Конспект по технологии на тему Изготовление народной игрушки – куклы Куватки (Кувадки) (3 класс)
Тема: «Изготовление народной игрушки – куклы Куватки (Кувадки)»
Актуальность: С усилением процессов глобализации растет желание народа сохранить свою национальную культуру: все больше хочется знать о русской культуре, в том, как жили наши предки, во что одевались, как отмечали праздники, какие соблюдали обычаи и традиции.
Форма: мастер – класс
Класс: 3
Цель:приобщение детей к русской национальной культуре.
Задачи:
• Обучающие: познакомить с историей народной игрушки на примере куклы Куватки (Кувадки), научить технологии изготовления куклы.
Развивающие: развивать интерес к традиционной народной культуре, художественный вкус, логическое мышление.
Воспитательные: воспитывать эстетические чувства, чувства сопричастности к сохранению национальных традиций.
Планируемые результаты:
Предметные: познакомить с традицией изготовления народной куклы, научить приемам изготовления народной куклы «Кувадка»
Личностные: развивать интерес к изучению культуры русского народа, совершенствовать технологические навыки: цветовосприятие, глазомер, моторику рук; воспитывать аккуратность и точность в работе.
Метапредметные:
Личностные УУД:
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; - оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке; - формулировать учебные задачи;
- работать по предложенному плану, инструкции;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - проводить сравнение, объясняя критерии сравнения;
- уметь определять уровень усвоения учебного материала.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- определять общие для всех правила поведения;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Результат: овладение технологией изготовления народной игрушки.
Для изготовления куклы необходимы следующие материалы:• Лоскуты цветной ткани 25*12 (для туловища и головы) и для рук 9*7• Нити – ириска красного цвета
Литература:
Берстенева, Е. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками [Текст]: / Е. Берстнева, Н. Догаева. – М.: Белый город, 2010.
Дайн, Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология [Текст]: / Г.Л Дайн, М.Н. Дайн. - М.: Культура и традиции, 2007.
Котова, И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла [Текст]: / И.Н. Котова, А.С. Котова. - СПб: Паритет, 2008.
Лаврова, С. Русские игрушки, игры, забавы [Текст]: / С. Лаврова. - М.: Белый город, 2007.
Соловьева, Л.Н. Игрушка. Русский сувенир [Текст]: / Л.Н. Соловьева. - М.: Интербук-бизнес, 2012.
Фенхель, А. Кукольные тайны [Текст] / А. Фенхнль // Маруся. – 2012. - №6. - с.56-58.
ХОД ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ
Организация класса. Эмоциональный настрой
Ой, вы гой еси, люди русские!Люди добрые, православные!Ой, вы гой еси, красны девицы!Раскрасавицы, да затейницы!
Ой, вы гой еси, добры молодцы!Станы статные, головушки буйные.Приглашаю посетить мою горницу,Вспомнить старые традиции да обычаи.А зовут меня русским именемИменуют все Ольгой Алексеевной.
II. Сообщение темы и цели занятия.
- Послушайте и подумайте, дайте хором ответ на мою загадку.
Есть у бабушки-старушки,Очень маленький секрет: Платья, книжки и игрушки,
Занавески, погремушки,
Всё она упрямо прячет, Чтоб не смог добраться внук. Есть у бабушки на даче Ветхий старенький… (Сундук)
Подобные сундуки, только большие, как вы догадываетесь, дарила матушка своей дочери. Дарила и слова такие говорила: «Вот тебе, дочка, сундук, мне его моя матушка, бабушка твоя, оставила. Береги его – он полон добра. Я сберегла и теперь тебе наказываю – береги!».
- Как вы думаете, что в нем? (Предположения детей).
- А хотите заглянуть?
- Откроем сундук и посмотрим, что в нём лежит.
- Что вам больше всего понравилось в моем сундучке? А хотите научиться изготавливать такие куклы? Этим мы и будем заниматься сегодня.
III. Этап открытия новых знаний
Существуют различные виды кукол. Они отличались и по назначению, и материалами. Самые первые куклы делались из золы, и только позже их стали делать изо льна или соломы, глины, ткани, дерева и даже теста.
По назначению куклы делились на игровые, обрядовые и обережные.
Игровые куклы служили детям для игр. Их могли делать даже в виде зверей или птиц.
Обрядовые же использовались, чтобы отметить какой-либо календарный праздник либо переход из одного состояния в другое. Например, широко распространена была кукла Коляда, которая создавалась на зимнее солнцестояние.
– Кто скажет, когда мы в наше время встречаемся с этой куклой? Что обозначает обряд сжигания куклы? Она выражала победу света над темными силами. Иногда её сжигали со специальными наговорами, а в некоторых случаях сохраняли как оберег до следующего года.
Важной частью народной культуры была кукла-оберег.
- Почему она так называется, как вы думаете?
Раньше без нее не обходился ни один ребенок, да и взрослому члену семьи иногда тоже делалась кукла. Когда муж уходил на войну, вместо него во главе стола ставилась куколка-оберег. Её задачей была защита хозяина от всех опасностей на его пути. Одни куклы, как считали наши предки, защищают ребенка от болезней или сглаза, другие, как Бессоница, отгоняет бессонницу и кошмары, приносит хорошие сны. Кукла Берегиня —хранительница семейного очага. Обычно её вешали над входной дверью, чтобы не дать злу просочиться в дом.
Мотать кукол девочки начинали с 4-5 лет. Первую дочь учила мама или бабушка; младших - старшая сестра. И хотя дело это нехитрое, надо соблюдать некоторые общие правила:
Прежде всего, у куклы не должно быть лица.
– Как вы думаете, почему? Наши предки верили, будто только безликая куколка может служить во благо. В противном случае, в неё через глаза может вселиться злой дух. Поэтому понятно, что у обережных кукол никогда не вышивали и не раскрашивали лицо. Иногда на нем вышивали крест. Наши предки обозначали крестом солнце. И рисуя солнце, люди делали дополнительную защиту на куклу. Также для лица обычно использовалась белая ткань, что символизировало светлые помыслы и намерения творящего.
Также при изготовлении куклы не должно быть иголки или ножниц, всё должно приматываться либо привязываться. Нитки нужно наматывать по часовой стрелке.
Хотя на поздних этапах, как шитье и украшение одежды куклы, все-таки можно было использовать иголку. Более того, ткань тоже нужно не резать, а рвать. Не зря другое название таких кукол — «рванки». Согласно поверьям, отрезая ткань, вы отрезаете энергию, которая должна копиться в обереге.
Разумеется, при создании такой куколки творец должен испытывать радость и счастье, и перенести эти чувства в свое творение.. Нельзя садиться за работу разозлённым или уставшим. Нужно думать о том, для кого делаете этот оберег, понимать, что именно вы хотите поместить в нее, от чего защитить.
- Сегодня мы с вами научимся создавать вот такую куклу, которая называется Куватка (Кувадка).
Первоначально такие древнеславянские куклы использовались для помощи женщинам в родах. Яркие незатейливые куколки Кувадки (Куватки) изготавливались мамой вместе с остальным приданным задолго до рождения малыша.
А еще есть версия, что название куватка произошло от глагола “кувать” – плакать, то есть это игрушка новорожденного младенца.
Кувадки подвешивались над колыбелью новорожденного, обязательно в нечетном количестве, отгоняли злых духов и бессонницу от младенца, служили игрушкой для подросшего малыша, как погремушки. Делались из остатков ткани или поношенной одежды. – Как вы думаете, почему из поношенной одежды?
IV. Практическая работа - Для изготовления куколки нужны разноцветные кусочки ткани и нитки.
• 1 этап: берем маленький прямоугольник и скатываем его «колбаской». Взяли короткую нитку и туго завязываем одну сторону (лучше обмотать 3 раза) и завязали короткими нитками 2 – 3 раза. Аналогично делаем и с другой стороной. Получилась «конфетка». Ее мы пока отложим.
• 2 этап: берем большой прямоугольник. Находи середину, провели пальчиками от начала до конца. Заложили один край к середине, другой. Нашли середину по длине. Поставили пальчики чуть выше середины и начинаем скручивать в одну сторону ткань 3 – 4 раза. Подравняли ткань (обратите внимание на то, чтобы наши сложения остались изнанкой). Мы сделали голову. Теперь берем длинную нитку и туго завязываем.
• 3 этап: берем изготовленные руки и прикладываем их к голове с изнаночной стороны. Плотно прижав, закрепляем несколькими витками длинной нити, формируя талию.
V. Подведение итогов.
1. Выставка работ.
Ой, вы гой еси, люди русские!Люди добрые, православные!Ой, вы гой еси, красны девицы!Раскрасавицы, да затейницы!
Ой, вы гой еси, добры молодцы!Станы статные, головушки буйные.Время нынче выдалось благодатное
Показать труды свои сегодняшние.
Не страшись народ, выходи вперед
Да порадуй нас рукоделием.
- Вот какие красавицы у вас получились. Похожие, но разные. Но эти различия не могут помешать людям дружить, стараться понять друг друга, уважать традиции нашего народа.
- Давайте поаплодируем себе - ведь мы так хорошо потрудились, научились выполнять новую работу.
2. Рефлексия
Продолжи предложение.1. На занятии мне было хорошо, потому что…2. Самым трудным на занятии было …
3. Поднимите руку, кто хотел бы продолжить заниматься изготовлением подобных игрушек. Почему?
3. Слово учителя
Чем дальше в будущее входим,Тем больше прошлым дорожим.И в прошлом красоту находим,Хоть новому принадлежим.
4. Вручение сувениров на память о встрече.
- Прощайте, гости дорогие! Жду вас в гости ещё, буду рада я гостям всегда!
Дополнительная информация:
При создании куклы всю работу желательно проводить не за столом, а на коленях. Стол считается общим местом, где смешивается энергетика многих людей, в то время как колени принадлежат только нам. Хорошо будет взять ношеную ткань, но только если с ней связаны хорошие воспоминания, то есть позитивная энергия. Нитки тоже должны быть только натуральными. Для обережных кукол обычно используются нитки красного цвета, а для обрядовых и игровых можно взять и белые.
Бывают дни, в которые не рекомендуется заниматься изготовлением кукол. Это преимущественно пятница, а также дополнительно воскресенье и большие праздники. Следует помнить, что кукла должна быть сделана за один раз. Вы не можете растянуть процесс на несколько дней. Постарайтесь выделить столько времени, чтобы вы успели всё доделать за один день.
Срок служения куклы-оберег тоже может быть разным. Некоторые куколки могут стоять очень долго, их даже передают в наследство от матери к дочери, ну а других нужно уничтожать, когда они отработали свое. Как понять, когда следует менять оберег?
Если ваша куколка уже совсем поистрепалась, из нее начинает сыпаться содержимое, то это знак, что пора с ней распрощаться. Однако это тоже требуется сделать правильно. Для начала нужно разложить её на составляющиеся. Помните, даже при разборке нельзя пользоваться ножницами или другими острыми предметами. После этого сожгите куклу или выбросите в реку, предварительно поблагодарив за хорошую службу.
Некоторые куклы должны время от времени отдыхать. Так, у Крупенички–Зерновушки — приносит в дом сытость, благополучие, достаток — необходимо весной высыпать зерно и использовать его для посадки, а осенью, с нового урожая, вновь насыпать в куколку. Также в Кубышках-Травницах, которые оберегают дом от всяких болезней и хворей, раз в два года надо менять целебные травы.