Проектно-исследовательские работы моих студентов на тему: Политические репрессии

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГПОУ «АМВРОСИЕВСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»






МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
открытого занятия
по теме
СТРАНЫ АФРИКИ И БЛИЖНЕГО ВОСТОКА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ - НАЧАЛЕ ХХІ ВЕКА

по дисциплине «Всемирная история»

Специальность: 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

















2016
Методическая разработка открытого занятия по дисциплине «Всемирная история» для студентов специальности: 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).

Подготовила Тимонина К.А. – специалист второй квалификационной категории, преподаватель ГПОУ «Амвросиевский индустриально-экономический колледж» – 2016


Методическая разработка знакомит преподавателей с методикой проведения семинарского интерактивного занятия с мультимедийным сопровождением по дисциплине «Всемирная история».
Для преподавателей истории средних профессиональных образовательных учреждений.




Рецензенты:
Кубашевский Вадим Дионисович, специалист высшей квалификационной категории, преподаватель истории Шахтёрского кинотехникума.
Лихачева Татьяна Александровна, специалист высшей квалификационной категории, методист, ГПОУ «Амвросиевский индустриально-экономический колледж»




Рассмотрена и одобрена на заседании цикловой комиссии гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Протокол № 6 от 11.01.2016г.
Председатель цикловой комиссии _________ С.В. Косюк








СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение
4

2. Методическое обоснование темы
6

3. Методические рекомендации по проведению занятия
8

4. План занятия
11

5. Структура занятия.
12

6. Технологическая карта
13

7. Заключение
15

8. Список использованной литературы
16

1. ВВЕДЕНИЕ

Динамичное развитие современной цивилизации со стремительными техническими и технологическими сдвигами, быстрым накоплением информации, интеллектуализацией труда, повышением социальной мобильности в глобальном масштабе, возвышением роли личности ведут к формированию такого общества, которое нуждается в постоянном обновлении. Это требует от современного исторического образования подготовки человека, способного действовать в ситуации, которая быстро меняется, обученного критически сопоставлять информацию из разных источников, принимать вызовы времени, реализовать себя в поликультурной и полиэтнической среде, руководствуясь общечеловеческими ценностями.
Однако, следует отметить, что наша система образования редко предоставляет возможность студентам научиться мыслить более продуктивно. Особенно это касается гуманитарного образования. Наши учебные заведения традиционно требуют, чтобы студенты заучивали, запоминали, воспроизводили информацию.
Технологией, способной создать необходимые условия для разноплановой работы с информацией, на мой взгляд, является методика критического мышления.
Критическое мышление – это система приемов с определенными параметрами и признаками, которые помогают студентам не только получить новые знания, но и учат их анализировать новую информацию, способствуют выработке умения выбирать главное, необходимое; учат студентов формулировать и задавать вопросы, вести дискуссию, отстаивать собственную точку зрения, критически оценивать информацию и применять полученные знания на практике. Критическое мышление содержит в себе важный воспитательный аспект, благодаря которому студентам прививается ответственность, чувство коллективизма, самостоятельность. Следует привлекать студентов к составлению алгоритмов, выделению главного, представлению материала в виде схем, рисунков, написанию сенканов, эссе, составлению опорных конспектов, интересных ситуативных задач, итоговых вопросов, творческих заданий.
Основной формой работы для развития критического мышления является работа в группах.
Семинар – одна из форм практических занятий, проводимых по наиболее сложным вопросам (темам, разделам) с целью формирования и развития у обучающихся навыков самостоятельной работы, научного мышления, умения активно участвовать в творческой дискуссии, делать выводы, аргументировано излагать свое мнение и отстаивать его.
В данной методической разработке предложена методика преподавания семинарского занятия с мультимедийным сопровождением и видеоматериалом.
Цель методической разработки показать методику проведения семинарского занятия по дисциплине «Всемирная история» с использованием интерактивных методов обучения.









































2. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ

Содержание учебного материала, которое представляет данная методическая разработка, соответствует рабочей программе учебной дисциплины «Всемирная история». Данная разработка позволяет студентам освоить содержание темы, показать умения и навыки, полученные на практических занятиях.
Семинарское занятие направлено на изучение нового учебного материала по теме «Страны Африки и Ближнего Востока во второй половине ХХ - начале ХХI века» для обучающихся 1курса специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
Современная политическая карта Ближнего Востока сформировалась после Первой мировой войны, когда Османская империя была разделена на ряд отдельных государств. Также важным политическим событием современной истории региона является образование Государства Израиль в 1948 году, что привело к длительному арабо-израильскому конфликту. Значительные запасы нефти на Ближнем Востоке придали новое политическое и экономическое значение региону в XX веке. После 1945 года в Саудовской Аравии, Иране, Кувейте, Ираке, ОАЭ ведётся активная нефтедобыча. Во времена холодной войны Ближний Восток стал театром идеологической борьбы между США и СССР. В настоящее время регион политически неустойчив. Сегодня Ближний Восток - одна из самых горячих точек в мире.
В ходе семинарского занятия студенты должны изучить особенности социально-экономического и политического положения региона во второй половине ХХ - начале ХХI века.
Конструирование процесса обучения по программе общеобразовательной дисциплины «Всемирная история» предполагает формирование у студентов ключевых компетенций:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.















































3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЯ

Учебный материал семинара отобран на основе ознакомления с соответствующими разделами учебной литературы.
Для изучения темы «Страны Африки и Ближнего Востока во второй половине ХХ - начале ХХI века» была выбрана форма проведения занятия в виде семинара.
В данной методической разработке рассмотрена методика проведения семинарского занятия с мультимедийным сопровождением и видеоматериалом.
Семинарские занятия являются важной составной учебного процесса.
В структуре занятия можно выделить следующие части: предварительная (подготовка к занятию), непосредственно сам семинар (обсуждение вопросов темы в группе) и завершающая часть (завершение дискуссии, обобщение и оценка результатов работы обучающихся).
Семинар имеет следующие этапы:
– организация дискуссии: постановка проблемы, выделение основных направлений;
– выступление докладчика, раскрывающего основные положения по вопросу;
- выступления содокладчиков, раскрывающих свое видение проблемы;
– дискуссия по докладу и содокладам.
Не только сам семинар, но и предварительная, и заключительная части его являются необходимыми звеньями целостной системы усвоения вынесенной на обсуждение темы.
Важным фактором результативности данного вида занятий, его высокой эффективности является процесс подготовки.
Прежде всего, студенты должны уяснить предложенный план занятия, осмыслить вынесенные для обсуждения вопросы, место каждого из вопросов в раскрытии темы семинара. И в этом большая роль принадлежит преподавателю. Результаты исследования студенты предоставляют в виде сообщений, докладов, слайдовых презентаций, видеосюжетов (по желанию).
Подготовка к семинару активизирует работу студента с книгой, интернет-источником, требует обращения к литературе, учит рассуждать. В процессе подготовки к семинару закрепляются и уточняются уже известные и осваиваются новые категории, «язык» студента становится богаче. Сталкиваясь в ходе подготовки с недостаточно понятными моментами темы, студенты находят ответы самостоятельно или фиксируют свои вопросы для постановки и уяснения их на самом семинаре.
В процессе подготовки, прорабатывая предложенные вопросы, студент определяет для себя один - два из них (можно, конечно и больше), в которых он чувствует себя наиболее уверенно и в качестве консультанта или оппонента намерен задать тон на семинаре.
У преподавателя должны быть «домашние заготовки», которые пригодятся при различных вариантах развития семинарского занятия.
«Лишние» наработки не помешают, даже если не все задуманное удается использовать. Ведь семинар идет, так сказать, в «прямом эфире» - уточнения, поправки к рабочему плану, его коррекцию приходятся делать «на ходу», т.е., в результате неожиданных выступлений, реплик, вопросов студентов.
Если абсолютное большинство студентов и сам преподаватель придут на семинар хорошо подготовленными, семинар пройдет успешно, даст ожидаемый результат.
На втором этапе семинара студентами осуществляется весьма объемная работа по углубленному проникновению в суть вынесенной для обсуждения проблемы. В ходе семинара студент учится публично выступать, видеть реакцию слушателей, логично, ясно, четко, грамотным литературным языком излагать свои мысли, приводить доводы, формулировать аргументы в защиту своей позиции.
На семинаре каждый студент имеет возможность критически оценить свои знания, сравнить со знаниями и умениями их излагать других студентов, сделать выводы о необходимости более углубленной и ответственной работы над обсуждаемыми проблемами.
На семинаре и послесеминарском этапе «включается» психологический фактор мотивации обучения. Этому во многом помогают создающиеся спонтанно или создаваемые преподавателем и отдельными студентами в ходе семинара проблемные ситуации. Здесь считаю целесооборазным применять уровневое обучение (репродуктивный, конструктивный и творческий уровни и личностно- ориентированное обучение).
Нахождение самостоятельного выхода из проблемной ситуации дает хороший не только образовательный, но и воспитательный эффект. Процесс мышления, самостоятельно найденные аргументы, появившиеся в результате разрешения проблемных ситуаций, обстоятельства способствуют поиску и утверждению ориентиров, профессиональных ценностей, осознанию связи с будущей специальностью.
При оценивании работы обучающихся на семинарском занятии преподаватель должен объективно оценивать ответы обучающихся. Ответ должен быть полным, исчерпывающим на конкретно поставленный вопрос.
Анализ ошибок на семинаре дает преподавателю материал для дальнейшего совершенствовании, и содержательной, и методической частей семинара, разработки собственных тем.
Мультимедийная презентация и видеосюжеты дает возможность студентам наглядно представить результат своих действий, определить этап в решении задачи, на котором сделана ошибка, и исправить ее. Студенты понимают лучше то, что могут представить и выразить собственными словами: «То что я слышу я забываю; то, что я вижу и слышу я немного запоминаю; то, что я вижу, слышу и произношу, я начинаю понимать».
4. ПЛАН
проведения открытого занятия
по дисциплине «Всемирная история»
Группа БУ-13 Дата 25.02.2016 Занятие № 5
Специальность: 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
Тема программы:
Страны Азии, Африки и Латинской Америки в 1945 – в нач. ХХІ в.

Тема занятия:
Страны Африки и Ближнего Востока во второй половине ХХ - начале ХХI века

Тип занятия:
Изучение нового учебного материала

Вид занятия:
Семинар

Цель
методическая:
Совершенствовать методику проведения семинарского занятия с использованием интерактивных методов обучения.

образовательная:
рассмотреть особенности экономического и социально-политического развития стран региона во второй половине ХХ - начале ХХ века.

Воспитательная
воспитать обучающихся в духе патриотизма, национального сознания и достоинства;
воспитание познавательного интереса к событиям современной истории;
воспитать у студентов приоритет общечеловеческих ценностей, идеи гражданского общества; отрицательное отношение к войне как способу разрешения конфликта.

Развивающая
развивать умения: анализировать исторические события, обобщать и систематизировать исторический материал; устанавливать причинно-следственные связи;
развивать навыки коллективной деятельности (ответственность);
формировать умение аргументированно доказывать свою точку зрения;
развивать навыки групповой работы при обсуждении исторических проблем;
учить ставить и решать проблемы;
развивать память, речь, ее коммуникативные свойства;
формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические знания.

Методы проведения занятия:
Семинар-конференция с использованием активных форм обучения (картографический диктант, беседа, работа в группах, дискуссия, проблемный вопрос, «мозговой штурм», представление материала в виде схемы)

материально-техническое обеспечение занятия
Методическое обеспечение:
- рабочая программа учебной дисциплины;
- методическая разработка занятия;
- мультимедийное сопровождение;
Технические средства обучения:
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- экран;

межпредметные и внутрипредметные связи
«География», «Право», «Английский язык»


обеспечиваемые темы внутри предмета:
«Вторая мировая война»


5. СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

6.1
Организационный этап

1 мин.

6.2
6.3.
Сообщение темы и цели занятия
Актуализация опорных знаний

1 мин.
3 мин.

6.4
Мотивация учебной деятельности студентов

3 мин.

6.5
Изучение нового материала 50

мин.


6.4.1. Экономическое и социально-политическое развитие стран Африки в конце ХХ – в начале ХХІ столетия.
6.4. 2. Ближний Восток: создание государства Израиль. Арабо-израильские войны.
6.4. 3. Особенности развития арабских стран региона (Сирия, Ирак, Иран, Бахрейн, Катар, Кувейт, Оман, ОАЭ).

22 мин.

15 мин.

15 мин.

6.6
Обобщение и систематизация знаний

10 мин.

6.7
Рефлексия. Подведение итогов

5 мин.

6.8
Домашнее задание

5 мин.


6. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

6.1. Организационный этап
Преподаватель приветствует студентов, проверяет отсутствующих, проверяет готовность группы к занятию, проводит психоэмоциональный настрой студентов.
6.2. Сообщение темы и цели занятия
Темой занятия является «Страны Африки и Ближнего Востока во второй половине ХХ – начале ХХІ столетия»
6.2.1. Актуализация опорных знаний
Картографический диктант:
Используя карту, назовите страны, относящиеся к региону Ближний Восток.
Дайте определение «колонии» и «метрополии».
Каким метрополиям принадлежали крупнейшие колонии в Африке?
6.2.2. Мотивация учебной деятельности студентов
Африка сегодня – остов первбытности . Большинство стран континента – беднейшие в мире.
Ближний Восток сегодня - центральная международная проблема, источник политической напряжённости и открытых вооружённых столкновений в мире.
6.2.3. Образовательная цель занятия: изучить социально-экономическое и политическое положение региона во второй половине ХХ - начале ХХ века.
6.3. Ход семинарского занятия.
План
1. Экономическое и социально-политическое развитие стран Африки в конце ХХ – в начале ХХІ столетия.
2. Ближний Восток: создание государства Израиль. Арабо-израильские войны.
3. Особенности развития арабских стран региона (Сирия, Ирак, Иран, Бахрейн, Катар, Кувейт, Оман, ОАЭ).
Вопросы для дискуссии:
Почему колониальные империи начали распадаться только после Второй мировой войны?
Определите значение ликвидации колониальной системы в Африке.
Благополучие государства определяется наличием или отсутствием ресурсов. Африка – материк, хорошо обеспеченный минеральными ресурсами. Почему сегодня большинство стран континента – беднейшие в мире?
Назовите факторы, затрудняющие разрешение ближневосточного конфликта.
Выделите слабые стороны той модели развития, которая сложилась в арабском мире.
Выделите общие и отличительные черты в африканском обществе и арабском мире.
6.4. Обобщение и систематизация знаний.
6.4.1. Для закрепления пройденного материала студентам предлагается представить тему занятия в виде схемы.

6.4.2. Выделите общие и отличительные черты в развитии африканского и ближневосточного регионов.
6.5. Рефлексия. Подведение итогов.
Дайте ответы на рефлексивные вопросы:
- что вам понравилось на занятии ?
- носило ли занятие практическую ценность?
6.6 Выставление оценок и их мотивация
6.1 Выводы по изучению темы преподавателем.
6.2 Замечания по усвоению студентами материала.
6.3. Оценка деятельности студентов на семинарском занятии.
6.7. Домашнее задание
Написать эссе на тему «Современные межнациональные и межэтнические конфликты: уроки истории».









7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Главной задачей изучения предмета является предоставление будущим специалистам системы исторических знаний, умений и навыков, способность к творческому мышлению, суждения, осознания общечеловеческих ценностей в свете исторических событий.
Методика развития критического мышления позволяет максимально повысить эффективность учебно-воспитательного процесса, дает возможность создать такие условия, когда все обучающиеся привлекаются к активной, творческой учебной деятельности, процесса самообучения, самореализации, учатся общаться, сотрудничать, критически мыслить, отстаивать свою позицию. В свою очередь сочетание репродуктивного изложения материала с проблемными методами стимулирует интерес учащихся к предмету, их активность на уроке, приводит в целом к повышению качества обучения.
В данной разроботке представлена методика проведения семинарского занятия по истории.
Задачи, которые решает семинар:
обеспечение возможностей совместной работы преподавателя и студентов по освоению учебного материала, работе с документами, картами, наглядным материалом, проблемными и ориентированными заданиями;
организация самостоятельной работы студентов по выполнению комплекса заданий из предложенных преподавателем в аудитории и за ее пределами;
активизация мыслительной деятельности студентов (анализ, синтез, сравнение, обобщение) ;
формирование у обучающихся активной личности, гражданской позиции в интересах общества и государства;
определение у обучающихся возможностей представлять результаты интеллектуального труда аудитории ;
определение причинно-следственных связей и раскрытие закономерностей тематического материала.
Семинар позволяет использовать все многообразие имеющихся методических средств активизации изучения дисциплины:
картографический диктант;
беседа;
дискуссия;
просмотр видеосюжетов;
работа с опорной схемой;
прием «мозговой штурм»;
мотивационная речь.
8. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Васильев. Л. История Востока. – Т.2. -М.,1993.
2. История. Всеобщая история.11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень /А.А. Улунян, Е.Ю. Сергеев; под ред. А. О. Чубарьяна. 3-е изд. , испр. М.: Просвещение, 2016. 287 с., ил., карт;
3. Темиров Ю.Т., Тодоров И. Я. Всемирная история ХХ века. 11-й класс: Учебное пособие для учащихся, учителей, абитуриентов. Издание второе, дополненное. – Донецк: Центр подготовки абитуриентов,2000. -384 с.
4. Щупак И. Я. Всемирная история. Новейший период (1939 - 2011 гг.): учеб. для 11 кл. общеобразоват. учеб. заведений. - Запорожье: Премьер, 2011.

Интернет-ресурсы:
http://www.rusif.ru/vremya-istorii/gm-bVostok/bv-Index.htm
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http://fb.ru/article/144286/stranyi-blijnego-vostoka-i-ih-osobennosti


























13PAGE \* MERGEFORMAT141415




эмблема 2 Заголовок 2 Заголовок 915