Конспект НОД по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук П».


Конспект НОД по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук П».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо:
- познакомить детей со звуком П; способом его характеристики и артикуляции;
- познакомить детей с понятием «согласный глухой звук» и местонахождением звука в конце слова;
- учить детей выделять звук в слогах и словах (в конце слова);
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
- развивать голос и дыхание;
- развивать фонематический слух;
- закреплять понятия «звук» и «слово»;
- воспитывать у детей умение доводить начатое дело до конца.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- Сюжетная картинка «Паровоз пыхтит» или «Самовар пыхтит» для звукоподражания;
- Односюжетные картинки типа «Мальчик ест суп», «Ученый смотрит в микроскоп» и др.;
- предметные картинки со звуко П в конце слова (суп, микроскоп, шип, серп);- зеркала; губные гармошки;
- схемы для характеристики звуков;
- цветные фишки для ЗБА;
- дидактическое пособие «Домик».
Ход образовательной деятельности.
Образовательная область Вид деятельности Содержание деятельности.
Социализация Игровая деятельность 1. Организационный момент. Игра «Слушай – повторяй».
Логопед просит детей послушать и повторить за ним ряды слогов:
Ап-ап-упИп-ип-апУп-уп-ип и др.
Физическая культура Двигательная деятельность 2. Развитие общей моторики. «Огород».
Огород у нас в порядке –
Мы весной вскопали грядки.
Мы пололи огород,
Поливали огород.
(действия по тексту),
В лунках маленьких не густо
Рассадили мы капусту
(«сажают»)
Лето все она толстела (показывают руками круг перед собой),
Разрасталась вширь и ввысь (руки в стороны, а затем вверх),
А теперь ей тесно белой (руки в стороны), Говорит – посторонись!!! (отталкивающие движения руками).
Физическая культура, здоровье Двигательная деятельность 3. Развитие мелкой моторики.
«АПЕЛЬСИН»
Мы делили апельсин. (изображают апельсин – пальчики в кулаке),
Много нас, (руки согнуты в локтях, шевелят пальцами),
А он – один. (Пальцы сжаты в кулак, кроме указательного),
Эта долька – для ежа!
Эта долька – для чижа!
Эта долька – для утят!
Эта долька – для котят!
Эта долька – для бобра!
А для волка кожура! (загибают пальцы в такт стиху),
Он сердит на нас – беда! (сжимают и разжимают пальцы обеих рук),
Разбегайтесь кто куда… (пальцы растопырены).
И.Демьянов.
Физическая культура, здоровье Двигательная деятельность 4. Массаж лица.
По морям и океанам (от середины лба к вискам)
Буду плавать капитаном (вокруг круговых мышц глаз)
Буду волны покорять (по мышцам щек)
Чудный остров открывать (от середины подбородка к ушкам).
Сначала проводим поглаживание, затем волнообразные движения. В конце опять поглаживание.
Физическая культура, здоровье Двигательная деятельность 5. Развитие мимики.
- Давайте разложим фрукты и овощи по корзинкам. В левую – горький лук, в правую – сладкую грушу, в левую – терпкий чеснок, в правую – кислое яблоко т.д. (дети передают эмоциональное состояние).Здоровье Игровая деятельность, двигательная деятельность 6. Развитие артикуляционной моторики.
- Окошко закрывается и открывается;
- Почесывание нижней и верхней губ зубами;
- Многократное произнесение звука П;
- Маляр.
Коммуни-кацияКоммуни-кативная деятельность 7. Дыхательная гимнастика.
Игра на губной гармошке: поиграли – протяжно произнесли звук А;
Снова поиграли – произнесли звук У.
Коммуни-кацияКоммуни-кативная деятельность 8. Тема занятия.
- Ребята, посмотрите на картинку! Послушайте, как пыхтит самовар. П-П-П.
Повторите этот звук! (дети хором повторяют).
Сегодня мы познакомимся со звуком П.
Социализация Игровая деятельность 9. Акустико-артикуляционный образ звука.
Произнесение звука П с наблюдением за артикуляцией в зеркало.
- Воздух не выходит свободно, а встречает преграду на своем пути – губы;
Звук П – согласный!
- А теперь положите руку на горлышко и произнесите звук П. Горлышко не дрожит. Звук П – глухой.
Повторение характеристики звука П несколькими детьми. (звук П – согласный, глухой).
Обозначать звук П мы будем синей фишкой.
Социализация Игровая деятельность 10. Игра на развитие фонематического слуха «Хлопай – не зевай».
Логопед произносит ряд звуков и слогов, дети хлопают, если слышат звук П.
Коммуника-цияКоммуни-кативная деятельность 11. Физминутка.
Мы сначала будем хлопать,
А затем мы будем топать,
А сейчас мы повернемся
И все вместе улыбнемся.
Выполнение движений по тексту стихотворения.
Физическая культура, здоровье Двигательная деятельность 12. Закрепление звука в слогах.
Логопед произносит утрированно слоги АП, УП.
Дети называют звуки в слогах, характеризуют их и выкладывают схемы. Логопед помогает.
Коммуника-цияКоммуни-кативная деятельность 13. Закрепление звука П в словах. Дидактическая игра «Домик». (картинки нужно поселить в последнее окошко – звук П в конце слова).
Определите место звука П в словах УКРОП, МИКРОСКОП, СУП и др.
Коммуника-цияКоммуни-кативная деятельность 14. Закрепление звука П в предложениях.
Составление предложений по картинкам со словами со звуком П:
Повар варит СУП.
У меня МИКРОСКОП.
В огороде растет УКРОП.
Коммуника-цияКоммуни-кативная деятельность 15. Закрепление звука П в тексте.
Повторение вслед за логопедом:
Уп-уп-уп – папа варит суп.
Ип-ип-ип - к нам пришел Филипп.
И др.
Коммуника-цияКоммуни-кативная деятельность 16. Итог занятия.
- с каким звуком мы сегодня познакомились?
- какой это звук ? почему он согласный? Глухой?
- фишкой какого цвета мы его будем обозначать?
Коммуника-цияКоммуни-кативная деятельность 17. Оценка работы детей и домашнее задание.
Нарисовать в тетради картинки со звуком П в конце слова.
Труд Трудовая деятельность 18. Трудовые поручения во время НОД.
Материал для закрепления с воспитателем,
родителями и на индивидуальных занятиях.
Игра «Выдели звук» - учить детей выделять последний звук в словах.
Учить детей давать характеристику звуку П.
Звуковой анализ обратных слогов: АП, ОП, УП.