Методическая разработка урока по немецкому языку по теме: «Города Германии. Берлин история, современность, достопримечательности»
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Осташковский колледж"
ГБПОУ "Осташковский колледж"
Методическая разработка
открытого урока
по немецкому языку
по теме: «Города Германии. Берлин история, современность, достопримечательности»
Автор – составитель:
преподаватель немецкого языка
Репин А. А.
Осташков
2017Аннотация
Открытый урок по теме: «Города Германии. Берлин история, современность, достопримечательности» представляет собой комбинированный урок иностранного языка с применением современных педагогических технологий: мультимедиа, аудио, видео - трансляции, что способствует индивидуализации обучения, развивает мотив речевой деятельности, оказывает эмоциональное воздействие на студентов, и, тем самым, повышает эффективность обучения иностранному языку.
Данный урок входит в обучающую программу в разделе «Развивающий курс». Предназначен для студентов 1 курса, обучающихся по стандартам III поколения. Подготовлен с учетом современных образовательных технологий. Развивает необходимые языковые навыки и речевые умения, предусмотренные программой; умения рационального подхода к работе с языковым материалом; отрабатывает умения применять стратегии выполнения заданий. Формирует алгоритм эффективной коммуникации на немецком языке.
В целях лучшего управления учебной деятельностью, побуждения к целенаправленной активной деятельности студентов заранее было дано домашнее задание - подготовка презентации по теме. Это позволило обеспечить состояние заинтересованности, увлечённости, а также стимулировать интеллектуальность, активность студентов. Формированию интеллектуальных качеств личности студента помогает необычность, нестандартность формы изложения материала.
Данная методическая разработка может быть использована в качестве образца при планировании урока иностранного языка с применением инновационных технологий.
Открытый урок по теме: «Города Германии. Берлин история, современность, достопримечательности»
Учебная дисциплина: Немецкий язык (базовый уровень)
Специальность: 15.02.08 Технология машиностроения
Курс 1
Группа 11
Тема занятия: «Города Германии. Берлин история, современность, достопримечательности»
Преподаватель: Репин Андрей Александрович
Вид занятия: обучение чтению, письму и аудирование
Форма проведения занятия: урок с использованием информационно-коммуникационных технологий
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.
Цель урока: формировать коммуникативные умения в разных видах речевой деятельности: аудировании, чтении, письме.
Задачи урока:
Практические задачи:
развивать навыки монологической речи по теме «Deutschland, Berlin».
активизировать лексические единицы по теме «Deutschland, Berlin».
совершенствовать навыки поискового чтения и извлечения из прочитанного необходимой информации;
научить обучающихся монологическому высказыванию повествовательного типа;
обобщить и закрепить грамматическую тему «Прошедшее разговорное время» - Perfekt
Образовательные задачи:
формировать лингвострановедческую компетенцию;
расширять кругозора;
совершенствовать навыки использования образовательных возможностей сети Интернет;
формировать умения анализировать и обобщать учебный материал.
Развивающие задачи:
развивать инициативу учащихся, мышление;
формировать навыки и умения межличностного общения.
Воспитательные задачи:
способствовать воспитанию чувства коллективизма и взаимопомощи.
Оснащение урока: компьютер, проектор, карта Германии с очертаниями федеральных земель и названиями городов Германии, опорные слова, опорные вопросы, творческие проектные работы учащихся на немецком языке (презентации).
Общие компетенции, развиваемые на уроке:
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Уровни деятельности Этапы урока Развиваемые компетенции
Эмоционально-психологический 1.Проверка уровня овладения навыками применения лексических единиц и речевых оборотов по теме
2.Отработка навыков применения системы «Обучение в сотрудничестве» (работа в малых группах по подготовке сообщений по теме) ОК 3, ОК 7,ОК 4
Регулятивный 1.Проверка уровня овладения навыками применения лексических единиц и речевых оборотов по теме
2.Проверка навыков и умений понимания немецкой речи на слух (аудирование) по теме.
3.Выявление уровня сформированности умений аудирования иноязычного текста ОК 4, ОК 5, ОК 6
Социальный Отработка навыков применения системы «Обучение в сотрудничестве» (работа в малых группах по подготовке сообщений по теме) ОК 4, ОК 5, ОК 6
Аналитический 1.Проверка уровня овладения навыками применения лексических единиц и речевых оборотов по теме
2.Проверка навыков и умений понимания немецкой речи на слух (аудирование) по теме. Выявление уровня сформированности умений аудирования иноязычного текста
3.Совершенствование навыков поискового чтения и извлечения из прочитанного необходимой информации ОК 3
Творческий 1.Отработка навыков применения системы «Обучение в сотрудничестве» (работа в малых группах по подготовке сообщений по теме)
2.Использование информационно-компьютерных технологий для продуктивной демонстрации практического применения знаний (презентации) ОК 8
Самосовершенствования 1.Отработка навыков применения системы «Обучение в сотрудничестве» (работа в малых группах по подготовке сообщений по теме)
2.Проверка уровня овладения навыками применения лексических единиц и речевых оборотов по теме
3.Использование информационно-компьютерных технологий для продуктивной демонстрации практического применения знаний (презентации)
ОК 7, ОК 8, ОК 9
План проведения урока
1). Речевые упражнения. Немецкие поговорки и пословицы, тренировка творческого восприятия текста, аудирование, тренировка произношения.
Guter Anfang ist die halbe Arbeit-хорошее начало полдела откачало
Das sind die Weisen, die vom Irrtum zur Wahrheit reisen-тот мудр, кто от заблужденья к истине идет.
Man glaubt einem Auge mehr als zwei Ohren-лучше один раз своими глазами увидеть, чем сто раз услышать.
Немецкие скороговорки :1. Bienen summen, Hummeln brummen.2. Der Leutnant von Leuten befiehlt seinen Leuten nicht eher zu läuten, als der Leutnant von Leuten zu läuten befiehlt.3. Der Müller mahlt in der Mühle Korn zu Mehl, Korn zu Mehl mahlt der Müller in der Mühle.4. Der Potsdammer Postkutscher putzt den Potsdammer Postkutschkasten.5. Die Ladenmänner vom Schokoladenladen laden die Ladenmädchen zum Tanz ein.6. Eine lange Schlange ringelt sich um eine lange Stange.7. Esel essen Nesseln, Nesseln essen Esel nicht. 8. Fischers Fritz fischt frische Fische, frische Fische fischt Fischers Fritz. 9. Frag den Ober, ob er Obst gern ißt, Oder aber, ob er oft in der Oper sitzt, Ob er an Ostern nach Oslo reist, Ob er jemand kennt, der Ohrwaschel heißt.10. Hans hackt Holz hinterm Hirtenhaus.
2). Беседа учителя с группой по теме "Поездка в Германию" (приблизительные вопросы)
· Reisen Sie gern?
· Womit reisen sie gewohnlich?
· Wo waren Sie?
· Welche Stadte haben Sie besucht?
· Waren Sie in Deutschland?
· Mochten Sie nach Deutschland fahren? Wozu?
3). Проверка навыков и умений понимания немецкой речи на слух (аудирование) по теме. Выявление уровня сформированности умений аудирования иноязычного текста.
Задачи для студентов перед прослушиванием текста:
1.Прослушать текст об истории Берлина.
2.Определить основную идею текста.
3.Пересказать услышанное на родном языке своими словами или на немецком языке.
4.Ответить на вопросы по тексту.
5.Провести произвольную беседу с преподавателем об услышанном тексте.
Текст для аудирования
BERLIN — HAUPTSTADT DEUTSCHLANDS
Berlin, die Hauptstadt Deutschlands, umfasst ein Gebiet von 889 km2, das rund 3,4 Millionen Menschen bewohnen. Als Hauptstadt ist Berlin das politische, wirtschaftliche und kulturelle Zentrum des Landes. Sie ist Sitz der Volkskammer, des Staatsrates und des Ministerrates Deutschlands, der hochsten Fiihrungsgremien, der vielen Parteien und der assenorganisationen. Hier befinden sich die Akademie der Wissenschaften, die Akademie der Landwirtschaftswissenschaften, die Akademie der Kiinste, die Bauakademie, die Akademie fur Arztliche Fortbildung und die Akademie der Padagogischen Wissenschaften Deutschlands. In der Hauptstadt befinden sich neben der Humboldt-Universitat zahlreiche Hochschulen und wissenschaftliche Institute, darunter die Hochschule fiir Okonomie, die Hochschule fur Musik «Hans Eisler». die Hochschule fiir bildende und angewandte Kunst, sowie die Reihe der Fachschulen. Die Hauptstadt ist der größte industrielle Standort Deutschlands.
An dem Ufern der Spree um 1200 gegrundet, entickelten sich die Siedlungen Koln (1237 erstmalig erwahnt) und Berlin (1244) zu bedeutenden Handelsplatzen. Nach ihrer Vereinigung zu Stadt Berlin wurde diese Residenzstadt der Marktgrafen und Kurfursten von Brandenburg-Prussen. Ende des 16. Jahrhunderts zahlte Berlin-Koln etwa 14000 Einwohner. Erst im 18. Jahrhundert zeichnete sich vor allem durch das Wirken des Baumeisters G.W. Knobelsdotfeine grundlegende stadtebauliche Konzeption ab, die durch das «Berliner Forum» gekennzeichnet war. CharakteristiSch fur die Gestaltung des typischen Berliner Stadtbildes waren weiterhin die Bauwerke des Berliner Klassizismus».
1871 wurde Berlin zur Hauptstadt des deutschen Kaiserreiches. Vor dem Zweiten Weltkrieg war es Verkehrsknotenpunkt und Handelszentrum von Deutschland. Während des Krieges wurde Berlin sehr stark zerstört, dann aber schnell wiederaufgebaut. Von 1948 bis 1990 war Berlin in Ost und Westberlin geteilt. Jetzt ist Berlin wieder die Hauptstadt des vereinten Deutschlands. Es ist ein wichtiges politisches, industrielles, wissenschaftliches und kulturelles Zentrum. Alle wichtigen Industriezweige sind hier vertreten. Besonders entwickelt sind die Elektroindustrie, der Maschinenbau und die chemische Industrie. Das Wahrzeichen von Berlin ist das Brandenburger Tor. Es ist von herrlichen Seen und Wäldern umgeben. Das internationale Ansehen Berlins wächst mit jedem Jahr und sehr oft wird es zum Tagungsort wichtiger internationaler Treffen. Berlin - die Hauptstadt und auch der Regierungssitz Deutschlands ist ein wichtiger Mittelpunkt der Politik, Kultur, Medien und Wissenschaft in der Europäischen Union.
4). Отработка навыков применения системы «Обучение в сотрудничестве» (работа в малых группах по подготовке сообщений по теме). Сообщения студенты готовят заранее в качестве домашнего задания.
Использование информационно-компьютерных технологий для продуктивной демонстрации практического применения знаний (презентации).
5). Проверка уровня овладения навыками применения лексических единиц и речевых оборотов по теме.
Знакомство с достопримечательностями Берлина. Просмотр видео-экскурсии по Берлину.
Sehenswürdigkeiten Berlins
1. Brandenburger Tor (Бранденбургские ворота) befindet sich am Pariser Platz und wurde in den Jahren von 1788 bis 1791 erbaut.
2. Reichstagsgebäude (Здание Рейхстага) wurde 1884 – 1894 gebaut. Nach dem spektakulären Reichstagsbrand 1933 ist er heute wiederaufgebaut und Sitz des Deutschen Bundestages.
3.Unter den Linden mit der russischen Botschaft (Бульвар Унтер-ден-Линден с российским посольством) kann zur Museumsinsel und in den östlichen Teil zu dem Fernsehturm gelangt werden. Besonders interessant ist die Straße aufgrund dessen, dass bei Folgen des Straßenverlaufs an vielen Berliner Sehenswürdigkeiten vorbeigefahren wird.
4.Berliner Mauer (Остатки Берлинской стены) Symbol des Konflikts im Kalten Krieg zwischen den Westmächten unter Führung der Vereinigten Staaten und dem Ostblock unter Führung der Sowjetunion.
5.Sowjetisches Ehrenmal in Treptower Park (Монумент Воину-освободителю в Трептов-парке) wurde im Mai 1949 fertiggestellte Anlage im Auftrag der sowjetischen Truppen errichtet, um die im Zweiten Weltkrieg gefallenen Soldaten der Roten Armee zu ehren. Die zum Monument gehörende Statue ist mit Hügel und Sockel insgesamt 30 Meter hoch.
6.Neues Museum (Новый музей) - zweite Museum auf der Museumsinsel wurde als Erweiterungsbau für die im Alten Museum nicht unterzubringenden Sammlungen erforderlich.
7.Berliner Dom (Берлинский собор), Altes Museum (Старый музей) wurde von 1894 – 1905 errichtet und diente als Gotteshaus für den deutschen Kaiser und seine Familie.
8.Aquarium (Аквариум)
9.Marienkirche (Церковь Святой Марии) wurde 1270 gebaut und die zweitälteste Kirche der Stadt ist. Im Inneren der Kirche finden Sie das wohl älteste Fresko Deutschlands, den „Totentanz“, der im15. Jahrhundert entstand.
10.Fernsehturm (Телебашня) auf dem Alexanderplatz (Александрплац) mit der Spitze eine Höhe von 368 m. Bis zum Telecafe ist eine Höhe von 207 m. Außerdem zählt er mit seiner Höhe auch zu den vier höchsten Gebäuden in ganz Europa.
11.Rotes Rathaus (Красная ратуша) ist heute Sitz des Berliner Senats und des regierenden Bürgermeisters.
12.Museumsinsel (Mузейный остров) ist das nördliche Teil der Spreeinsel in der historischen Mitte von Berlin. Sie ist mit ihren Museen heute ein vielbesuchter touristischer Anlaufpunkt und einer der wichtigsten Museumskomplexe der Welt.
13.Checkpoint Charlie (Бывший КПП - чекпойнт Чарли) war nämlich der wohl populärste Grenzübergang zwischen Ost- und Westberlin zu DDR Zeiten.
6). Обобщение и закрепление грамматической темы «Прошедшее разговорное время» - Perfekt с использованием информации по теме урока.
Задание: Поставьте вспомогательные глаголы “haben” или “sein” в правильной форме (Perfekt):
1.Die Hauptstadt der Bundesrepublik Deutschland, Berlin .... an der Spree gelegen.
2.Dann ... es ein kleines Walddorf (Fischerdorf) gewesen.
3.Berlin ... im 13.ten Jahrhundert aus 2 kleinen Stadten entstanden.
4.Während des Krieges ... die ganze Stadt fast zerstort.
5.Berlin ... fast vier Millionen Einwohner gezählt.
6.Das ... eine der schönsten Städte Europas mit vielen Sehenswürdigkeiten gewesen.
7.Die breite grüne Straße "Unter den Linden" ... vom Brandenburger Tor bis zum Alexanderplatz geführt.
8.Sie ... mit 321 Linden gepflanzt.
9.Dieser Platz ... seinen Namen dem russischen Zaren Alexander dem Ersten zu Ehren bekommen.
10.Nicht weit davon ... sich das Rote Rathaus befunden.
11.Die Stadt ... 1237 gegründet.
12.Die Touristen ... das Reichstagsgebäude, die Humboldt-Universität, das Ehrenmal für die Sowjetsoldaten im Treptow-Park und Berliner Tierpark besichtigt.
7). Совершенствование навыков поискового чтения и извлечения из прочитанного и просмотренного видеоматериала необходимой информации,
Ответьте на вопросы по тексту «Berlin» и видеоматериалу "Sehenswürdigkeiten Berlins" устно:
1. Was ist Berlin fur Deutschland?2. Wie gross ist diese Stadt?3. Wie gross ist die Zahl der Einwohner Berlins?4. Was ist das Stadtwahrzeichnen Berlins?5. Aus welchen Siedlungen entstand Berlin?6. An welchem Fluss liegt Berlin?7. In welchem Jahrhundert entstand Berlin?8. Wann wurde Berlin zur Hauptstadt?9. Was geschah 1990?10. Was gliederte Berlin bis 1990in zwei Teile?11. Warum ist Berlin heute ein Magnet fur die Touristen?12. Welche Sehenswurdigkeiten gibt es in Berlin?
7). Совершенствование навыков поискового чтения и извлечения из прочитанного и просмотренного видеоматериала необходимой информации, тренировка навыков письма на немецком языке.
Задание конкурс по подгруппам. Угадайте по фотографиям достопримечательности Берлина. Подготовьте их краткое описание на немецком языке.