Технологическая карта урока по предмету Математика. 1 класс. УМК системы Эльконина — Давыдова. Тема: Единицы объема. Литр


Технологическая карта урока
Учитель. Колесникова О.В.
Предмет. Математика.
Тема урока. Единицы объема. Литр.
Цели для ученика
1. Предметные: знакомство с понятием объем и единицей измерения объема – литром; умение выражать результаты измерения объема числом, сравнивать единицы измерения объема и выполнять действия с ними.
2. Личностные: умение проводить самооценку на основе критерия успешности деятельности; умение сотрудничать с учителем и сверстниками.
3. Метапредметные; умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; умение определять и формулировать цель урока с помощью учителя, умение строить речевые высказывания; умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную наЦели для учителя: дать конкретное представление о величине объём, познакомить с единицей измерения объёма.
Образовательные: формировать представления об объеме как величине, о единице объема и способе его измерения на основе знаний об общем принципе измерения величин (величины измеряются с помощью мерки и могут быть записаны числом), учить сравнивать единицы измерения объема и выполнять действия с ними.
Развивающие: развивать внимание, память, мышление, речь.
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, чувство товарищества, взаимоуважения и взаимопонимания, бережное отношение к воде
Тип урока . Урок «открытия» нового знания Форма урока. Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая
Опорные понятия, термины
объём
Новые понятия
литр
единицы объема
Формы контроля : индивидуальная, фронтальная, групповая Домашнее задание ---
Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Используемые методы, приемы, формы Формируемые УУД Результат взаимодействия (сотрудничества)
Организационный этап, 2 мин
Играет фоновая музыка
(Слайд 1)
Добрый день, мои друзья!
Урок наш начинаю я.
Математики тропинки
Приглашают всех вас в путь.
И смекалку, и сноровку
Взять с собою не забудь.
Читают стихи.
Ученик 1:
Чтобы спорилось нужное дело, Чтобы в жизни не знать неудач, Мы в поход отправляемся смело
В мир примеров и сложных задач.
Ученик 2:
Не беда, что идти далеко,
Не боимся, что путь будет труден.
Достижения крупные людям
Никогда не давались легко. Создание эмоционального настроя.
Мотивация учебной деятельности учащихся, 1мин
- Итак, вы уже догадались, что мы отправляемся в путешествие. А маршрут наш будет осуществляться по станциям: «Новооткрывай-ка», «Закрепляй-ка», «Отдыхай-ка», «Устносчитай-ка», «Применяй-ка», «Итогополучай-ка». (Сл. 2)
У вас на столах маршрутные листы, с помощью которых вы будете следить за маршрутом и оценивать свою работу на каждой станции. Знакомятся с маршрутом. Работа в парах.
Работа со схемой, планом. Умение работать в парах. Актуализация знаний, 5 мин
- Посмотрите в маршрутный лист. Первая станция - «Новооткрывай-ка»
- У вас на столах лежат карточки со словами (масса, сантиметр, линейка, объём, килограмм, весы, метр, длина, грамм). (Слайд 3)
- Разбейте эти слова на группы. Объясните свой выбор. Найдя лишнее слово, вы узнаете тему урока.
-Как разделили на группы? Докажите, что разделили правильно.
1. Длина, сантиметр, линейка, метр. (Длина измеряется линейкой, единица измерения – метр, сантиметр.)
2. Масса, килограмм, весы, грамм. (Масса измеряется с помощью весов, единица измерения – килограмм, грамм) (Слайд 4)
- А к какое слово не вошло ни в одну группу? Почему? (Мы не знакомы с этим словом.) Дети разбивают на группы слова: масса, сантиметр, линейка, объём, килограмм, весы, метр, длина, грамм.Работа в парах
Умение классифицировать величины по группам. Постановка цели и задач урока, 3 мин
- Кто догадался, какая будет тема урока? (Объём и основная единица его измерения)
- Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Как вы думаете, чему мы будем сегодня учиться?
Учитель корректирует, направляет Определяют тему урока. Ставят цели урока. Сегодня мы познакомимся с новой величиной. Узнаем новую единицу измерения объёма, научимся измерять объём с помощью мерок, сравнивать сосуды по вместимости, выполнять арифметические действия с величинами и сравнивать их. Беседа. Умение определять и формулировать цель урока с помощью учителя.
Уточнение понимания учащимися поставленных целей урока.
Первичное усвоение новых знаний, 10 мин - Чтобы достичь цели урока, вы должны дружно и активно работать, проявлять самостоятельность и высказывать своё мнение.
- Сейчас вы будете работать в группах. Вспомним правила работы в группе:
(Слайд 5)
Уважай своего товарища.
Умей каждого выслушать.
Не согласен – предлагай!
Работа в группах.
- Посмотрите, перед вами кастрюля и банка. Определите, куда больше поместится воды?
- А вот ещё две банки (1л). Что вы скажете об их вместимости?
- Как же определить точно?
- Давайте измерим ёмкости, наливая в них воду.
 - Первая группа наполняет банку, вторая – кастрюлю (литровыми банками).
Опыт 1.
- А третья и четвёртая группы одинаковые ёмкости (литровые банки) наполнят с помощью банки (пол-литровой) и стакана.
- Ответственные в группе не забывают обозначать свои измерения.
Опыт 2.
- Сообщите результаты своих измерений. Обсудите в группах, какой вывод может сделать 1 и 2 группы из проделанной работы.
-И почему у 3 и 4 группы банки абсолютно одинаковые, а количество мерок разное?
- Что надо делать, чтобы определить вместимость сосудов?
- Вот и в старину на Руси объём измеряли горстями, поварёшками, бочками вёдрами. (Слайд 6) Но в разных местностях они были разного размера. Из-за этого происходила путаница. Поэтому выбрали единую международную мерку, равную 1 литру.
Учитель вывешивает карточки «ЛИТР», «ОБЪЕМ». Запись сокращенно -1 л.
-Где вы встречались с этой единицей измерения?
(В магазине продают сок, масло, молоко. Папа заправляет машину бензином 10 л, 20 л и т.д.) (Слайд 7)
- Что же такое объём? (вместимость)
- Какой единицей измеряется объём? (литром)
- Оцените работу на первой станции: если вы работали в группе дружно, активно и вам всё было понятно, легко и интересно, то закрасьте кружок зелёным цветом; если вы в чём-то сомневались и вам помогли товарищи по группе – жёлтым; и красным – если вам было трудно и непонятно. Выполнение заданий из учебника в рабочей тетради.
Опыт 1.
1 группа наполняет 1л банкой- 3л банку,
2 группа – 1л банкой – 3-х литровую кастрюлю
Опыт 2.
3 и 4 группы
Наполнить литровые банки, разными емкостями-мерками (пол-литровой банкой, стаканом)
Дети сообщают результаты своих измерений.
Вывод 1: Ёмкости могут быть по форме разные, а вмещать одинаковое количество воды.
Вывод 2: Измерять объём надо одинаковыми мерками, а не разными.
Самооценка. Практический метод, исследователь-ский.
Проблемная ситуация.
Практическая работа в группах.
Наблюдение, эксперимент, опыт.
Рассказ.
Словесный метод.
Работа со опорными таблицами.
Формирование представления об объеме как величине, о единице объема и способе его измерения на основе знаний об общем принципе измерения величин.
Умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, выполняя практическую работу в группах.
Умение выражать свои мысли.
Первичное закрепление, 8 мин - Отправляемся на следующую станцию «Закрепляй-ка».
1.Учебник стр. 111 № 1 (4 л молока и ещё стакан неизвестного объёма)
2. Учебник стр. 111 № 2(1)
- Согласны ли вы с условием и вопросом первой задачи? Что бы вы исправили? (Нельзя измерять объём разными мерками).
- Что известно в задаче? Что нужно найти? Где здесь целое, а части? Сделаем к задаче чертёж.
- Как же найти неизвестное число? Почему ты так думаешь? Почему нам пришлось исправить в задаче единицы измерения объёма? (Нельзя измерять объём разными мерками.) 1.Учебник стр. 111 № 1
2. Учебник стр. 111 № 2(1)
Записывают решение задачи в тетрадях.
10 – 4 = 6 (л)
Ответ: 6 л воды.
Работа с учебником.
Составление схем к задачам.
Упражнения.
Анализ. Умение находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Формулирование выводов.
Физминутка, 2 мин - Отправляемся на следующую станцию «Отдыхай-ка»
- Я буду показывать вам карточки с разными единицами измерения, если число на карточке обозначает массу, то вы должны покачаться как весы, обозначает длину – вы делаете вид, что измеряете, а если обозначает объём, то вы приседаете – как будто сосуд с жидкостью. (4 см, 8кг, 5л, 3см, 7кг, 9см, 1л, 6кг, 2л) Движения под музыку.
Классификация единиц измерения.
Игровой метод.
Упражнение. Закрепление, 5 мин Станция «Устносчитай-ка»
- Проверим, как вы можете считать устно
Учебник стр. 111 № 3 (Сл. 8)
Учитель просит объяснить некоторые выражения.
Оценка работы на станции в листах  Учебник стр. 111 № 3
Дети работают с математическим веером.
Работа с тренажором. Решение текстовых задач в 1 действие на нахождение части.
Выполнение сложения и вычитания чисел в пределах 10. Умение оформлять свои мысли в устной форме
Самостоятельная работа, 4 мин Станция «Применяй-ка»
Разноуровневое задание.
-Сейчас проверим, как вы сможете применять полученные знания на практике
1уровень:
1.Сравни:
5л … 7л 12л … 12л 6л … 7кг
2.Найди результаты действий:
9л – 3л = 5л + 2л = 8 л – 6 см =
(Слайд 9) 2уровень:
1.Сравни:
9л … 7л 10л … 7л + 2л 6л … 7кг – 1кг
2. Найди результаты действий:
8л – 3л – 2л= 6л + 2л – 1л =
8 л – 6 см + 2 кг = Выполнение разноуровневых заданий (по выбору). Самостоятельная работа. Рефлексия.
Рефлексия, подведение итогов занятия 5 мин Станция «Итогополучай-ка».
В итоге – небольшой тест-проверка. (Слайд 10)
- С какой новой величиной познакомились?
- О чём надо обязательно помнить при измерении объёма?
- Какова основная мерка объёма?
Если останется время - интересная информация:
Тело человека на две трети состоит из жидкости; (Сл. 11)
Верблюд выпивает 100-150 литров воды за один раз. (Слайд 12)
А слон – 200 л. (Слайд 13)
Через струю воды шириной в иголку вытекает примерно 800 литров воды в сутки. (Сл. 14)
- Кто запомнил, сколько литров воды может вытечь за сутки, если неплотно закрыть кран?
– Ребята, как вы думаете, что произойдет, если с нашей планеты исчезнет вся вода?
– Как же мы должны относиться к воде?
– Я надеюсь, что вы будете аккуратными и бережливыми. (Слайд 15)
- Попробуйте оценить себя, полученные знания и приобретенные умения на сегодняшнем уроке – на станции «Итогополучай-ка». Отвечают на вопросы, проверяют.
Дети выбирают уровень и выполняют задание.
Проверка с доски
Обобщение, сравнение.
Самооценка.
Тест-проверка.
- Выбери подходящее слово.
Вместимость сосудов называют:
1) массой;
2) объёмом;
3) длиной
Мерой измерения объёма является:
1) сантиметр;
2) килограмм;
3) литр
Формирование представления о величине «объём» и единице его измерения. Сравнение и выполнение арифметических действий с величинами. Умение ориентироваться в своей системе знаний Овладение способностью контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение