Адаптированная рабочая программа по СБО, ОБЖ для 5 К класса
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «Школа № 281»
(ГБОУ Школа № 281)
////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
ул. Радужная, д.7, г. Москва, 129344
тел./факс: 8(495) 471-28-55; 8(495) 471-54-43
E-mail: 281@edu.mos.ru http://sch281sv-new.mskobr.ru/
ОКПО – 30177061, ОГРН – 1117746676860, ИНН/КПП 7716696769/771601001
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по СБО, ОБЖ
5-к класс
2015 – 2016 учебный год
Учитель СБО, ОБЖ
ЩербаковаТ.Н. Москва2015г.
Календарно-тематическое планирование
СБО 5 К класс 1 четверть
№ Тема Кол-во часов Дата
1. Вводное занятие. Беседы о содержании и значении предмета СБО. Знакомство с кабинетом. Правила поведения в нём. Правила т.б. и санитарно- гигиенические требования на занятиях. 1 01.09
2. Личная гигиена. Значение личной гигиены для здоровья человека. 1 08.09
3. Правила и приёмы выполнения утреннего и вечернего туалета. Уход за волосами. Здоровье и красота причёски. 1 15.09
4. Содержание в чистоте и порядке личных вещей. 1 22.09
5. Пагубное влияние курения, алкоголя на здоровье и развитие детского организма. 1 29.09
6. Одежда и обувь. Значение одежды, головных уборов и обуви на сохранение здоровья человека. 1 06.09
7. Виды и назначение материалов. 1 13.09
8. Правила ухода за кожей , шерстяными изделиями. 1 20.09
2 четверть
№ Темы Кол-во часов Дата
1. Питание. Значение питания в жизни и деятельности людей. 1ч 10.11
2. Разнообразие продуктов, составляющих рацион питания. Эволюция потребления продуктов. 1ч 17.11
3. Влияние правильного режима и рационального питания на здоровье людей. 1ч 24.11
4. Место приготовления пищи и его оборудование. 1ч 01.12
5. Приготовление пищи, не требующей тепловой обработки ( бутерброды, салаты). 1ч 08.12
6. Практическая работа : приготовление салата. 1ч 15.12
7. Сервирование стола, влияние на аппетит. 1ч 22.12
3 четверть
5 «К» класс
№ Название темы Количество
часов Дата
1. Семья. Родственные отношения в семье. Состав семьи учащихся. 1 12.01
2. Взаимоотношения между членами семьи. 1 19.01
3. Культура поведения. Значение осанки при ходьбе, в положении сидя и стоя для общего здоровья. Формы исправления осанки. 1 26.01
4. Форма обращения со старшими и сверстниками при встрече и расставании. Приёмы обращения с просьбой, вопросом. 02.01
5. Правила поведения за столом. 1 09.02
6. Жилище. Виды жилых помещений в городе, селе. Жилой дом. 16.02
7. Варианты квартир и подсобных помещений: жильё по конструкции, по назначению. 1 01.03
8. Виды жилья. Виды отопления в городе и в селе. 1 15.03
9. Подготовка жилья к зимнему сезону. 1 22.03
4 четверть
5 «К» класс
№ Тема урока Количество
часов Дата
1. Транспорт. Виды транспортных средств. Проезд в школу (маршрут, вид транспорта) 1 05.04
2. Поведение в транспорте и на улице. Правила дорожного движения. Знаки дорожного движения. 1 12.04
3. Сюжетно-ролевая игра «Поездка в транспорте» 1 19.04
4. Торговля. Виды торговых предприятий. Их значение для обеспечения жизни и деятельности человека, животных. 1 03.05
5. Продовольственные магазины и их отделы. Специализированные продовольственные магазины. 1 10.05
6. Виды товаров: фасованные, в развес, в розлив. Стоимость, сроки годности, хранение (условия). 1 17.05
7. Порядок приобретения товаров в продовольственных магазинах (с помощью продавца или самообслуживания) 1 24.05
5 КЛАСС
(67 ч в год, 2 ч в неделю)
Введение (6 ч)
Понятие о доме, семье, семейных обязанностях (на примере русских народных сказок, пословиц, поговорок, загадок). Семейные традиции (с использованием предметов народного творчества, иллюстраций русских художников). Посещение музея этнографии, картинной галереи с целью знакомства по сюжетам картин с убранством и бытом русского дома жителей России. Предмет «Домоводство», его связь с другими предметами школьной программы. Значение домоводства для правильной организации жизни родственных и близких людей. Семья, члены семьи. Ролевые обязанности в семье (дедушка, бабушка, отец, мать, дети). Уклад семьи в прошлом (в деревне, в городе). Современная семья, влияние технического прогресса на изменение функциональных обязанностей старших членов семьи.
Жилище (4 ч)
Городское и сельское жилище: типы городских и сельских домов. Размещение семьи в типовых городских квартирах, в отдельном доме. Коммунальные удобства, их назначение: водоснабжение, электроснабжение, газообеспечение, канализация, мусоропровод, радиотрансляция, телефонизация, сигнализация, лифт, домофон. Правила пользования лифтом. Правила пользования почтовым ящиком, домофоном, кодовым замком. Правила гигиены на лестницах, лестничных площадках. Правила пользования мусоропроводом. Пожар в доме (причины, источники). Правила пожарной безопасности. ПОНЯТИЯ: жилье, квартира, дом (городской, сельский, дачный). СЛОВАРЬ: передняя (сени), гостиная (горница), спальня, кухня, санузел, ванная, туалет, балкон, лоджия, подсобное помещение.Итоговые занятия (2 ч)
Игры: «Строим дом», «Наши соседи», театр кукол «Лиса и заяц» и др. Оформление тетрадей по домоводству. Оформление материалов наблюдений, экскурсий (устные и письменные рассказы). Сказки, пословицы, поговорки, загадки о семейном укладе. Ролевые игры на основе русских народных сказок, песен, загадок, поговорок. Словарная работа.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны иметь представление: • о составе семьи; • о семейных традициях людей; • о распределении хозяйственно-бытовых обязанностей между членами семьи. 1-й уровень Учащиеся должны знать: • состав своей семьи, имена, отчества, фамилии родителей, близких родственников; • места работы родителей; • домашний адрес, основные названия помещений в жилом доме, в городской квартире; • назначение коммунальных удобств; • правила общежития. Учащиеся должны уметь: • пользоваться мусоропроводом, лифтом, почтовым ящиком; • вызывать службу помощи при пожаре. 2-й уровень Учащиеся должны знать: • состав своей семьи, имена, отчества, фамилии родителей; • места работы родителей; • домашний адрес; • правила общежития. Учащиеся должны уметь: • пользоваться мусоропроводом, лифтом, почтовым ящиком; • вызывать службы помощи при пожаре и несчастных случаях.
Уход за жилищем (6 ч)
Рассказ-описание «Наша квартира». Назначение жилых комнат. Убранство гостиной, спальни, других жилых помещений (правила планирования, размещения вещей, мебели и др.). Чем убирают квартиру: инвентарь, содержание, хранение. Моющие средства, их виды. Техника безопасного использования моющих и чистящих средств. Простые правила оказания помощи при ожоге, отравлении химическими препаратами (веществами). Правила повседневной уборки. Уход за стенами, полом, потолком. Практические работы по уходу за жилищем (классом, игровой, спальней и др.).
Помощники в доме (8 ч)
Помощники в доме: газовая (электрическая) плита, пылесос, холодильник, утюг, кондиционер, электрочайник и др., их назначение в хозяйстве.Практические работы
Усвоение правил работы с плитой, пылесосом, утюгом, электрочайником и другими техническими предметами быта.
Мебель (4 ч)
Повторение: предметы мебели, назначение предметов мебели. Экскурсия в мебельный магазин. Виды мебели (кухонная, спальная, кабинетная и др.). Правила ухода за мебелью. Виды и средства для ухода за мебелью. Мягкая мебель. Ее назначение. Уход за мягкой мебелью. Ковровые изделия. Практическая работа с использованием пылесоса, чистящих средств: чистка ковров, мягкой мебели.
Повторение (1 ч)
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны иметь представление: • о функциональном назначении передней, гостиной, спальни, о гигиенических требованиях к сохранности жилища. 1-й уровень Учащиеся должны знать: • правила и последовательность проведения сухой и влажной уборки; • санитарно-гигиенические требования и правила безопасности при работе с бытовыми электроприборами; • правила пользования пылесосом. Учащиеся должны уметь: • производить сухую и влажную уборку помещений; • чистить ковры, мягкую мебель, книжные полки, батареи; • ухаживать за полом в зависимости от видов покрытия, используя безопасные чистящие (моющие) средства. 2-й уровень Учащиеся должны знать: • правила и последовательность проведения сухой и влажной уборки. Учащиеся должны уметь: • производить сухую и влажную уборку помещений; • чистить ковры, мягкую мебель, книжные полки, батареи.
Окна, стекла, зеркала в доме (4 ч)
«Пусть зеркало расскажет...» История стекла и зеркала. Глаза дома (квартиры). Правила ухода за зеркалами и стеклами. Светильники в доме: люстры, настольные лампы, бра. Средства для чистки стекол, зеркал, зеркальных покрытий.
Практические работы
Мытье стекол, зеркал, светильников; правила и приемы безопасности. Применение народных средств для очистки стеклянных изделий: лук, соляной, уксусный растворы, мякиш хлеба и др. Словарная работа по теме.
Насекомые и грызуны в доме — источники опасных заболеваний (4 ч)
Мыши, крысы; внешний вид, образ жизни. Профилактика и борьба с грызунами в доме. Тараканы, домашние муравьи. Профилактика, средства для избавления. Кровососущие насекомые: клопы, вши, комары. Кто съел шубу, шапки, свитера? (Моль.) Химические средства борьбы с насекомыми и грызунами. Распознавание этих средств на этикетках упаковок. Правила безопасного обращения с ядохимикатами, аэрозолями, препаратами профилактических средств. Предупреждение отравлений ядохимикатами. Медицинская помощь при отравлениях. Словарная работа по теме.
Животные в городской квартире (4 ч)
Для чего человеку нужны животные в доме. Рассказы о собаке. Виды собак (сторожевые, декоративные, служебные). Здоровье собаки. Уход за собакой в доме. История кошки. Виды кошек. Чем болеют кошки. Уход за кошкой в доме. Декоративные птицы, их виды, содержание и уход. Аквариум, террариум. Профилактика здоровья людей, содержащих домашних животных.
Домашние животные (4 ч)
Как человек приручил диких животных. Домашние животные и птицы в деревне (лошадь, свинья, овца, корова, куры, гуси, утки и др.). Образ жизни лошади и коровы, питание, уход (свиньи, овцы и др.). Домашние птицы, кормление, уход. Чем болеют животные. Кто лечит животных. Как предостеречься от отравлений и болезней при приеме молочных, мясных и других продуктов.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
1-й уровень Учащиеся должны знать: • правила обращения со стеклянными и зеркальными предметами; • различные химические препараты для чистки изделий из стекла; • особенности бытовых насекомых, грызунов. Учащиеся должны уметь: • утеплять окна к зиме; • пользоваться химическими препаратами для очистки изделий из стекла; • применять безопасные способы профилактики и борьбы с насекомыми и грызунами; • ухаживать за домашними животными с учетом санитарно-гигиенических требований. 2-й уровень Учащиеся должны знать: • безопасные правила обращения со стеклом; • о вреде бытовых насекомых и грызунов, о безопасных способах борьбы с ними. Учащиеся должны уметь: • ухаживать за домашними животными с учетом санитарно-гигиенических требований; • ухаживать за комнатными растениями.
Одежда (6 ч)
Экскурсия в магазин одежды. Повторение знаний о видах одежды, их назначении. Профессии людей, создающих одежду. Приобретение и хранение одежды (правила, способы). Виды сезонной одежды: летняя, зимняя, демисезонная. Одежда по назначению: деловая, праздничная, спортивная, домашняя, для сна, рабочая. Уход за одеждой: стирка, чистка, починка (практические занятия). Деловые игры: «Собираем чемоданы к морю»; «На зимние каникулы»; «Необходимые и важные вещи в гардеробе».
Обувь (4 ч)
Экскурсия в обувной магазин. Виды обуви, их назначение. Приобретение и хранение обуви (правила, способы). Сезонная обувь: летняя, зимняя, демисезонная. Обувь по назначению: спортивная, домашняя, выходная, рабочая. Уход за обувью. Починка обуви (экскурсия в мастерскую). Профессии людей, создающих обувь.
Белье (4 ч)
Белье, его виды и назначение: постельное, кухонное, нательное. Ткани для белья. Гигиенические и эстетические требования к выбору белья. Стирка белья: ручная, машинная. Моющие средства для разных видов белья. Кипячение, правила безопасности. Правила сушения белья из льна, шерсти, шелка. Глажение, правила работы с утюгом, техника безопасности. Правила хранения белья в шкафах, комодах, корзинах. Ремонт белья. Оформление материалов экскурсий.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны иметь представление: • о видах одежды, обуви; • гигиенических правилах содержания одежды, белья, обуви. 1-й уровень Учащиеся должны знать: • правила ухода за одеждой, обувью, бельем; • правила сушки одежды и обуви; • правила хранения и чистки кожаной, валяной, текстильной и другой обуви. Учащиеся должны уметь: • подбирать одежду и обувь по сезону; • чистить верхнее и легкое