Технологическая карта изучения темы «Вместимость и ее единица — литр»
Автор: Коршунова Екатерина Алексеевна, ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, ПФ города Ярославля 2014 Г.
Предмет: Математика
Класс: 3 «А»
Система обучения : УМК « Школа 21 века»
Тип урока: ОНЗ («открытия» нового знания)
Технологическая карта изучения темы «Вместимость и ее единица - литр»
Тема
Вместимость и ее единица - литр
Цели
Образовательные:
-познакомить с новым для них понятием и ее единицей измерения литр;
-дать первоначальные сведения о способе сравнения предметов по вместимости;
Развивающие:
-развивать наблюдательность, внимательность;
-развивать у учащихся аккуратность оформления записей, интерес и любовь к предмету, память и мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, конкретизация и др.);
-развивать логико-математическую речь;
Воспитательные:
-способствовать выявлению и раскрытию способностей учащихся;
-воспитывать познавательную активность учащихся;
-прививать самостоятельность и любознательность.
Формировать УУД:
- Личностные: способствовать самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершение на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение.
- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; следовать правилам поведения и общения в школе;
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое уже от известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт, практическую деятельность и информацию, полученную на уроке.
Планируемый результат
Личностные УУД:
Доброжелательность, внимательность, готовность к сотрудничеству при работе в группах, оказанию помощи друг другу;
Стремление к успешности в учебной деятельности;
Регулятивные УУД:
Понимать цель и смысл выполняемых заданий;
Принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
Осуществлять первоначальный контроль своих действий и действий своих товарищей.
Познавательные УУД:
формулировать проблему, находить правильное решение, делать вывод;
осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, символы;
анализировать объекты, выделять главное, проводить сравнение, классификацию объектов;
Коммуникативные УУД:
Задавать вопросы и отвечать на вопросы;
Проявлять интерес к общению и групповой работе;
Уважать мнение собеседников;
Следить за действиями других участников в процессе коллективной деятельности;
Входить в коммуникативную игровую и учебную ситуацию.
Основные понятия
Вместимость , Литр
Межпредметные связи
Математика
Ресурсы
- основные
- дополнительные
учебник «Математика» (В. Рудницкая, Т. Юдачева);
- печатная тетрадь №1 (В. Рудницкая, Т. Юдачева);
- интерактивная доска;
- тетрадь.
- проектор.
- кастрюля , банка 2 л., 3 л., кувшин, стакан , мензурка, баночки 500мл и 250 мл
-иллюстрации с грустным и веселым лицом.
-презентация « Литр»
Организация пространства
Фронтальная , индивидуальная работа, работа в группах.
Структура урока:
1 этап – Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. (2мин.)
2 этап – Устный счет(3 мин.)
3 этап – Работа по теме. Открытие нового знания. ( 20 мин)
4 этап – Физкультминутка (2 мин.)
5 этап – Закрепление материала . (15 мин.)
6 этап – Итог урока. Рефлексия(2 мин.)
7 этап – Домашнее задание ( 1 мин.)
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Планируемые результаты УУД
Предметные
УУД
1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
Проверка готовности к уроку.
В тетрадях записывается число, классная работа.
«Урок математики надо начать.
А что предстоит нам сегодня узнать?
В дорогу за знаниями мы поспешим,
Открытия новые мы совершим»
Учащиеся демонстрируют готовность к уроку
Личностные УУД
Положительное отношение к учению
2. Устный счет
- Начнем урок с устного счета . Я приготовила для вас игру на "Внимание"(Учитель на короткое время показывает карточки с геометрическими фигурами. Фигуры изображены разными цветами).
1)2)
3)4)
Когда карточки закрываются, учащиеся зарисовывают их по памяти. При проверке учитель задаёт вопросы: закрываются, учащиеся зарисовывают их по памяти. При проверке учитель задаёт вопросы:
- Какая фигура была первая?
- Какая вторая?
- Какая третья?
- Какого цвета была прямая?
- Какая фигура лишняя?
Почему?
Молодцы! А какие единицы измерения длины вы знаете?
- Какой единицей удобнее пользоваться, чтобы измерить эти фигуры?
- Какой единицей удобнее пользоваться, чтобы измерить длину нашего кабинета?
- Какой единицей удобнее измерить расстояние от Краснодара до Москвы?
- Какая из названных единиц измерения самая большая(маленькая)?
- Первая фигура луч.
-Вторая фигура отрезок.
-Третья фигура прямая.
- Прямая была зеленого цвета
- Лишняя фигура ломаная.
- Миллиметр , сантиметр, метр, дециметр, километр.
-Сантиметр.
-Метр.
-Километр.
-Самая большая километр, самая маленькая миллиметр.
Позн. УУД
Формулировка вопроса, заданного учителем, побудила детей к активной мыслительной деятельности. Представленные уравнения подвергаются анализу.
Личн. УУД
Создаётся ситуация успеха, т.к. ответы детей верные.
Ком. УУД
Готовность допускать существование разных точек зрения.
Рег.УУД
Обучающиеся удерживают и сохраняют учебную задачу, в уме выполняют учебные действия, осуществляют контроль.
3. Работа по теме. Открытие нового знания.
Вы хорошо поработали. Впереди нас ждет интересная практическая работа.
(Дети разделены на 4 группы, каждая группа сидит отдельно. Перед детьми на столах у первой группы кувшин, у второй группы банка 2 литра, у третьей группы банка 3 литра, у четвертой группы кастрюля. В каждой ёмкости налито 1л воды)
:- Что вы видите перед собой на столах? Какие задания вы можете предложить для работы с тем, что видите?
-Как вы предлагаете сравнить количество воды в каждой емкости?
- Но кастрюля тяжелая железная, а кувшин пластмассовый – легкий, вес будет разный.
- Но ведь так тоже не получится. Кастрюля широкая и банки разной ширины. Будет не правильно.
-Вот мы с вами и пришли к выводу, что нужно измерить только воду в емкостях. А чем мы всегда пользуемся для измерения?
- Сейчас я раздам вам мерки. 1 группа вам – стакан (200мл), 2 группа вам мензурка (100мл), 3 и 4 группы вам – баночки (500мл и 250мл). Ребята, когда вы будете измерять старайтесь воду не проливать, так же необходимо наливать полную мерка, а не половину. Приступаем к измерению.
-Давайте проверим, как вы измерили.(учитель записывает данные на доске)
- У кого воды больше?
-У второй группы 10 мерок, значит у них воды больше.
-Но у них мерка самая маленькая, а у нас банка самая большая, поэтому всего 2 мерки.
- Так нечестно, надо, чтобы у всех мерки были одинаковые.
-Молодцы! А может быть, кто-нибудь знает, какую мерку используют в повседневной жизни для измерения жидкости
- Правильно! Вместимость этой банки 1 литр. Аккуратно перелейте воду из ведерка в эту банку. Что вы можете сказать о количестве воды у каждой группы?
- Вы где-нибудь встречались с единицей измерения жидкости?
Кто догадался и может нам назвать тему урока сегодня?
-Правильно! Откройте учебник на ст.54 . Прочитайте . Что узнали нового?
-Можно узнать, сколько воды в каждом сосуде.
- А еще можно узнать, сколько воды всего налили.
- Я предлагаю сравнить, где воды больше, а где меньше.
-Можно взвесить.
- Давайте поставим посуду в ряд и посмотрим, где воды выше, там и больше.
- Надо воду перелить куда-то
- Нужна какая-то мерка.
1 группа 5 мерок
2 группа 10 мерок
3 группа 2 мерки
4 группа 4 мерки
- Это литр
-Воды сразу было одинаково на каждом столе, только мы не смогли ее сравнить, потому что посуда была разная, а единой мерки у нас не было.
-Сок в магазине продают в пакетах по1 литру и по 2 литра.
-В литровых пачках продают молоко и кефир.
-Папа на заправке покупает бензин в литрах.
-Новая единица измерения жидкости.
- Жидкость измеряют в литрах.
Рег. УУД
Определяют и формулируют цель урока с помощью учителя.
Личн. УУД
Дети мотивированы на процесс познания.
Рег. УУД
Безошибочное выполнение заданий при измерении жидкости .
Позн.УУД
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме .
Ком. УУД
Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками .
4. Физкультминутка
Хорошо ребята , а теперь проведем физкультминутку.
Учитель показывает карточки с названиями единиц измерения разных величин и предлагает игру на внимание. Если на карточке записано число, означающее вместимость - учащиеся садятся на свои места;означающее массу - прыгают на двух ногах;означающее длину - шагают по классу.Детям предложены карточки: 14 см, 8 кг, 5 л, 3м 25 см, 75 кг, 92 м, 17 л-Выполняя движения, что мы с вами сделали?-Я наблюдала за вами, и мне очень приятно, что вы у меня очень внимательные. Готовы работать дальше?
Мы разделили числа на три группы: длину, массу, вместимость.
5. Закрепление материала .
Работа по презентации «Литр» .
1 задание : на сравнение.
СРАВНИТЕ ОБЪЁМ ДВУХ БАНОК.
1)В одну банку входит 5 стаканов воды, а в другую 2 бутылки.
2) В одну банку входит 5 стаканов воды, а в другую 2 стакана.
3) В одну банку входит 5 бутылок воды, а в другую 2 бутылки.
2 задание: самостоятельная работа .
7л + 5л= л
28л – 3л= л
8л - 8л= л
12л + 4л= л
11л – 2 б.= л
5л + 7л = л
3 задание: задача.
В ведре было 10 литров воды. Для полива комнатных цветов израсходовали 4 литра.
Сколько литров воды осталось в ведре?
Работают по презентации (Фронтально и индивидуально)
Позн. УУД
В процессе выполнения задания дети анализируют материал, выделяют главное; осуществляют синтез, поиск нужной информации; упорядочивают и обобщают информацию.
Рег. УУД
Планируют свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя, осуществляют пошаговый контроль
Личн. УУД
Учащиеся ориентируются на понимание применения единицы измерения жидкости в практической жизни, проявляют интерес к новому материалу
Работа в группах и паре формирует коммуникативные УУД.
6. Рефлексия
7 .Домашнее задание
Итак .
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что было самым интересным?
- Что было трудным?
- Над чем ещё нужно поработать?
Если урок вам понравился и вы достигли определённых успехов, подымите и покажите иллюстрацию с улыбающимся лицом.
Если урок не понравился и вы не достигли должных успехов покажите иллюстрацию с грустным лицом.
Открываем дневники , записываем домашнее задание Т. ст.23 №74№75 ст.24 №78
А теперь урок закончен. Спасибо за работу. Мне очень понравился сегодняшний урок. Вы – молодцы!
- Что вместимость измеряют в литрах.
- Интересно было проводить опыт по сравнению объёма жидкости.
Дети поднимают и показывают иллюстрацию с изображением своего настроения.
Открывают дневник и записывают д/з.
Рег.УУД
Оценивают правильность выполнения действий
Личн.УУД
Формируют способность к самооценке
Ком. УУД
Выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, контролируют действия
Рисунок 1Рисунок 415