Адаптированная рабочая программа по СБО, ОБЖ для 7 А класса


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА VIII вида № 309
129327 Москва, ул. Коминтерна, д.16, стр.1Тел/Факс:499-184-39-41;499-184-37-03;499-185-87-74 E-mail:sch309@yandex.ruОКПО-18163843; ОГРН-1037739049677; ИНН-7716210890

Адаптированная рабочая программа
по СБО, ОБЖ
7-А класс
2013 – 2014 учебный год
Учитель СБО, ОБЖ
Щербакова Т.Н.
Москва 2013г.
СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА
(7А КЛАСС)
Количество часов: 68
Рабочая программа составлена на основе адаптированных основных образовательных программ для детей с умственной отсталостью. В основу адаптации положены рекомендации, данные в программах для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1. –М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой, 2011. – 224 с. При планировании учебных часов учитывались рекомендации, данные в пособии для учителя « Социально- бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида» под редакцией А.М.Щербаковой,Т.А.Девятковой,Л.Л.Кочетовой,А.Г.Петриковой,Н.М.Платоновой.
Содержание.
Пояснительная записка ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Формы и методы реализации программных задач,,,,,,,,,,,,,,,Программа 7А класса,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,Основные требования к знаниям и умениям учащихся,,,,,,,,Перечень учебно-методического обеспечения,,,,,,,,,,,,,,,,,,Пояснительнаязаписка.
Уроки социально-бытовой ориентации направлены на подготовку детей с нарушениями интеллектуального развития к самостоятельной жизни.
Для социализации данной категории учащихся необходим определенный уровень сформированной коммуникативной функции речи, умений и навыков. Известно, что дети с отклонениями в развитии, испытывают большие трудности в приспособлении к окружающему, усвоении общепринятых норм поведения.
Причины затруднений связаны с особенностями интеллектуального развития. Участие семьи в подготовке этих детей к самостоятельной жизни, как правило, ничтожно мало. В семьях домашнее хозяйство ведется в недостаточном объеме, предъявляемым современным обществом, что поучиться чему-либо в таких условиях детям довольно сложно.
Л.С.Выготский отмечал: »Социальное воспитание умственно отсталого ребенка является единственно состоятельным научным путем его воспитания».
Задача предмета научить детей правилам ведения семейного хозяйств, практическим умениям, связанным с самообслуживанием и обслуживанием членов семьи и заложить основы нравственного поведения, норм этики в ближайшем (семейном окружении).
Уроки СБО позволяют применять на практике интеллектуальные умения (счет, чтение, письмо), а также практические навыки по шитью, ремонту дома, огородничеству и др.
Содержание программы предмета, для детей со сложной структурой дефекта, снижено, по сравнению с базовым курсом.
Учебный материал дается в доступной форме, адекватной интеллектуальному развитию.
Формы и методы реализации программных задач.
Цели и задачи.
Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы; широко используются наглядные средства обучения, демонстрация учебных кинофильмов, диафильмов и др.
Занятия по СБО целесообразно проводить группами из 4—5 человек. Это позволит каждому ученику, независимо от его интеллектуальных и физических возможностей, овладеть основными способами ухода за одеждой, обувью, приготовления пищи, научиться составлять деловые бумаги, заполнять разного рода бланки и т.д.
В зависимости от задач урока и оснащенности кабинета могут использоваться разные формы организации практических работ, как коллективные (бригадные), так и индивидуальные (выполнение учеником всех операций под руководством учителя).
На занятиях отводится время для изучения правил техники безопасности, формирования умений пользоваться нагревательными электрическими и механическими бытовыми приборами и приспособлениями, колющими и режущими инструментами, а также навыков обращения со стеклянной посудой, кипятком и т.д. Необходимо постоянно приучать детей к соблюдению санитарно-гигиенических требований во время выполнения различных практических работ, доводя их до навыка.
В ряде разделов, например «Личная гигиена», «Бюджет семьи» и др., предусмотрена система упражнений, которые каждый ученик выполняет индивидуально. Эта работа осуществляется с целью выработки у учащихся определенных умений и навыков на основе знаний, полученных как на занятиях по СБО, так и на занятиях по другим предметам.
Беседа на занятиях по СБО является одним из основных методов обучения и применяется и сочетании с сюжетно-ролевыми играми, различными практическими работами: записях в тетрадь определенных правил, зарисовками, упражнениями, другими видами работ. Продолжительность беседы может быть различной, но она не является единственным методом обучения, используемым на занятии.
В зависимости от задач занятия беседа может иметь различное назначение и сопровождаться наглядностью. Например, она может носить информационный характер. В этом случае учитель выясняет имеющиеся у учащихся знания и представления и сообщает им новые необходимые сведения. В начале занятия проводятся краткие вводные беседы, а в конце занятия для закрепления полученных знаний — заключительные беседы.
Сюжетно-ролевые игры применяются как один из ведущих методов обучения. В сочетании с другими методическими приемами их целесообразно использовать при изучении таких разделов, как «Торговля», «Средства связи» и др.
Сюжетно-ролевые игры в основном рекомендуется проводить на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения. Воспроизводя в игре конкретные жизненные ситуации, учащиеся применяют усвоенные ими знания и приемы (например, правила поведения, приемы ухода за маленьким ребенком и т.д.).
В программе значительное место отводится экскурсиям. Они проводятся на промышленные объекты, в магазины, на предприятия службы быта, в отделения связи, на транспорт, в различные учреждения.
Экскурсии в зависимости от их места в учебном процессе могут быть вводные, текущие и итоговые. Вводные экскурсии предшествуют изучению нового материала и имеют целью проведение наблюдений и общее ознакомление с объектами. Например, изучение темы «Железнодорожный транспорт дальнего следования и пригородный» целесообразно начать с ознакомительной экскурсии, во время которой учащиеся получат представление о назначении вокзала, его основных службах, расписании поездов. Текущие экскурсии проводятся в ходе изучения темы и служат для конкретизации и закрепления определенного учебного материала.
Любая экскурсия не является самоцелью и используется в сочетании с другими организационными формами обучения по определенной теме. В ходе экскурсий могут проводиться практические работы.
Для прочного закрепления знаний и умений следует постоянно осуществлять повторение пройденного. Для повторения привлекается пройденный материал из других разделов, логично связанный с изучаемой темой.
На занятиях по СБО следует уделять внимание обогащению словарного запаса, использовать пословицы, поговорки загадки для развития устной, письменной речи, для практического применения знаний, умений и навыков, полученных на уроках родного языка. На всех этапах занятий в связи с изучаемым материалом необходимо следить за полнотой устных ответов, последовательностью изложения, умением детей правильно построить фразу, написать текст, обосновать вывод. В поле зрения учителя должно находиться развитие диалогической речи учащихся. С этой целью используются различные этапы занятий, сюжетные игры и экскурсии, проводимые учителем, в ходе которых учащиеся вовлекаются в беседу. На отдельных занятиях при прохождении ряда тем (например, „Квартплата», „Оформление на работу» и т.п.) следует отвести время на практическое закрепление навыков составления деловых бумаг с учетом разных жизненных ситуаций, опираясь на знания и умения, полученные на уроках родного языка.
Особое внимание следует обратить на проведение практических работ с использованием бригадной формы организации учащихся.
Знакомя детей с новым приемом, учитель сначала дает объяснения всему классу, затем организует тренировочные упражнения, после чего бригадирами выполняется работа, в которую включается данный прием.
Бригадная форма работы может быть использована в выполнении детьми одинаковых заданий (штопка, чистка посуды и т.д.).
В кабинете можно установить поочередное дежурство по бригадам. Дежурная бригада выполняет различные работы, связанные с подготовкой оборудования и материалов к занятию, и убирает кабинет после окончания занятий.
Для активизации учащихся и учета их знаний, умений и навыков целесообразно организовывать соревнования бригад или индивидуальные соревнования. Итоги их учитель подводит в конце занятия.
Занятия по СБО тесно связаны с уроками родного языка, математики, географии, труда, естествознания.
СБО учащихся иметь свое логическое продолжение в системе внеклассной работы. Только комплексная совместная деятельность учителя и воспитателя позволит достичь желаемых результатов. Настоящая программа должна служить ориентиром для воспитателя при отборе материала, определении его тематики, объема и последовательности изучения. Воспитатель осуществляет закрепление полученных на занятиях знаний и умений в процессе практической работы, формирует на их основе прочные навыки. Например, при прохождении раздела «Жилище» учитель обучает детей правилам уборки квартиры, а воспитатель, организуя деятельность учащихся по самообслуживанию, повторяет с ними эти правила, следит за ходом уборки и т.п.
Связь учителя с воспитателем осуществляется также при совместном проведении отдельных экскурсий и некоторых итоговых практических занятий, которые можно объединять с внеклассными мероприятиями. Тесное взаимодействие учебной и внеклассной работы способствует совершенствованию знаний и навыков детей, успешному применению их в жизни.
Занятия по СБО проводятся в специальном кабинете, в котором отведены места для учащихся и для оборудования, обеспечивающего выполнение в полном объеме всех видов практических работ, предусмотренных программой.
Проводить занятия по СБО в V-IX классах целесообразно на сдвоенных уроках.
Учащиеся ведут тетрадь для кратких записей основных сведений и зарисовок. Это могут быть какие-либо правила, рецепты, полезные советы и т.п., изложенные доступным языком четко и лаконично.
Домашние задания, как правило, не задаются. В отдельных случаях ученикам можно поручить собрать те или иные сведения во время экскурсий с воспитателем или дома (например, место работы родителей, их должность и т.д.).
7А КЛАСС
(68 ч в год, 2 ч в неделю)
Введение (6 ч)
      Понятие о доме, семье, семейных обязанностях (на примере русских народных сказок, пословиц, поговорок, загадок).      Семейные традиции (с использованием предметов народного творчества, иллюстраций русских художников).      Посещение музея этнографии, картинной галереи с целью знакомства по сюжетам картин с убранством и бытом русского дома жителей России.      Предмет «Домоводство», его связь с другими предметами школьной программы. Значение домоводства для правильной организации жизни родственных и близких людей. Семья, члены семьи. Ролевые обязанности в семье (дедушка, бабушка, отец, мать, дети).      Уклад семьи в прошлом (в деревне, в городе).      Современная семья, влияние технического прогресса на изменение функциональных обязанностей старших членов семьи.
Жилище (4 ч)
      Городское и сельское жилище: типы городских и сельских домов.      Размещение семьи в типовых городских квартирах, в отдельном доме.      Коммунальные удобства, их назначение: водоснабжение, электроснабжение, газообеспечение, канализация, мусоропровод, радиотрансляция, телефонизация, сигнализация, лифт, домофон.      Правила пользования лифтом.      Правила пользования почтовым ящиком, домофоном, кодовым замком.      Правила гигиены на лестницах, лестничных площадках.      Правила пользования мусоропроводом. Пожар в доме (причины, источники).      Правила пожарной безопасности.      ПОНЯТИЯ: жилье, квартира, дом (городской, сельский, дачный).      СЛОВАРЬ: передняя (сени), гостиная (горница), спальня, кухня, санузел, ванная, туалет, балкон, лоджия, подсобное помещение.Итоговые занятия (2 ч)
      Игры: «Строим дом», «Наши соседи», театр кукол «Лиса и заяц» и др.      Оформление тетрадей по домоводству.      Оформление материалов наблюдений, экскурсий (устные и письменные рассказы).      Сказки, пословицы, поговорки, загадки о семейном укладе. Ролевые игры на основе русских народных сказок, песен, загадок, поговорок. Словарная работа.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
      Учащиеся должны иметь представление:      • о составе семьи;      • о семейных традициях людей;      • о распределении хозяйственно-бытовых обязанностей между членами семьи.      1-й уровень      Учащиеся должны знать:      • состав своей семьи, имена, отчества, фамилии родителей, близких родственников;      • места работы родителей;      • домашний адрес, основные названия помещений в жилом доме, в городской квартире;      • назначение коммунальных удобств;      • правила общежития.      Учащиеся должны уметь:      • пользоваться мусоропроводом, лифтом, почтовым ящиком;      • вызывать службу помощи при пожаре.      2-й уровень      Учащиеся должны знать:      • состав своей семьи, имена, отчества, фамилии родителей;      • места работы родителей;      • домашний адрес;      • правила общежития.      Учащиеся должны уметь:      • пользоваться мусоропроводом, лифтом, почтовым ящиком;      • вызывать службы помощи при пожаре и несчастных случаях.
Уход за жилищем (6 ч)
      Рассказ-описание «Наша квартира».      Назначение жилых комнат. Убранство гостиной, спальни, других жилых помещений (правила планирования, размещения вещей, мебели и др.).      Чем убирают квартиру: инвентарь, содержание, хранение. Моющие средства, их виды. Техника безопасного использования моющих и чистящих средств. Простые правила оказания помощи при ожоге, отравлении химическими препаратами (веществами).      Правила повседневной уборки. Уход за стенами, полом, потолком. Практические работы по уходу за жилищем (классом, игровой, спальней и др.).
Помощники в доме (8 ч)
      Помощники в доме: газовая (электрическая) плита, пылесос, холодильник, утюг, кондиционер, электрочайник и др., их назначение в хозяйстве.Практические работы
      Усвоение правил работы с плитой, пылесосом, утюгом, электрочайником и другими техническими предметами быта.
Мебель (4 ч)
      Повторение: предметы мебели, назначение предметов мебели. Экскурсия в мебельный магазин. Виды мебели (кухонная, спальная, кабинетная и др.).      Правила ухода за мебелью. Виды и средства для ухода за мебелью.      Мягкая мебель. Ее назначение. Уход за мягкой мебелью.      Ковровые изделия. Практическая работа с использованием пылесоса, чистящих средств: чистка ковров, мягкой мебели.
Повторение (1 ч)
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
      Учащиеся должны иметь представление:      • о функциональном назначении передней, гостиной, спальни, о гигиенических требованиях к сохранности жилища.      1-й уровень      Учащиеся должны знать:      • правила и последовательность проведения сухой и влажной уборки;      • санитарно-гигиенические требования и правила безопасности при работе с бытовыми электроприборами;      • правила пользования пылесосом.      Учащиеся должны уметь:      • производить сухую и влажную уборку помещений;      • чистить ковры, мягкую мебель, книжные полки, батареи;      • ухаживать за полом в зависимости от видов покрытия, используя безопасные чистящие (моющие) средства.      2-й уровень      Учащиеся должны знать:      • правила и последовательность проведения сухой и влажной уборки.      Учащиеся должны уметь:      • производить сухую и влажную уборку помещений;      • чистить ковры, мягкую мебель, книжные полки, батареи.
Окна, стекла, зеркала в доме (4 ч)
      «Пусть зеркало расскажет...» История стекла и зеркала.      Глаза дома (квартиры). Правила ухода за зеркалами и стеклами.      Светильники в доме: люстры, настольные лампы, бра. Средства для чистки стекол, зеркал, зеркальных покрытий.
Практические работы
      Мытье стекол, зеркал, светильников; правила и приемы безопасности.      Применение народных средств для очистки стеклянных изделий: лук, соляной, уксусный растворы, мякиш хлеба и др.      Словарная работа по теме.
Насекомые и грызуны в доме — источники опасных заболеваний (4 ч)
      Мыши, крысы; внешний вид, образ жизни. Профилактика и борьба с грызунами в доме.      Тараканы, домашние муравьи. Профилактика, средства для избавления.      Кровососущие насекомые: клопы, вши, комары.      Кто съел шубу, шапки, свитера? (Моль.)      Химические средства борьбы с насекомыми и грызунами. Распознавание этих средств на этикетках упаковок.      Правила безопасного обращения с ядохимикатами, аэрозолями, препаратами профилактических средств. Предупреждение отравлений ядохимикатами. Медицинская помощь при отравлениях. Словарная работа по теме.
Животные в городской квартире (4 ч)
      Для чего человеку нужны животные в доме. Рассказы о собаке. Виды собак (сторожевые, декоративные, служебные). Здоровье собаки. Уход за собакой в доме.      История кошки. Виды кошек. Чем болеют кошки. Уход за кошкой в доме.      Декоративные птицы, их виды, содержание и уход. Аквариум, террариум.      Профилактика здоровья людей, содержащих домашних животных.
Домашние животные (4 ч)
      Как человек приручил диких животных. Домашние животные и птицы в деревне (лошадь, свинья, овца, корова, куры, гуси, утки и др.).      Образ жизни лошади и коровы, питание, уход (свиньи, овцы и др.).      Домашние птицы, кормление, уход.      Чем болеют животные. Кто лечит животных. Как предостеречься от отравлений и болезней при приеме молочных, мясных и других продуктов.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
      1-й уровень      Учащиеся должны знать:      • правила обращения со стеклянными и зеркальными предметами;      • различные химические препараты для чистки изделий из стекла;      • особенности бытовых насекомых, грызунов.      Учащиеся должны уметь:      • утеплять окна к зиме;      • пользоваться химическими препаратами для очистки изделий из стекла;      • применять безопасные способы профилактики и борьбы с насекомыми и грызунами;      • ухаживать за домашними животными с учетом санитарно-гигиенических требований.      2-й уровень      Учащиеся должны знать:      • безопасные правила обращения со стеклом;      • о вреде бытовых насекомых и грызунов, о безопасных способах борьбы с ними.      Учащиеся должны уметь:      • ухаживать за домашними животными с учетом санитарно-гигиенических требований;      • ухаживать за комнатными растениями.
Одежда (6 ч)
      Экскурсия в магазин одежды. Повторение знаний о видах одежды, их назначении. Профессии людей, создающих одежду.      Приобретение и хранение одежды (правила, способы).      Виды сезонной одежды: летняя, зимняя, демисезонная.      Одежда по назначению: деловая, праздничная, спортивная, домашняя, для сна, рабочая.      Уход за одеждой: стирка, чистка, починка (практические занятия).      Деловые игры: «Собираем чемоданы к морю»; «На зимние каникулы»; «Необходимые и важные вещи в гардеробе».
Обувь (4 ч)
      Экскурсия в обувной магазин. Виды обуви, их назначение.      Приобретение и хранение обуви (правила, способы).      Сезонная обувь: летняя, зимняя, демисезонная.       Обувь по назначению: спортивная, домашняя, выходная, рабочая.      Уход за обувью. Починка обуви (экскурсия в мастерскую).      Профессии людей, создающих обувь.
Белье (4 ч)
      Белье, его виды и назначение: постельное, кухонное, нательное. Ткани для белья. Гигиенические и эстетические требования к выбору белья.      Стирка белья: ручная, машинная.      Моющие средства для разных видов белья. Кипячение, правила безопасности. Правила сушения белья из льна, шерсти, шелка. Глажение, правила работы с утюгом, техника безопасности.      Правила хранения белья в шкафах, комодах, корзинах.      Ремонт белья.      Оформление материалов экскурсий.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
      Учащиеся должны иметь представление:      • о видах одежды, обуви;      • гигиенических правилах содержания одежды, белья, обуви.      1-й уровень      Учащиеся должны знать:      • правила ухода за одеждой, обувью, бельем;      • правила сушки одежды и обуви;      • правила хранения и чистки кожаной, валяной, текстильной и другой обуви.      Учащиеся должны уметь:      • подбирать одежду и обувь по сезону;      • чистить верхнее и легкое платье.      2-й уровень. См. требования 1-го уровня с учетом индивидуальных возможностей учащихся.
Требование к знаниям и умениям учащихся.
7 А КЛАСС
Личная гигиена.
Обучающиеся должны знать:
правила ухода за кожей лица;
-приемы нанесения косметических средств на лицо, шею.
Обучающиеся должны уметь:
-- правильно ухаживать за кожей лица, шеи, рук, ног.
-- использовать подручные средства дополнительно к кремам, лосьонам.
-- в меру пользоваться косметикой.
Одежда и обувь.
Обучающиеся должны знать:
— правила стирки к сушки одежды из шерстяных и синтетических тканей;
— правила и последовательность глажения изделий;
— виды предприятий по химической чистке одежды, их назначение;
— виды оказываемых ими услуг;
— правила подготовки вещей к сдаче в чистку.
Обучающиеся должны уметь:
— стирать и сушить изделия из шерстяных и синтетических тканей;
— гладить блузки, рубашки, платья.
Питание.
Обучающиеся должны знать:
виды теста;
способы приготовления изделий из теста;
способы заготовки продуктов впрок из овощей, фруктов, ягод, зелени.
Обучающиеся должны уметь:
приготовить пресное тесто и изделия из него - лапшу, печенье;
нашинковать морковь, петрушку, сельдерей, укроп;
заготовит ягоды без тепловой обработки;
записать рецепт соления, варенья, консервирования.
Семья.
Обучающиеся должны знать:
правила ухода за грудным ребенком: правила и периодичность кормления ребенка из соски и с ложечки, купания;
правила и последовательность одевания и пеленания грудного ребенка;
санитарно-гигиенические требования к содержанию детской постели, посуды, игрушек.
Обучающиеся должны уметь:
-- купать, одевать, пеленать куклу;
-- кормить куклу из соски и с ложечки;
-- содержать в порядке детскую постель, посуду, игрушки.
Культура поведения.
Обучающиеся должны знать:
-- правила поведения юноши и девушки при знакомстве в общественных местах и дома, требования к внешнему виду молодых людей.
Обучающиеся должны уметь:
культурно и вежливо вести себя при знакомстве в кино, на танцах и т.д.), дома;
выбирать косметические средства, украшения, прическу, одежду, учитывая свой возраст, индивидуальные особенности, для турпохода и посещения танцев.
Жилище.
Обучающиеся должны знать:
правила и периодичность уборки кухни, санузла, ванны;
моющие средства, используемые при уборке кухни, санузла;
- санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при уборке кухни и санузла.
Обучающиеся должны уметь:
мыть кафельные стены, чистить раковины;
пользоваться печатными инструкциями к моющим средствам, используемымпри уборке кухни санузла, ванны.
Транспорт.
Обучающиеся должны знать:
- основные автобусные маршруты;
- основные маршруты водного транспорта;
- правила безопасной поездки на речном и морском виде транспорта
Обучающиеся должны уметь:
пользоваться расписанием;
определять стоимость проезда;
покупать билет;
обращаться за справкой;
выполнять правила безопасности при поездке на речном, морском, автобусном видах транспорта;
Торговля.
Обучающиеся должны знать:
рынок, его виды;
основные отличия его от магазина;
правила поведения на рынке;
- права покупателя на рынке;
—цены на основные овощи: картофель, капусту, морковь и др., а также ифрукты, ягоды и промышленные товары
Обучающиеся должны уметь:
-- выбрать месторасположения нужных товаров;
выбрать продукцию в соответствии с её качеством (внешний вид, вкус и др,),-- количества, цены.
Средства связи.
Обучающиеся должны знать:
виды телефонной связи;
правила пользования ими, телефонным справочником;
-- номера срочных вызовов пожарной службы, милиции, скорой помощи, службы газа;
периодичность оплаты телефона;
виды междугородней связи, правила пользования автоматической телефонной связью;
тарифы на телефонные разговоры с учетом времени суток, праздничных дней и дальности расстояния;-оплата за телефон;
-порядок заказа междугороднего разговора по адресу;
-правила культурного краткого разговора.
Обучающиеся должны уметь:
-- кратко объяснить причину звонка по телефону срочного вызова;
узнать время;
получить по телефону справку;
культурно разговаривать по телефону.
Медицинская помощь.
Обучающиеся должны знать:
меры по предупреждению несчастных случаев в быту;
правила и приемы оказания первой помощи при несчастных случаях: выведение из состояния теплового и солнечного удара, обработки поврежденного участка кожи при ожоге, при обморожении разных степеней, промывание желудка при отравлении;
приемы оказания помощи спасенному из водоема.
Обучающиеся должны уметь:
оказать первую помощь при ожоге, обморожении;
оказать первую помощь утопающему.
Учреждения, организации, предприятия.
Обучающиеся должны знать:
куда и к кому обращаться в случае необходимой помощи;
адрес местной префектуры;
отделы по учету распределения жилой площади, соцобеспечения, народного образования, комиссий по делам несовершеннолетних, по трудоустройству молодежи.
Обучающиеся должны уметь:
обращаться с вопросами и просьбами к работникам префектуры и других учреждений.
Экономика домашнего хозяйства.
Обучающиеся должны знать:
составные части бюджета семьи и их размер;
основные статьи расходов в семье: размер квартплаты, тарифы, порядок и периодичность оплаты электроэнергии, газа, телефона и др.;
стоимость крупных покупок (одежды, обуви, мебели и др.);
правила экономии (учет реальных возможностей, контроль расходов, аккуратность в обращении с вещами, экономия электроэнергии, виды преобразования вещей (перелицовка, реставрация, покраска и др.);
виды и цели сбережений: Обучающиеся должны уметь:
подсчитать бюджет семьи;
составить доверенность на получение зарплаты, пенсии и др.;
подсчитать расходы, планируя расходы на месяц, полмесяца, неделю, день;
снимать показатели счетчика и подсчитывать стоимость израсходованнойэлектроэнергии, газа, воды и т.п., заполнять квитанции;
планировать и подсчитывать расходы на культурные и текущие потребности, крупные покупки;
соблюдать правила экономии в семье, и порядок помещения сбережений в Сбербанк.
Календарно-тематическое планирование
СБО 7 класс 1 четверть
№ Тема Кол-во часов Дата
1. Особенности личной гигиены подростка. Особенности ухода за кожей лица, волосами. 2 03.09
2. Пользование шампунем в соответствии с типами волос: сухие, жирные, нормальные. Средства борьбы с перхотью и выпадением волос. 2 10.09
3. Одежда и обувь. Значение продления срока служения одежды. Виды штопки, наложения заплат. 2 17.09
4. Использование бытовой техники при стирке из х/б тканей. Стирка изделий из шёлка вручную. 2 24.09
5. Правила и приёмы глажения брюк, белья, спортивной одежды. 2 01.10
6. Прачечная. Виды услуг. Правила пользования прачечной. Экскурсия. 2 08.10
7. Виды питание. Значение первых, вторых блюд и их приготовление из овощей, рыбных и мясных продуктов. 2 15.10
8. Использование электробытовых и механических приборов. Экономия сил, времени при приготовлении пищи. 2 22.10
9. Составление меню завтрака, обеда, ужина. Составление меню на день, неделю. 2 29.10
2 четверть
№ Тема Кол-во часов Дата
1. Семья. Помощь родителям. Соблюдение чистоты и порядка дома, в школе. 2ч 12.11
2. Правила ухода за младшими детьми: разучивание с ними тихих и подвижных игр, умение рассказать сказку, спеть песенку. 2ч 19.11
3. Культура поведения. Правила приёма и приглашения в гости и форма отказа. 2ч 26.11
4. Подготовка к поездке в гости: внешний вид (одежда, обувь, украшения, причёска), подарки. 2ч 03.12
5. Жилище. Регулярная и сезонная уборка жилого помещения. Подготовка квартиры и дома к зиме, лету. 2ч 10.12
6. Уход за полом в зависимости от покрытия: лак, мастика, масляная краска, линолеум, ковровое покрытие. Средства ухода за ними. 2ч 17.12
7. Сухая и влажная уборка. Пользование пылесосом и уход за ним. Мытьё полов. 2ч 24.12
\s
4 четверть 7 А класс
№ Тема урока Кол-во часов Дата
1. Медицинская помощь. Виды доврачебной помощи. Обработка ран при микротравмах. 2 30.03
2. Лекарственные растения. Использование растений в домашней аптечке при оказании первой помощи. 2 06.04
3. Первая мед. Помощь при травмах, наложение повязки на раны. 2 13.04
4. Оказание первой помощи при ушибах, растяжениях, вывихах 2 20.04
5. Меры предупреждения переломов. Правила использования повязки. Обработка ран. Использование лекарственных растений. 2 27.04
6. Экскурсия в травмпункт. Наблюдение за накладыванием гипса при переломе. 2 04.05
7. Измерение температуры, обработка ран при микротравмах. 2 18.04
8. Повторение изученных тем. Основы безопасности при пожаре, утечке газа, затоплении жилища. 2 25.04

При составлении рабочей программы использована литература

- Маллер, А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии, практическое пособие М.:, АРКТИ, 2000.
- Зырянова В.А., Хаминова И.А. Подготовка младшего обслуживающего персонала. Для специальных/коррекционных/ образовательных учреждений 8 вида, Самара, 2011.
- Основы безопасности жизнедеятельности для 1-4 кл., ГОМЦ «Школьная книга» под редакцией Сюнькова, 2001
- Воронкова В.В., Казакова С.А. Социально –бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе 8 вида: пособие для учителя. - М., Владос, 2006
- Гладкая В. В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Издание 2-е. Методическое пособие,- М.: Издательство НЦ «ЭНАС», 2006
- Девяткова Т.А. «Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: пособие для учителя» - М.: Гуманитарный. изд. центр ВЛАПОЛОЖЕНИЕ
- Бгажнокова И.М. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида, изд. Просвещение, 2003
- Выготский Л.С. Собрание сочинений, М., 1982
- Программно-методическое обеспечение для 5-10 классов Пособие для учителя под редакцией Щербаковой А.М., М., 2010
- Речицкая Е.Г., А.Л. Филоненко-Алексеева Учебник для подготовки первого класса «окружающий мир», Владос, М., 2005
- Матвеева Н.Б., Котина М.С. Живой мир, Просвещение, 2011