основные положения темы, но не сумел привести соответствующие примеры или аргументы, подтверждающие те или иные положения.
"2" - выставляется при условии, если обучающийся не раскрыл теоретический вопрос, на заданные вопросы не смог дать удовлетворительный ответ.
Выполнение тестовых заданий.
Оптимально на одной контрольной работе дать 25 заданий:
(20 с выбором ответа и 5 со свободным ответом).
Критерии оценок:
«5» - 80 – 100 % от общего числа баллов
«4» - 70 - 75 %
«3» - 50 - 65 %
«2» - 30% и менее
Критерии оценки работы учащихся в группе (команде) в играх КВН и др.
-умение распределить работу в команде;
-умение выслушать друг друга;
-согласованность действий;
-правильность и полнота выступлений.
-активность
Реферат по заданной теме, отчёт по практической работе предусматривает самостоятельную работу с дополнительной литературой. Кроме умения выбрать главное и конкретное по теме, необходимо оценить следующее:
полноту раскрытия темы;
все ли задания выполнены;
наличие рисунков и схем (при необходимости);
аккуратность исполнения.
Учебно-методическое обеспечение
Программы элективных курсов. Основы безопасности жизнедеятельности. 8-9 кл. Автора А.Л.Винник. Москва Дрофа,2009г
Список литературы
В.Н. Латчук, В.В.Марков,А.Г.Маслов Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс: методическое пособие. М.:Дрофа, 2007г.
В.Н. Латчук, В.В.Марков,А.Г.Маслов Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс: методическое пособие. М.:Дрофа, 2008г.
В.Н. Латчук, В.В.Марков,А.Г.Маслов Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс: методическое пособие. М.:Дрофа, 2006г.
В.Н. Латчук, В.В.Марков,А.Г.Маслов Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс: методическое пособие. М.:Дрофа, 2006г.
В.Н. Латчук, В.В.Марков,А.Г.Маслов Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс: методическое пособие. М.:Дрофа, 2007г.
А.Г.Макеева семейная профилактика наркотизма: книга для родителей.- М.: Просвещение,2005г.
В.Н. Латчук, С.К.Миронов, С.Н.Вангородский. – М.: Дрофа, 2008г.
Календарно-тематическое планирование
по элективному курсу «Технологии укрепления и сбережения здоровья»
на 2011/12 уч.год.
Учитель Шабанова Л.В.
Класс 8 «а».
Количество часов 35
В неделю 1 час.
Программы элективного курса. Основы безопасности жизнедеятельности Предпрофильное обучение 8-9 классы.
Автор: А.Л. Винник. Москва. Дрофа 2009 г.
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
Зам. директора по УВР Директор школы __________________ ___________________
«___»_________ ____г «__» ____________ ______ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Шабановой Любови Васильевны высшая категория
По элективному курсу «Технологии укрепления и сбережения здоровья» 8 класс
РАССМОТРЕНО
На заседании ШМО
_______________
« __»________ __г.
2011- 2012 учебный год
г. Зима
Тематическое планирование
№ п/п
Наименование тем
Всего часов
Дата
Корректировка
Вид занятий
1 модуль
1
Водный «Технологии укрепления и сбережения здоровья».
1
Лекция
2
Сущность и понятие здоровья. Факторы здоровья.
1
Лекция
3
Человек и здоровье. Определение уровня здоровья.
1
Лекция
4
Эмоциональное здоровье. Азы аутотренинга.
1
Лекция
5
Распорядок дня школьника.
1
Лекция
6
Механизмы сохранения здоровья.
1
Лекция
7
Механизмы укрепления здоровья.
1
Лекция
8
Образовательная среда и здоровье школьников.
1
Лекция
2 модуль
9
Учебные нагрузки и перегрузки
1
Лекция
10
Физическое здоровье.
1
Лекция
11
Особенности методики подвижных игр
1
Практическое
12
Подвижные игры с дидактической направленностью
1
Практическое
13
Методики использования игр
1
Практическое
14
Нравственное социальное здоровье
1
Лекция
15
Семейное воспитание
Лекция
16
Нравственная защита
Лекция
3 модуль
17
Актуализация нравственности
1
Лекция
18
Здоровьесберегающая педагогика
Лекция
19
Принципы и методы здоровьесберегающей педагогики
1
Лекция
20
Основные формы организации обучения
1
Лекция
21
Технология организации урока в условиях здравотворчества
1
Лекция
22
Практические аспекты з.о.ж.
1
Лекция
4 модуль
23
Разумный двигательный режим.
1
Практическое
24
Целенаправленные дыхательные упражнения.
1
Практическое
25
Оптимальный уровень питания
1
Лекция
26
Профилактика повреждений и травм
1
27
Принципы оказание первой медицинской помощи.
1
Практическое
28
Школа здоровья
1
Практическое
5 модуль
29
Формирование двигательных умений, навыков и полезных привычек
1
Практическое
30
Целенаправленная работа на двигательный режим
1
Практическое
31
Профилактика вредных привычек (наркомании)
1
Лекция
32
Профилактика вредных привычек (алкоголизма)
1
Практическое
33
Профилактика вредных привычек (табакокурения)
1
Практическое
34
Школа здоровья
1
Лекция
35
Итоги за учебный год
1
Лекция
ђЗаголовок 115