Технологическая карта урока математики на тему Литр (с использованием продуктивных технологий)

Муниципальное автономное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 15 г.Тюмени


Технологическая карта урока
Учебный предмет: Математика
Класс: 2 «Е»
Автор УМК (программы учебного курса): система развивающего обучения Л. В. Занкова
Тема урока: «Литр»
Тип урока: изучение нового материала
Учитель: Исабекова С. С.








Цель: формирование представления о единице измерения вместимости – литре.

Задачи
предметные:
- создать условия для формирования у учащихся представления о единице измерения вместимости – литре;
- помочь обучающимся применять мерку «литр» при решении практических задач, определять вместимость предметов в литрах и других мерках;
- организовать деятельность обучающихся по составлению обратных задач к простой задаче.

метапредметные:
-содействовать развитию у уч-ся УУД, необходимых для построения самостоятельных рассуждений и умозаключений;
- способствовать умению строить простые индуктивные и дедуктивные рассуждения.

личностные:
-создать условия для развития коммуникативных навыков при работе в группе;
-содействовать формированию положительного отношения к учебной деятельности;
- способствовать пониманию роли математических знаний в жизни человека.

Учебные материалы:
И.И. Аргинская, С. Н. Кормишина . Математика: учебник для 2 класса, ч.1. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2012.

Оборудование: интерактивная доска, смарт-камера; слайдовая презентация; сосуды для измерения разной ёмкости: 3 сосуда разной формы, в которых налито по 1 л воды, 3 банки по 1 л, 1 банка – 0,5 л, 1 лабораторная колба – 0,25 л, 1 кружка – 0,2 л, 3 ведёрка для воды; смайлики для самооценки.

Ключевые слова: литр, вместимость, измерить.
ХОД УРОКА
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся

Организационный момент






















Проблемная ситуация.




















































Физминутка



Конкретизация и применение способа решения учебной задачи.














Домашнее задание





ФИЗМИНУТКА





















































Оценивание меры продвижения к цели





Самооценка





Итог


Дополнительное задание




-Урок математики. Сегодня второклассники постараются показать, как они умеют работать на уроке.
-Ребята, повернитесь к гостям: все гости желают вам хорошей работы. И я желаю вам интересного урока. Удачи вам и новых открытий в сегодняшнем путешествии по Великой стране Математике! (слайд 1)
-Откройте тетради. Запишите сегодняшнее число. (слайд 2)
-А на чём мы отправимся в путешествие по стране Математике? – Сейчас узнаем.


-Поехали! (фонограмма +паровозик) (слайд 3)
-Сколько вагонов тянет паровоз?
-Пропишите красиво цифру 2(показываю) - 5 раз.
-Запишите двузначное число, которое можно составить, используя только цифру 2.
-Запишите соседей числа 22.
-Представьте число 22 в виде суммы разрядных слагаемых.
-Молодцы! Едем дальше!


-Внимание! Наш паровозик прибыл на станцию «Размышлялкино». (слайд 4)

( Перед детьми на столах находятся разные сосуды с водой. В каждый сосуд налито по одному литру воды, но из-за разной формы сосудов дети не могут сравнить количество жидкости.)

-Что вы видите у себя на столах?
-Какие задания вы можете предложить для работы с тем, что стоит у вас на столах?

-Итак, мы с вами сошлись на мнении, что нужно измерить количество воды в сосудах.
- Чем мы всегда пользуемся для измерения?

-Предлагаю работать в группах. Затем сравним результат каждой группы.
Руководители групп, выберите, пожалуйста, мерку.



-Проверим, каковы результаты вашей работы.
(Записываю.)


-Интересно у кого же больше воды? Почему?


А теперь маленький фокус.
( Сливаю воду из каждого сосуда в литровую банку, и банки выставляются на один стол в ряд)
- Что вы заметили?



-Ваши мысли по этому поводу?

-Может, кто – то уже знает, какую мерку используют в жизни для измерения жидкости?

Слово ЛИТР сокращённо пишут так: л.
(ЛИТР – л)

-Где вы уже встречались с этой единицей?

(слайд 5)



-Запишите, какое количество воды налили в ваш сосуд.

-Молодцы! Наш паровозик отправляется со станции «Размышлялкино»! (слайд 6)
Посмотрите в окошко вагона налево, направо, налево, направо

-Внимание! Станция «Книжная»!

-Откройте свои учебные книги – учебники математики, с.102.
-№ 220.Запишите вместимость предметов, изображённых на рисунке в порядке убывания.

-Проверим.
Найдите в тексте ответ на мой вопрос:
-Что такое литр? (слайд 7)
-Что измеряют, когда узнают, сколько литров помещается в ёмкости?
№221
1) - Найди предложения, в которых говорится о вместимости предметов.




2) Дома измерь вместимость кастрюли с помощью литровой банки и других мерок, например, своей и папиной кружек, половника, маленькой баночки и т.п.

Предлагаю игру на внимание.
Я показываю единицы измерения разных величин . Если записано число: (слайд 9)
-означающее вместимость – вы садитесь на свои места;
-означающее массу – прыгаете на двух ногах;
-означающее длину – шагаете.
(14 см, 8кг, 5л, 3м, 25см, 75кг, 92м, 17л)
- На какие 3 группы мы с вами разделили числа, выполняя движения?

-Я наблюдала за вами, и мне очень приятно, что вы у меня очень внимательные.

-Пока играли – не заметили, что наш паровоз прибыл на следующую станцию.

-Станция «Задачкино»! (слайд 10)
Задача № 222.Прочитайте условие.
-О ком или о чём эта задача?
-Назовите опорные слова для краткой записи.
-Запишите краткую запись.


-Повторите условие по краткой записи.
В задаче 2 числа и 1 вопрос. Можем решить в 1 действие?
-Как называется такая задача?

-Подумайте в паре, каким действием решите задачу. Решите задачу: запишите решение и ответ.

-Проверим решение задачи.
(Сканирую тетрадь ученика – по желанию - с решением.)

-Попробуйте в паре составить и решить задачу, обратную данной (краткая запись, решение, ответ).
(Учитель оказывает помощь парам по мере необходимости).

-А кто составил и решил другую обратную задачу?

-Ребята, совсем скоро наш паровозик подъедет к станции «Переменкино». Каким же было наше путешествие по стране Математики?

- Что нового вы узнали во время сегодняшнего путешествия на уроке?
- Что было самым интересным?
- Что было трудным?
- Над чем ещё нужно поработать?


Если на уроке вы достигли определённых успехов, подымите и покажите смайлик-улыбку. (слайд 11)
Если на уроке пока вы не достигли должных успехов, покажите смайлик с грустным лицом.
Молодцы. Спасибо вам за работу. Урок окончен.

В заключение предлагаю вам игру
« Математическая грамматика» (слайд 12)

ЖИЗНЬ - ЗНЬ+ Д+КОСТЬ=
ИЗВОЗ-ВОЗ+ МЕРА–А+ ИТЬ=
ЛИЛ – Л +ТР=

А вот вам в подарок – загадка. (слайд 13)

Смастерили из досок
И надели поясок,
И хранит посуда эта
С грядки собранное лето.

- Как вы думаете, является ли бочка мерой измерения вместимости? Узнайте у родителей или в библиотеке, чем раньше измеряли жидкость.
(слайд 13)
Саморегуляция, как способ к мобилизации сил, к преодолению препятствий




Дети записывают число в тетради.

Дети разгадывают ребус: паровозик.
Дети вместе с учителем имитируют движение паровоза.
2.
Самостоятельна работа в тетради.

22.
-Предыдущее число 21, следующее – 23.
22 = 20 + 2
Под фонограмму дети имитируют движение паровоза.











-Ёмкости с водой.
- Я предлагаю узнать, сколько воды в каждом сосуде.
- Можно ещё узнать,
(Высказывают своё мнение.)



- Нам нужна какая - нибудь мерка.

(Самостоятельная работа в группах)
Учащиеся выбирают разные мерки: стакан, маленькая банка, кружка. Начинают переливать воду в сосуды, считая количество мерок.

ПРОВЕРКА:
1 гр.- 5 (кружек по 0,2л);
2 гр.- 4 (стакана по 0,25л);
3 гр. – 2 (банки по 0,5л).

- У ребят первой группы налито больше воды: ведь в кастрюлю поместилось 5 мерок, а это больше, чем 4 и 2.



-Можно сказать, что количество воды в банках получилось одинаковое, а мерки были разные.

- Мы взяли разные мерки, а нужно было одинаковые.

- Это литр.




- В магазинах продают сок в пакетах 1 литр, 2 литра.
- Мама покупает молоко, кефир в пакетах по 1 литру.
- Папа заправляет на заправке бензин в бак или канистры по 10, 20 л.

-1 л



Дети имитируют движение паровоза под фонограмму, выполняют движения.





Самостоятельная работа.


- 25л, 10л, 8л, 5л, 1л.

-Литр – единица измерения количества жидкости.

-Вместимость.

-В бак налили 5 л бензина.
-В банке помещается 3 л молока.
-В ведро можно налить не больше 8 л воды.
- Из кастрюли отлили 2 л компота.

Д/З: № 221 (2,3) (записывают в дневник) (слайд 8)











- Мы разделили числа на три группы: длину, массу, вместимость.










- Эта задача о книгах.
-Стояло, положил, осталось.

Стояло – 12 к.
Положил – 5 к.
Осталось - ?


-Да.

-Простая, прямая.
Самостоятельная работа в паре
(индивидуальная работа – по сигналу «Затрудняюсь»)


Взаимооценка.


Дети самостоятельно в паре выполняют задание.




Проверка (тетрадь - через сканер.) Взаимооценка.






- Что вместимость измеряют в литрах.
- Интересно было проводить опыт по сравнению объёма жидкости.
- На следующем уроке при закреплении практически решать задачи.


Дети подымают и показывают иллюстрацию с изображением своего настроения.








ЖИДКОСТЬ
ИЗМЕРИТЬ
ЛИТР.





Бочка.














Объект 1 Заголовок 1 , Знак Знак