Урок по окружающему миру для 3 класса «Пернатые изобретатели»
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
ФИО Флимина Жанна Борисовна
Место работы МОУ «СОШ № 4 г.Ртищево Саратовской области»
Должность Учитель начальных классов
Предмет Окружающий мир
Класс 3
Тема «Пернатые изобретатели»
Базовый учебник Вахрущев А. А. Данилов Д. Д. «Окружающий мир»
3 класс («Обитатели Земли»).
Учебник в 2 частях. Часть 1.
Цель урока: знакомство с особенностями строения и образом жизни птиц
и их приспособлением к полёту.
Задачи:
- обучающие:
познакомить учащихся с новой группой животных – птицами.
выявить особенности строения, позволяющие этим животным освоить воздушную стихию.
познакомить учащихся с осёдлыми и перелётными птицами и причиной их миграции.
познакомить с размножением птиц. Обратить внимание учащихся на два типа развития птенцов, чтобы учащиеся могли отличать птенца от слетков, которые учатся летать и не нуждаются в помощи людей.
учить детей сравнивать новый вид животного с ранее изученным, находить черты сходства и различия, делать выводы
-развивающие:
расширять детский кругозор.
учить детей сравнивать новый вид животного с изученным раннее, находить черты сходства и различия, делать предположения и доказывать его.
стимулировать повышения познавательных интересов учащихся с помощью ярких наглядных изображений и удивительных фактов из жизни животных.
учить пользоваться дополнительной литературой, научным текстом, выбирать из него нужный материал.
учить самостоятельно оценивать свои знания и умения.
-воспитательные:
уметь объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.
учить работать в микрогруппах, развивать умение сотрудничать.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
самостоятельно сформулировать цель урока после предварительного обсуждения;
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Познавательные УУД:
добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативные УУД:
доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Тип урока. Урок «открытия» нового знания
Формы работы учащихся: фронтальная, работа в парах, работа в группах, индивидуальная.
Методы: проблемный, поисковый объяснительно-иллюстративные, практическая работа
Приёмы технологи: критического мышления на стадии вызова «Корзина идей», осмысление «Инсерт», «Верите ли вы, что…», рефлексии –«синквейн»
Оборудование: компьютер, памятки «Синквейн», таблица «Инсерт»,
раздаточный материал (перья), картинки.
Сценарий урока
Организационный момент-1 минута
Подготовка обучающихся к работе на уроке.
На парте- учебник, рабочая тетрадь, пенал, дневник.
Эмоциональный настрой на урок ( на доске – «красочное дерево»)
Обратите внимание на наше красочное дерево. Поднимите руку, кто выбрал зелёный цвет-ожидает успех, красный цвет-желают общаться, жёлтый-проявляют активность, синий-будут настойчивы. Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий
1.Целеполагание и мотивация (подготовка к основному этапу) - 2 минуты
- Сегодня на нашем уроке окружающим мире, мы будем не просто учениками, а исследователями. Я, ваш научный руководитель.
-Прочитайте слово «исследователи».
-Назовите корень в этом слове.
-Значит, что мы будем делать на уроке окружающего мира.
-Оставлять свой след в науке. ( 3 лаборатории)
-Вспомним какие правила нужны, чтобы исследование прошло удачно, интересно? (Мы, считаем … Всё делать дружно, во время обсуждения высказывать своё мнение и приходить к общему. Когда отвечают другие лаборатории, слушать ответ внимательно, помогать, исправлять ошибки и оценивать ответ одноклассников.)
2.Актуализация знаний обучающихся (постановка проблемы)-5 минут
-Мы продолжим разговор о живых участниках круговорота веществ.
-Какой первый шаг?(Повторение)
На доске ( картинка-корзина )
Приём «Корзина идей» -работа в группах (происходит обмен информацией в группах, при этом не повторяя ранее сказанного)
-Назовите группы животных, которые изучили? INCLUDEPICTURE "https://encrypted-tbn3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcTtNB9eCedee-yF91Db8ApufIgcgMAVYSKzOYtLMLma7M9NTgK2-g" \* MERGEFORMATINET
1) Животные, состоящие из одной клетки.(Простейшие)
2) Сухопутные членистоногие с шестью ногами и крыльями.(Насекомые)
3) Животные с восемью конечностями, плетут паутину. (Паукообразные)
4) Водные позвоночные животные с обтекаемой формой тела, покрыты чешуей. Дышат с помощью жабр. Передвигаются с помощью плавников. Откладывают икру. (Рыбы)
5) Животные, обитающие в воде и на суше. Покрыты голой кожей. Дышат легкими. Откладывают икру. (Земноводные)
6) Сухопутные позвоночные животные, покрытые чешуей. Дышат с помощью легких. Откладывают яйца. (Пресмыкающиеся)
Оцениваем работу лабораторий.
- А другие группы животных есть? (Мы, думаем,.. что не все группы животных изучили)
- Сегодня мы изучим группу животных, представителей которой надо разгадать:
На доске (иллюстрации)
а) Одежда белая, а ножки
Обуты в красные сапожки.
Из моды выйдут – вот беда,
Ему не снять их никогда.(Гусь)
б) И петь не поёт,
И летать не летает.
За что же тогда
Его птицей считают? (Страус)
в) Скажи ты мне, какой чудак
И днём и ночью носит фрак? (Пингвин)
- О ком мы будем говорить на уроке? (О птицах)
Работа в лабораториях ( в группах)
-Как, вы, думаете, что будет объектом нашего исследования?(Мы, считаем.. Приспособления птиц к своей среде обитания)
- Попробуйте дать определение: птиц-это…(Мы, считаем-это животные, которые умеют летать. У них есть клюв, крылья, перья)
-Кто продолжит определение? (дети не могут выполнить задание)
-Что возникло?
(Затруднение)
3.Выявление места и причины затруднения-2мин
-Почему вы, затруднились продолжить предложенный список? ( Не достаточно знаний. Мы, больше ничего не знаем о приспособлениях птиц)
-Какой следующий шаг? ( Найти причину затруднения)
4.Построение проекта выхода из затруднения-15мин
-Цель нашего исследования? (Выявить приспособления птиц, которые помогают им в окружающей среде)
-Предположите тему урока.
Откройте учебник стр.104 и сверим свои предположения.
- Как звучит тема урока в учебнике? (Пернатые изобретатели)
Слайд 2
Работа в лабораториях
- Что значит изобретать? (Мы, думаем ,изобретать, это….придумывать что-то новое, неизвестное ранее)
- Почему пернатые? (Мы, считаем, потому что…перья есть только у птиц.)
- Попробуйте дать определение: птицы – это… (Я, думаю, что… птицы – это пернатые животные, которые умеют летать)
- Только ли птицы умеют летать? Каких летающих животных вы знаете?(Очень многие насекомые, большинство птиц, летучие мыши)
Слайд 3
- Крылья имеют не только птицы, но именно птицы летают быстрее, выше, дальше, чем другие летающие животные! Пикирующий на добычу сокол – сапсан развивает скорость до 300 км/ч, а в горизонтальном полете – до 110 км/ч.
-Какой возникает вопрос? (Мы, думаем… какие приспособления нужны птицам для полёта)
- А к чему должны были приспособиться птицы? (Мы, считаем, что.. к воздушной среде)
-Каждая лаборатория постарается найти ответы на вопросы
Приём «Инсерт» (Памятка «V»-знал, «+»-новое, «-»-думал иначе, «?»-хочу спросить) Простым карандашом обозначают «условные знаки» в тексте.
- Опираясь на текст учебника страницах 104- 105 и наглядные пособия (скелет, кости птиц, перья), в группах составьте список приспособлений, которые помогают птицам летать. Выберите главное на ваш взгляд «изобретение».
Работа в лаборатория
Работа с текстом
Проверка выполнения
Приём «Инсерт» (Памятка «V»-знал, «+»-новое, «-»-думал иначе, «?»-хочу спросить) Простым карандашом обозначают «условные знаки» в тексте.
- Какие правила работы в группах вам помогут выполнить задание? Ответственный -хранитель времени. Говорить по очереди. Выслушать каждого)
- Составьте план выполнения задания. (Прочитать текст учебника, рассмотреть рисунки, изучить наглядные пособия.)
- Кто может читать текст в группе? (Тот, кто хорошо читает, или читаем по очереди)
- Время работы в группах 10 минут.
-Слушаем каждую лабораторию. ( Мы, сделали выводы: птицы лучшие летуны, потому что их тело и крылья имеют специальную форму, приспособленную для полёта. Мы, пришли к выводу: для улучшения полётных возможностей у птиц облегчённый скелет, но при этом достаточно крепкий и малоподвижный. Мы, сделали вывод: мышцы птицы также приспособлены к полёту и её образу жизни)
Оцениваем работу в лабораториях
-Какие были трудности? ( Строение пера)
Практическая работа в лабораториях
- Рассмотрим строения пера через увеличительное стекло.
1лаборатория
Мы, рассмотрели перо под лупой и увидели, что оно состоит из прочного ствола и опахала. Опахало состоит из бородок. Перо можно сравнить с хвоинками на ёлке.
2лаборатория
Если взять перо (показывают) и провести по нему вниз, перо станет растрёпанным, а если провести в обратную сторону, то перо стане опять гладким и ровным. Это происходит потому, что у пера есть крючки. Их можно сравнить с застёжками-липучками. Они соединяют перо.
3лаборатория
Покажите самые маленькие пёрышки. Они называют пуховые, они очень пушистые и помогают удерживать тёплый воздух вокруг тела. Найдите у себя на партах перья немного побольше. Эти перья покрывают всё тело птицы и называются покровные. Крупные перья- называются маховыми. А перья в хвосте-рулевыми.
Вывод:
Перья-это лучшее изобретение птиц, без которого они просто не смогли бы летать.
Физминутка-игра -1мин : присесть, если птица перелетная, а хлопнуть в ладоши, если – оседлая. Воробей, грач, скворец, поползень, кукушка, ворона, голубь, стриж, синица, свиристель, клест, дятел.
5. Реализация построенного прооекта-4мин
-Остановимся подробнее на главном «изобретении» птиц.
Работа в лабораториях. (Вопросы у каждой группы)
-Какая одежда лучше греет? Почему? (Мы, считаем,…что шерсть, мех и перья задерживают тёплый воздух около тела и не пропускают холодный воздух)
-Почему парашютист падает? ( Мы, считаем,.. действует притяжение Земли)
-Как парашютист замедляет его падение? (Мы, считаем, … что парашютист парит благодаря сопротивлению воздуха)
-Какой можно сделать общий вывод? ( Птицы-лучшие летуны в животном царстве, Для того чтобы хорошо летать они имеют облегчённое тело, полые кости, мощные полётные мышцы, лёгкий клюв и перья)
-Скажите, ребята ,что заставляет самолёты взмывать в небо? (Мощные двигатели)
- Мы, говори, что птицы летают с большой скоростью, но ведь у них нет таких мощных двигателей.
-Почему же тогда они могут летать?
-Что вы ещё узнали? (Мы, узнали, что для полёта нужна энергия, которую птицы получают, когда питаются, но энергии нужно очень много. Энергия запасается в жировых отложениях, а жир мало, что тоже способствует хорошим лётным качествам)
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи-2 минут
- Почему перья играют такую важную роль в жизни птиц? ( Мы, считаем, что…Перья позволяют опираться на воздух в полете, поддерживают высокую температуру тела даже в сильные морозы)
- Водные птицы, например гуси, смазывают свои перья жиром, поэтому вода не смачивает их, и птицы могут не только летать, но и плавать.
-Следующий шаг работы? (Проверим свои знания)
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону-3 мин
Работа в парах(проверка по эталону)
-Какой вопрос стоял перед нами в начале урока?
-Почему автор назвал птиц пернатыми изобретателями?
-Мы выяснили, что птицы-лучшие летуны, потому что имеют:
1) Обтекаемое тело
2)Лёгкие трубчатые кости
3)Негибкий позвоночник
4)Отсутствие зубов
5)Крылья(большие по размеру, чем туловище)
6)Перья
7)Запас энергии
Оцениваем работу.
-Выполните задание №1 на стр.50 в рабочей тетради.
- Слайд 4. Проверка по эталону.
Оцениваем работу.
8.Вклчение в систему знаний и повторение-6мин
Самостоятельная работа для каждого обучающегося в лаборатории.
Приём «Верите ли вы, что…? (У каждого на парте таблица. Ставите «+», если согласны и «-» не согласны.
1.Большинство пресмыкающихся не заботятся о потомстве, и потому выживает очень мало детенышей.
2. Многие птицы не только строят гнезда и насиживают яйца, но и долго опекают вылупившихся птенцов.
3.Многие виды птиц улетают на юг.
4.Оседлые птицы: воробей, поползень, дятел.
5. Перелетные птицы: кукушка, мухоловка, стриж улетают в теплые края, свиристель прилетает на зиму с севера)
Самопроверка по эталону. Оцениваем работу.
Фронтальная работа.
-Рассмотрим рисунки на стр.108-109 учебника.
-Определите по внешнему виду птиц их образ жизни.
-Назовите приспособления к условиям обитания. (Я, считаю, что.. древесных птиц острые когти, помогающие им лазать по деревьям. У наземных-длинные пальцы. У многих водных –лапы с перепонками, короткие ноги, приспособленные для плавания. У хищных-острый загнутый клюв и когти)
-Как вы думаете, с чем может быть связан отлёт птиц? (Я, считаю, что…с наступлением холодов пищи становиться все меньше и меньше)
Слайд 5
-Назовите других оседлых птиц, которые мы можем встретить в нашей местности. (Голубь, галка, ворона, синица, сорока, клёст)
-Как можно помочь оседлым птицам зимой? (Устроить зимнюю кормушку: голубям и воробьям-хлеб…)
Работа в лабораториях.
-Полезны или вредны хищные птицы? (Мы, считаем, что… в природе всё взаимосвязано. Истребление хищных птиц приведет к нарушениям в пищевых цепочках, к нарушению круговорота веществ в экосистемах. Одна сова за лето съедает 1000 мышей-полевок, а одна полевка за это время съедает 1 кг зерна)
- Выполните задание 4 на стр. 50 тетради: обозначь цифрами действия, которые могут выполнять эти клювы: 1- долбить, 2- ловить мелких рачков, 3- ловить ночных бабочек, 4- разрывать крупную добычу на части, 5- пить нектар, 6- носить рыбу, 7- разгрызать вишневые косточки, 8- ловить лягушек, 9- искать червей в сырой почве.
- Сверьте свои ответы с ответами на слайде 6
Оцените свою работу в лабораториях
1.Что нужно было сделать?
2. Полностью выполнена работа?
3. С ошибками или без?
4. Самостоятельно или с помощью? (3-5 человек оценивают работу вслух, затем остальные оценивают свою работу, рассуждая про себя по алгоритму)
- Где возникли затруднения. (Не знали, чем питаются некоторые птицы)
- Почему у птиц такие разные клювы? (Форма клюва зависит от способа добывания пищи)
- Где встречаются страусы, пингвины, гуси? (Страусы встречаются в Африке и в Америке, пингвины в Антарктиде, гуси по всему земному шару)
- Какой вывод можем сделать? (Птицы прекрасно приспособились к использованию воздуха и расселились по всему свету)
- Прочитайте вывод учебника на стр. 107, найдите предложение, в котором заключена главная мысль изучаемой темы. (Птицы – лучшие летуны в животном царстве)
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке-4мин
-Что нового вы узнали на уроке?
-Какое затруднения у вас возникало?
-В чём была причина затруднения?
-Какую цель перед собой поставили?
-Каким способ действовали?
-Достигли ли поставленной цели?
Оцените свою работу в лабораториях.
Составляем «синквейн» (памятки) (каждая лаборатория)
Птицы
Осёдлые, перелётные
Летают, размножаются, поют
Птицы украшение нашей природы
Друзья
Отметки за урок
Далее обсуждения домашнего задания
Обязательная часть:с.104-109, ответить на вопросы, выучить правило
По желанию: тетрадьс.50 выполнить задания №2 на выбор
Индивидуальное задание: творческое задание№4*в рабочей тетради
Спасибо вам за урок!
Древняя японская легенда рассказывает, что если сложить из бумаги тысячу журавликов, исполнится желание. Некоторые люди так и делают-покупают специальные наборы квадратиков бумаги и часами делают птичек. Неужели действительно их желание исполняются?
Секрет древней легенды состоит в том, чтобы складывать фигурки не себе, а подарить их окружающим и получить в ответ тысячу улыбок. Тогда появятся новые друзья, а с их помощью действительно и желания часто исполняются!