Конспект урока по математике «Единицы объёма: кубический сантиметр, кубический дециметр, литр»


Конспект урока по математике в 4-ом классе
«Единицы объёма: кубический сантиметр, кубический дециметр, литр»
Технологическая карта урока
Учитель Семенова Татьяна Викторовна
Предмет математика
Класс 4
Тема урока «Единицы объёма: кубический сантиметр, кубический дециметр, литр»
УМК УМК «Гармония»
Цель урока Познакомить учащихся с новой величиной – объём, единицами измерения объёма - кубический сантиметр и кубический дециметр, рассмотреть соотношения единиц объёма: 1 см3, 1 дм3 – литр.
Планируемые
результаты
Личностные:
развивать внимание, память, речь, пространственные представления, наглядно-образное и логическое мышление, аналитико-синтетические способности (умение обобщать, делать выводы, сравнивать);Метапредметные:
воспитывать усидчивость, взаимоуважение, взаимовыручку, умение работать дружно, согласованно с одноклассниками, умение работать в группах.
Предметные:
ввести понятие – объём, познакомить с единицами измерения объёма - кубический сантиметр и кубический дециметр и способами вычисления объёма, рассмотреть соотношения единиц объёма: 1 см3, 1 дм3 – литр; продолжать учить решать задачи с величинами;
Тип урока Урок введения новых знаний.
Формы работы Фронтальная, групповая.
Основные понятия Площадь, единицы измерения площади, куб как объёмная фигура, ребро куба, грань куба, объём куба.
Ресурсы Основные:
Компьютер
Интерактивная доска
Учебник Н.Б.Истомина «Математика» 4 класс (2 часть) 
Дополнительные : презентация к уроку.
Ход урока:
Актуализация знаний:
Слайд № 2
На какие 2 группы можно разделить эти фигуры?
- плоские
- объемные
Слайд № 3
Я вам предлагаю кроссворд – перевертыш. Ваша задача, глядя на слово составить вопрос.
Слайд № 4
Прочитайте запись на доске:
34 дм, 12 кг, 5 л, 7 кв2- Как назвать эти именованные числа одним словом? (величины)
- Что мы называем величиной? (величина – это то, что можно измерить, и результат выразить числом)
- Какие величины выражают данные именованные числа? (длина, масса, объём вместимости, площадь)
2. Определение темы и постановка цели урока.
- Осталось ли свободное окошко? (да, не знаем единицу объёма)
- Предположите о чём мы узнаем на уроке? Какая тема урока по вашему мнению?
- Какое слово непонятно?
Слайд № 5
- Какова цель урока?
ЦЕЛЬ - Узнать новые единицы измерения и научиться решать с ним задачи.
Слайд № 6
- Как вы понимаете слово Вместимость? Объем? Как можно назвать эти слова? В математике больше принято слово - Объем .
Слайд № 7
Важным свойством тела является его вместимость.Вместимость фигуры характеризуют объемом.
За единицу измерения объема принимают объем единичного куба.
- Почему он имеет такое название? (Величина ребер куба выражена в определенной единице длины)
- Какие единицы длины знаем?
-Какие единицы объема можем получить?
Слайд № 8
- Измерить объем тела означает найти число, которое показывает, сколько единичных кубов содержится в этом теле. Посчитайте, сколько их содержится в прямоугольном параллелепипеде. Запишите число на полях тетради. Сколько получилось у вас? Проверяем. Как думаете, почему не у всех получилось правильно, удобный ли это способ?
Я предлагаю вам поработать группой и найти более рациональный способ нахождения объема.
Слайд № 9
Проверяем.
Слайд № 10
Объем фигуры принято обозначать буквой – V.
А формула нахождения объема - V=abc
Запишите эту формулу в тетрадь.
Слайд № 11
Предлагаю вам применить эти новые знания на практике и решить задачу. Запишите условие задачи, опираясь на имеющиеся у вас знания.
1 ученик к доске. Проверка
Карточка №1
Заполни таблицу:
a 3 см 5 дм 8 см
b 4 см 3 дм 6 см
c 3 см 1 дм 2 см
V Что общего у этих предметов? (литровая банка, пакет сока, литровая кружка и куб со стороной 1 дм) - У них одинаковый объем!
Слайд № 12
Вывод: 1л = 1 дм3
Откройте учебник: № 121, 122
Итог урока.
Закончите предложение:
-сегодня я узнал…
-оказывается, что…
Мне было интересно, потому что…
Я удивился … Теперь я умею … Я хотел бы узнать…
     Домашнее задание: выполнить измерение любого предмета (телевизор, холодильник, стиральная машина) и найти его объём.
Урок окончен. Всем спасибо, вы хорошо поработали.