«Развитие фонематических процессов при овладении правописанием слов с разделительным мягким знаком у младших школьников с общим недоразвитием речи»



Методическая разработка по теме:
«Развитие фонематических процессов при овладении правописанием слов с разделительным мягким знаком у младших школьников с общим недоразвитием речи»
Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда общеобразовательной школы имеет большой потенциал в формировании универсальных учебных действий, которые являются интегративными характеристиками образовательного процесса. Введение ФГОС в систему образования требует от учителя-логопеда нового подхода к планированию и проведению логопедических занятий с младшими школьниками. Главным становится не передача суммы знаний, а развитие личности учащегося путём освоения различных способов деятельности, выработка умения добывать знания и ими пользоваться. Следовательно, перед логопедом стоит задача не только корригировать речевой дефект, но и добиваться развития детей через всевозможные виды деятельности. Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов).
В настоящее время трудности усвоения письменной речи испытывают примерно 25% учащихся от общего числа учеников в классе. При общем недоразвитии речи нарушено или отстаёт от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики и интонационно-выразительных средств, связной речи. Следствием недостаточной сформированности лексико-грамматических средств языка являются: непонимание учащимися учебных заданий, инструкций и указаний учителя; трудности овладения учебными понятиями; трудности формулирования собственных мыслей в процессе учебной деятельности; недоразвитие связной речи. Для детей с общим недоразвитием речи наряду с речевыми особенностями характерна и недостаточная сформированность психических процессов, тесно связанных с речевой деятельностью: низкая концентрация внимания, ограниченные возможности его распределения, снижение вербальной памяти, недостаточность кратковременной слуховой памяти, ограниченность словесно-логического мышления.
Таким образом, речевые нарушения у детей с ОНР чаще всего сопровождаются выраженными затруднениями в формировании познавательных, регулятивных и коммуникативных навыков. Низкая познавательная потребность влияет на учебную мотивацию, и, в итоге, на усвоение программного материала по предметам. Поэтому одним из важнейших условий организации эффективной коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи, является комплексность воздействия на речь и личность в целом.
С целью формирования полноценной учебной деятельности и совершенствования у учащихся основных психологических предпосылок к развитию полноценных навыков чтения и письма, я использую в своей работе систему специальных заданий, направленных на:
повышение мотивации обучающихся и организацию занятия в
увлекательной, необычной форме, с использованием игр различной динамики и разнообразного стимульного материала по числу обучающихся;
развитие и коррекцию двигательной сферы и мелкой моторики(не менее двух динамических пауз);
осуществление индивидуально-дифференцированного подхода (не «исправление недостатков» ребёнка, а развитие его сильных сторон, побуждение ученика к самосовершенствованию и саморазвитию;
оказание разъясняющей и стимулирующей помощи для каждого обучающегося;
моделирование и словесное формулирование детьми своего самооценочного суждения (по результатам своей работы на занятии), отслеживание рефлексии собственных действий;
развитие умения принимать и понимать словесную или письменную инструкцию, планировать действия по выполнению словесной инструкции (с использованием образца, алгоритма и самостоятельно);
осуществление различных видов самоконтроля при выполнении письменных работ (памятки, карточки - «проверялки»);
развитие умения находить закономерности, принципы группировки, поиск нескольких вариантов ответа на заданный вопрос;
развитие творческого мышления - всевозможные загадки, шарады, ребусы, кроссворды, графические задания, анаграммы;согласованное выполнение совместной деятельности, умение слушать и слышать друг друга, правильно выражать свои мысли
в речи, эффективно сотрудничать с учителем и со сверстниками, оказывать поддержку друг другу.
Для улучшения качества усвоения знаний и заинтересованности в восприятии нового на логопедических занятиях предлагаю несколько интересных игр и упражнений по теме « Правописание слов с разделительным мягким знаком» у учащихся с общим недоразвитием речи 2 – 4 классов массовой школы.
1.«Отгадай загадки». Это задание мотивирует к деятельности, развивает словесно-логическое мышление, творческое воображение, зрительное и слуховое внимание.
Спереди – пятачок, Мы лесные жители,Сзади – крючок, Мудрые строители.
Посередине – спинка, Из иголок всей артелью
На спине – щетинка. (свинья) Строим дом себе под елью. (муравьи)
Какие буквы встречаются в этих словах? Какая из этих букв не обозначает звука? Что вы можете рассказать о ней?
2. Расшифруй слова в транскрипции. Положи карточку с транскрипцией к соответствующей картинке: печенье, шляпа, копьё, деревья. Развиваем фонематическое восприятие, анализ и синтез, умение рассуждать, умение действовать по алгоритму.
[п’ичэн’йэ] [шл’апа] [кап’йо] [д’ир’эв’йа] [д’ир’эвн’а]
Подумайте, почему не хватает одной картинки? Как звучат гласные в конце слов с картинками?(йотированно). А в каком слове мы не слышим звука Й? Почему? Назовите слова, в которых звук Й «разделяет» слияние.
Запишите слова, руководствуясь правилом. В каких словах мы напишем разделительный мягкий знак? Почему? Справились ли вы с заданием легко?
3. Игра с мячом «Найди отличие» ( повтори пары слогов). Совершенствуем умение различать слияние и раздельное звучание согласного и йотированных гласных в слогах, развиваем речеслуховую память и внимание.
Ля – лья тя – тья пя – пья ня – нья Лё – льё тё – тьё пё – пьё нё – ньё4. Запиши слова, вставляя пропущенную букву. Подчеркни «лишнее
слово». Сравниваем и классифицируем слова по заданным критериям, закрепляем навык правильного употребления разделительного мягкого знака.
Плат_е, в_юнок, варен_е, пиран_я, м_ёд, обез_яна.
Проверяем правильность записанных слов, объединившись в пары;
объясняем смысл непонятных слов (пиранья,вьюнок…)
5. Найди «случайные ошибки». Запиши словосочетания и проверь свою работу, используя памятку: Птичи голоса, трудолюбивый дьятел, пернатые друзя, гроздя рябины.
Проверь свою работу
Проверь отдельно каждое слово, начиная с последнего:
Не пропустил ли ты букву?
Не добавил ли лишнюю букву?
Не написал ли вместо одной буквы другую?
Правильно ли ты изобразил каждую букву?
6. Пальчиковая игра «Осенние листья» (с имитацией движений ) Лист на веточке сидел, Потом взял и полетел! Во все стороны глядел: Вправо, влево, вверх и вниз, Так глядел и так глядел, И на кустике повис!
7. Прослушай стихотворение, добавь верное слово. Пусто в поле, дождь идёт. Птицы движутся на юг,
Ветерок срывает листья. Чуть крылом касаясь сосен. С севера туман ползёт, Догадайся, милый друг,
Тучи грозные нависли. Что за время года? - ….(осень)
Придумай и запиши рассказ о том, что происходит осенью в природе.
Тебе помогут вопросы: Когда бывает листопад? Как осенние листочки перемещаются в воздухе? Почему осенью бывает грустно?
Проверяем написанные предложения и оцениваем себя, рисуем соответствующий смайлик в тетради рядом с выполненным заданием.
8. Творческое задание «Проследи за пчёлкой» (осуществляем дифференцированный подход – даём карточку с данным заданием ученикам, умеющим самостоятельно ориентироваться на листе по словесной инструкции).
228603175
ьВ Г Д е рзУ Ь к Л Э
М Н А ж Т 377190168275Х
Я С У ЗФ пД ч нъЮщ
Словесная инструкция: К нам прилетела пчёлка, но летает она не по цветочному полю, а по буквенному. Вместо нектара она собирает буквы. Собери буквы вместе с пчёлкой и у тебя получится слово.1.Первая буква находится в нижнем левом углу.2.Дальше пчела перелетела в правый верхний угол.3.Третья буква, на которую опустилась пчёлка, находится во втором ряду сверху, вторая слева.4.Четвёртая находится во втором ряду снизу, третья справа.5. Пятая – в левом верхнем углу.6. Последняя – во втором ряду снизу, первая слева.
Какое слово получилось? Выполните звуко-буквенный разбор
слова ДРУЗЬЯ(разъясняем все существенные моменты)
9. Прочитай отрывок из стихотворения, выпиши слова с разделительным мягким знаком в первую колонку, а слова, в которых мягкий знак показывает мягкость согласного – во вторую колонку. Обогащаем словарный запас, учимся осознанно строить речевое высказывание, развиваем творческое мышление, зрительное внимание, учимся совершать действия в определённом порядке.
Гусь, Гусыня, Свин, Свинья И чуть было не подрались.
Заливались соловьём, - Боже мой! Какой позор!
А в сторонке сыновья Стыд и срам! Скажите прямо!
Тихо спорили вдвоём. Вы о чём ведёте спор?
За секунду разругались - У кого красивей мама?
Объясни, когда так говорят: заливаться соловьём (говорить о чём-либо с увлечением, красноречиво); Боже мой!(так говорят, выражая удивление, радость, негодование и другие чувства)
Использование вышеуказанных видов работы на занятии повышает эфективность преодоления нарушений фонематического слуха, слухо-речевой памяти, наглядно-образного мышления, совершенствует речевые возможности школьников.