Конспект урока по технологии на тему Народный костюм. Изделие «Костюмы для Ани и Вани» .
Технология 2 класс урок 22
Тема урока: Народный костюм. Изделие «Костюмы для Ани и Вани».
Цель урока: стимулировать уважительное отношение к национальному костюму разных народов России.
Задачи урока:1)научить подготавливать выкройки;
2)развивать навыки кроя;
3)воспитывать уважительное отношение к народному творчеству.
Планируемы результаты:
Предметные: изготавливать выкройку на основе шаблона; выполнять раскрой изделия по выкройке; создавать модели народных костюмов .Личностные: определять особенности украшения национальных костюмов разных народов и национальных костюмов РБ
Метапредметные:
Регулятивные: выполнять учебное действие в соответствии с планом и по алгоритму; составлять план работы по изготовлению изделия; контролировать, корректировать свою работу и оценивать ее по заданным критериям.
Познавательные: искать и отбирать информацию о национальных костюмах народов России (из учебника, собственных наблюдений и др. источников).
Коммуникативные: вести диалог на заданную тему; использовать средства общения для решения простейших коммуникативных задач.
Оборудование: учебник «Технология» (Роговцева Н.И.), готовый образец.
Ход урока
I.Мотивация учебной деятельности
- Вот звонок нам дал сигнал,
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем
-Молодцы! Все готовы, приступим к работе
II.Актуализация знаний. Целевые установки.
1.Проверка домашнего задания.
2.Самоопределение деятельности
-Внимательно послушайте загадки и назовите отгадки:
***Рукав длинный и короткий,
Планка иль косоворотка,
На груди - кармашки.
Что это?
(Рубашки)
***Чтобы скуке не поддаться -
Ярче нужно одеваться!
Я в нем печален и угрюм,
Не надену что?
(Костюм)
***Как избавиться от скуки? -
Надоели джинсы, брюки!
Веселее стать мне
Что поможет?
(Платье)
- Сегодня вы продолжите знакомство с народным костюмом и поработаете дизайнерами, разрабатывающими народную одежду мужскую и женскую
- Формулирование темы урока: «Народный костюм. Изделие «Костюмы для Ани и Вани»».
- Задачи урока: изготовить народные костюмы для Ани и Вани.
III.Работа по теме урока
1.Беседа
Национальный башкирский костюм не однороден и не закончил свое формирование и в наши дни. Нас же в большей степени интересуют общие принципы организации этого костюма.
Одежда женщин у всех народов отличается богатством декоративной отделки. Основу башкирского женского костюма составляет нательное платье (кулдэк) с оборками, украшенное тканым узором и вышивкой. Оборки, манжеты, защипы на груди появляются на платьях лишь в начале XX столетия. Сохранившиеся старинные платья, находящиеся в коллекции Башкирского краеведческого Музея, выполнены из беленого холста, украшены тканым Узором и вышивкой. Они имеют целый стаи, боковые клинья, широкие проймы, большие квадратные ластовицы. Отложной воротник обычно выполнялся из фабричной, более мягкой ткани (сатина, ситца), а нагрудный разрез скреплялся шнурком. Подол и рукава окаймляют красные полосы бранного узора, а красный сатин воротника расшит счетной гладью. Способ сшивания деталей говорит о том, что платье изготовлено не менее полутора веков назад. Туникообразный покрой одежды - самый распространенный в национальном костюме народов края. Самобытность каждого отдельного костюма складывается по мере развития этноса. Об этом свидетельствует и эволюция башкирского женского платья.
Под платьем носили шаровары (ыштан) традиционного тюркского покроя. На платье надевался камзол, расшитый позументом и серебряными монетами. В северной части территории современного Башкортостана распространились расшитые фартуки (алъяпкыс). Своим появлением алъяпкыс обязан выполняемой по хозяйству работе, но постепенно он превращается в нарядный элемент одежды.
Женский камзол с одинаковым приталенным покроем распространен практически по всей местности проживания башкир. Отличается лишь его отделка.
Особое место в народном гардеробе башкирских женщин занимали распашные бишмэты (север) и елэны (юг) из однотонного сукна. Обычно они декорировались монетами, аппликацией и позументом. На более поздних образцах появляются "эполеты". Елэн и бишмэт имеют общие особенности покроя и относятся к тюркским традиционным прямоспинным покроям. Елэн более расклешен по подолу и удлинен почти до щиколоток.
Головной убор женщин прежде всего подчеркивал её социальный статус, семейное положение. Девушки до замужества носили круглые шапочки (такыя), колпачки: шитые и вязаные. Пожилые женщины поверх колпака или стеганой шапочки (тупый) надевали хлопчатобумажный платок (яулык). В зажиточных семьях женщины носили: высокие шапки из ценных мехов (камсат бурек). Убором: молодых женщин служили яркие покрывала (кушъяулык), белые вышитые (тастар). Самобытно выглядят шлемовидные шапочки с затылочной лопастью (кашмау). Их украшали по шлему коралловой сеткой и подвесками, лопасть расшивалась бисером и раковинами-каури. Доходящие до бровей подвески на шлеме скрывали половину женского лица, лопасть закрывала роскошные косы-дабы не служить соблазном. Кашмау как нельзя лучше иллюстрирует следование законам шариата в быту, определившим женщину как сосуд греха.
Одним из значимых элементов костюма женщин были-нагрудники (селтэр, яра), прикрывающие разрез платья. Форма нагрудника в разных местностях не одинакова:: от треугольного до округлого, от короткого до длинного, доходящего до бедер. Однако все они служат одной цели: оберегать от проникновения злых духов, а попутно прикрывать все ту же греховную суть женщины. Украшения женщин (различного рода серьги, браслеты перстни, косники, застежки) изготовлялись из серебра, кораллов, бисера, монет. Бирюза, сердолик, кораллы играли роль амулетов.
Мужской башкирский национальный костюм менее разнообразен. Это туникообразная рубаха, неширокие штаны, поверх которых надевали камзолы и легкие халаты.
Башкирская мужская рубаха на юге Урала не имеет воротника, по разрезу, расположенному по косой от шейного выреза, скрепляется шнурком и представляет собой наиболее распространенный тип тюркской рубахи. В северной части края покрой предусматривает отложной воротник и разрез по переду. Верхней демисезонной одеждой: служили суконные чекмени, расклешенные кафтаны (кэзэки) с глухой застежкой и стоячим воротником. Чекмени и обычно темного цвета халаты отделывались позументом, но гораздо сдержаннее, чем у женщин. Малообеспеченные семьи изготовляли для своих мужчин халаты из домотканых тканей. Зимой одевали овчинные шубы и тулупы (билле тун, тире тун).
Мужские головные уборы представляли собой различные виды тюбетеек. Пожилые мужчины носили темные тюбетейки, изготовленные обычно из бархата, молодежь - расшитые. Поверх тюбетейки одевалась либо круглая высокая шапка из дорогого меха (бурек), либо войлочная шляпа (тире кэпэс). Зимой предпочитали надевать малахай (колаксын) - трехлопастную меховую шапку, закрывающую шею.
Традиционными цветами, использующимися в башкирской национальной одежде, являются природные красные, коричневые, желтые, зеленые. Синий, розовый, лиловый цвета тканей - ввозимые, а потому и менее распространенные.
2.Анализ изделия
-Какие материалы нам понадобятся для работы? (картон, ткань, тесьма)
-Какие инструменты? (ножницы, клей, салфетка, кисть, краски, мыло или карандаш)
-Какие правила работы с инструментами надо вспомнить? (ножницами)
-Техника выполнения? (аппликация)
-Вариант применения? (подарок, сувенир.)
3.Составление плана работы
1. Подготовка материалов и инструментов.
2.Разметка.
3.Раскрой
4.Сборка.
5.Отделка
Подготовка материалов и инструментов. Подготовить все материалы и инструменты к работе. Подобрать цветные кусочки ткани для костюма Ани или Вани. (Эта работа помогает развивать чувство цвета у учащихся.) Можно использовать иллюстрации из учебника.
Разметка. Вырезать по шаблону фигурку Ани или Вани. Сделать разметку деталей костюма на ткани. Для этого фигурку приложить на изнаночную сторону ткани, прикрепить булавками и обвести мылом или мягким карандашом так, чтобы получились отдельные детали костюма. (Учитель обязательно должен помочь учащимся на этом этапе работы.)
Раскрой. Помня о правилах работы ножницами, выполнить крой ткани — вырезать размеченные на ткани детали костюма.
Сборка. Фигурку приклеить к картону-основе и надеть на нее подготовленный костюм — аккуратно разложить все детали костюма на своих местах, чтобы получился целый костюм, а затем приклеить все детали к фигурке клеем.
Отделка. Украсить костюм блестками, бисером, тесьмой, наклеив на него выбранные материалы. Завершить композицию. Если учащиеся делали по одной фигурке, то они могут соединить фигурки в пару, в общую композицию, что усложнит задачу и поможет развить навык работы в паре
4.Практическая работа.
IV.Рефлексия
V.Подведение итогов урока.- Какие используются цвета и орнамент в русском народном костюме?
- Какие используются цвета и орнамент в башкирском народном костюме?
Теперь я знаю…….
Теперь я умею…….
На уроке мне было трудно……
На уроке мне понравилось…….
VI.Д.З. Найти информацию об особенностях костюма своего народа.Использованная литература:
1.Технология. Методическое пособие с поурочными разработками.2 класс./Н.В.Шипилова. Н.И.Роговцева, С.В.Анащенкова.М.:Просвещение,2014.
2.Интернет-ресурсы