Разработка нестандартного урока математики (урок-путешествие) «Задачи и упражнения на усвоение таблицы сложения и вычитания в пределах 10

Разработка нестандартного урока математики в 1 классе
Тема: «Задачи и упражнения на усвоение таблицы сложения и вычитания в пределах 10"
Тип урока: урок-путешествие
Цели:
закрепить знания, приобретённые детьми при изучении нумерации чисел от 1 до 10;
совершенствовать вычислительные навыки;
упражнять в письме цифры 0;
проверить умение различать геометрические фигуры;
продолжать готовить детей к составлению и решению задач;
закрепить пространственные представления (слева, справа, вверху и т.д.);
совершенствовать умения детей выяснять, на сколько в одной из сравниваемых групп предметов меньше (больше), чем в другой;
развивать логическое мышление, память, внимание;
воспитывать любовь к природе, к предмету.
Оборудование: герои сказки "Колобок", план маршрута, веера цифр, сюжетная картина, предметные картинки, презентация.
Ход урока
I. Организационный момент
Прозвенел и смолк звонок, Вас ждёт интересный, полезный урок. Чудесным пусть будет у вас настроение, Легко и прелестно даётся учение.
II. Сообщение темы и целей урока
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами закрепим те знания, которые вы получили, изучая числа от 1 до 10. Мы будем решать примеры, весёлые задачи, сравнивать числа и выполнять много интересных заданий.
Но не просто будем считать и решать - мы отправимся в путешествие. Путешествовать одним скучно и неинтересно, поэтому нужно брать с собой друзей. А вот кого мы возьмём в путешествие, вы узнаете, отгадав загадку.
Из муки его слепили, После в печку посадили, На окошке он студился, По дорожке он катился. Был он весел, был он смел, И в пути он песню пел. Съесть его хотел зайчишка, Серый волк и бурый мишка. А когда малыш в лесу Встретил рыжую лису, От неё уйти не смог. Кто же это?
Дети: Колобок.
(на доску Колобка)
Учитель: А как начинается сказка?
Дети:
Жили-были старик со старухой. Вот и просит старик:
– Испеки мне, старая, колобок.
– Да из чего испечь-то? Муки нет.
– Эх, старуха! По амбару помети, по сусекам поскреби - вот и наберётся.
Старуха так и сделала: намела, наскребла горсти две муки, замесила тесто на сметане, скатала в колобок, изжарила его в масле и положила на окно простынуть. Надоело Колобку лежать: он и покатился по дорожке. И привела его дорожка в сказочный лес.
(Учитель вывешивает на доску план маршрута.)

Учитель: Ребята, а вы помните, как закончилась сказка?
Дети: Лиса съела Колобка.
Учитель: А вам нравится такой конец сказки? (Нет.)
Сегодня мы с вами сможем выручить Колобка из беды. Это в наших силах. Но для этого вам нужно помочь Колобку пройти испытания.
Итак, отправляемся вместе с нашим героем в путешествие по сказочному лесу.

III. Устный счёт
Учитель: Катится Колобок по дороге, а навстречу ему Заяц.
(выходит ученик в маске Зайца)
Заяц:
Если ты решишь заданье, Я тебя без наказанья В путь-дорожку снаряжу И на волю отпущу. А если не решишь мои задачи, Не видать тебе удачи!
Учитель:
Ребята, надо быстро Колобочка спасать Помочь от Зайчишки ему убежать.
Давайте поможем Колобку решить Зайкины задачи.
Заяц:
Четыре зайца шли из школы, И вдруг на них напали пчёлы. Два зайчика спаслись едва, А сколько не успело? ...
Дети: 2
Учитель: Как вы это узнали?
Дети: 4 - 2 = 2


Заяц:
Из норки выглянул барсук, Уселась белочка на сук, Вспорхнул на ветку воробей, На тропку выполз муравей – Все улыбнулись солнцу!
Сколько всего животных улыбнулись солнцу?
Дети: 1 + 1 + 1 + 1= 4
Три зелёные лягушки Сидели на опушке. Одна им подмигнула И в озеро нырнула.
Сколько лягушек осталось на опушке?
Дети: 3 - 1= 2
Сорока в гнездо притащила браслет, Серёжку, колечко и пару монет. Такой богатейки в лесу не сыскать. Ты ей помоги всё добро сосчитать.
Дети: 1 + 1 + 1 + 2 = 5

IV. Закрепление пройденного материала
Учитель: Молодцы! Справились с Зайкиными задачами! Можно путешествовать дальше. Катится Колобок по лесу, а ему навстречу Серый Волк. В Колобках он знает толк. Чтобы Волк его не съел, Колобочек наш запел.
(Выходит Волк)
Волк:
С песней, Колобочек, не спеши, Лучше ты заданье мне реши. Если ты пример решишь, Дальше смело побежишь.
Игра « Собери ромашку»
(на доске: лепестки ромашки с различными числовыми выражениями и "сердцевинками" 5 и 6)
Учитель: В этой игре участвуют 2 команды. Сначала к доске выходят по одному человеку от каждой команды, они находят подходящий лепесток для своего цветка и садятся на место и т. д. выигрывает команда, которая быстрее соберёт ромашку.
5 + 1
4 + 2
3 + 3
7 - 1
8 - 2
9 - 3
10- 4
4 + 1
3 + 2
5 + 0
6 - 1
7 - 2
8 - 3
9 - 4

V. Минутка чистописания
Учитель: А теперь снова в путь. Катится Колобок по тропинке в лесу, а навстречу ему Медведь. (выходит Медведь)
Учитель:
Колобок наш испугался, На пенёк скорей забрался. Только начал песню петь, Как медведь давай реветь.
Медведь:
Ты не пой мне, Колобок, Не заговаривай зубок. Лучше ты реши, дружок, трудную задачу И сравни числа в придачу.
Учитель: Задача. Посмотрите внимательно на картинку и скажите, сколько всего яблок растёт на сосне ( показывает картинку с сосной).
Дети: Нисколько. Ноль!
Учитель: Конечно же, ноль.
Нолик - круглый, как Земля. Все считают от нуля. Арифметика проста: Если ноль - ладонь пуста. Пишем ноль, И ясно всем: Здесь чего-то нет совсем! Ребята, а что значит ноль?
Дети: Это значит "ничего", "нисколько".
Учитель: Казалось бы, что о нём говорить: ноль и ноль - пустышка. Значит, подумает кто-то, вовсе пустяковая цифра, без которой легко обойтись. Но это не совсем так. Если разобраться, то выйдет, что ноль – очень даже важная персона. Как написать 10 без нуля? 100? 1000? Получится один, а вовсе не то, что хотелось. В Венгрии, в Будапеште, поставлен памятник нулю. Ни одна другая цифра не удостоилась таких почестей.
Давайте научим Колобка и Медведя писать эту замечательную цифру. (Напоминаю, как пишется 0). (На доску цифра «0»
– Овал начинаем писать от середины верхней стороны клетки, линию ведём вниз, закругляем, касаясь нижней стороны клетки, ведём вверх и снова закругляем.
Дети работают в тетрадях.
0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
VI. Самостоятельная работа
Поставьте знаки > < = :
67 5 + 0...0 + 5 98 3 - 30
Учитель: Давайте вспомним: если к любому числу прибавить 0 или к нулю прибавить любое число, что получим?
Дети: Получим это же самое число.
Учитель: А если из любого числа вычесть ноль, что получим?
Дети: Это же самое число.


VII. Геометрия
Учитель: Продолжим путешествие по математическому лесу. Покатился наш герой по дорожке и чуть не столкнулся вот с таким человечком (учитель показывает человечка, состоящего из геометрических фигур). Скажите, ребята, из каких геометрических фигур он состоит? (Круг, прямоугольник, треугольники.)
VIII. Состав числа 5. Игра "Заселяем домик"
Учитель: Катится Колобок дальше, видит, стоит домик. "Вот бы мне отдохнуть в этом домике, - обрадовался Колобок,- ведь я так устал и хочу отдохнуть". Но, чтобы войти в этот дом, нужно вспомнить состав числа 5.
Кто поможет Колобку?
(Дети вспоминают состав числа 5).

Физминутка
Пусть Колобок отдохнёт в этом домике, и мы с вами отдохнём.
Колобок наш утомился, В домике расположился. Вмиг поднимем дух ему, Вам зарядка по уму.

IX. Игра "Где моё место".
Учитель:. Сейчас мы поиграем в игру, которая называется "Где моё место". По моей команде вы должны будете поднимать веер с ответом.
Вопросы :
Назовите число, которое меньше числа 10 на 1.
Назовите число, которое больше, чем 6, на 1.
Какое число следует при счёте после числа 4?
Какое число следует при счёте перед числом 7?
Назовите соседей числа 3; 9.
X. Работа по сюжетной картине
Учитель. Колобок отдохнул и покатился дальше по сказочному лесу, напевая весёлую песенку, и привела его дорожка вот на такую замечательную поляну.

Кто изображён на этой картине?
Придумайте по картине вопрос со словом "сколько".
О ком можно сказать, используя слова "столько же"?
Кого больше: зайцев или белок. На сколько?
Кого меньше: медведей или зайцев? На сколько?
Как называются деревья, которые изображены слева? Ученик у доски. – Посчитай сколько берёз. Покажи самую высокую берёзу. Как ты определил, что это берёзы?
Какие деревья изображены справа? Ученик у доски. – Посчитай сколько ёлок. Покажи самую высокую.
Где деревьев больше, слева или справа? На сколько?
Как называется дерево, которое изображено в центре картины? Как вы догадались? Что за птица на стволе дуба? А вы знаете, как в народе называют дятла?
Сколько всего птиц вы видите на рисунке?
Ребята, а вы обратили внимание на гриб с красивой красной шляпкой? Как он называется? Это съедобный гриб или ядовитый?

XI. Станция "Сообразилия". Работа в паре «Собери картинку»
Учитель:
Катится Колобок, а навстречу ему как вы думаете кто? Чтобы узнать кто, нужно решить примеры и собрать картинку.
(каждой паре учащимся: раздаётся конверт с разрезанной картинкой и карточкой с числовыми выражениями )
Учитель:
Ребята, в этом задании нужно посчитать выражение на карточке и найти соответствующий ответ на карточке с картинкой. Кто посчитает без ошибок, получится красивый сказочный персонаж.
(Дети работают в парах, составляют картинку)
Учитель: Кто получитлся?
Дети: Лиса.
(Выходит ученик в маске лисе)
Учитель:
Вот и лиса идёт И такую речь ведёт.
Лиса:
Съем тебя я, Колобок, Но прежде дам тебе я срок: Чтоб сумел за 5 минут Всё решить, что есть вот тут. Получай ты мой билет И готовь скорей ответ.
– Уж от меня-то, Колобок, ты не уйдёшь, и ребята тебе не помогут.
Учитель: Поможем, ребята? Будьте внимательней, потому что задачи на смекалку.
Улитка на танцы спешила И выйти пораньше решила. Кокетливо выставив рожки, Улитка ползла по дорожке. Час лезла вдоль зарослей мха И два - по листу лопуха. Час кочку она штурмовала. Пришла. Никого не застала. А жаль, ведь проделала путь не простой. Как долго придётся ползти ей домой? (Домой ей ползти не надо, потому что домик у неё на спине.) Семь рассерженных гусей, Семь отчаянных друзей Ходят-бродят: "Га-га-га!" Тут хозяйка позвала их: – Есть хотите? – Да-да-да! И пошли ватагой всей Семь рассерженных гусей. Семь гусей ушли кормиться Сколько же осталось птицы? (Нисколько.) Слон на обед съел корзинку бананов, Пару корзинок грибов со сметаной, Яблок корзинку, корзинку галет. Сколько корзинок он съел на обед? (Ни одной, потому что корзины несъедобные.)

XII. Итог урока
Учитель: Ну что ж, придётся Лисе отпустить Колобка, ведь все задания он выполнил правильно, а помогли ему в этом вы, ребята. Как вы ему помогли?

Дети: Решали, считали, отгадывали.

Учитель:
Колобку очень понравилось у вас, ведь вы такие добрые, умные, смекалистые, и он решил остаться в вашем классе.

ХІІІ. Рефлексия.
Учитель:
- Понравилось вам путешествовать?
- Мне еще хочется узнать какое у вас настроение после путешествия? Давайте полюбуемся своим настроением и выразим его в цвете. Выберите цветок:
красный цвет – отличное настроение,
зеленый цвет – хорошее настроение,
синий цвет – плохое настроение.
(Дети показывают цветок)

Учитель:
Мы на славу сегодня потрудились, Многому на уроке научились. Было интересно Колобка из беды выручать, От голодных зверей беднягу спасать. Теперь герои сказки поселятся у нас, А если пожелаете, мы в гости ждём всех вас!


Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315