Урок Сложение и вычитание круглых сотен и десятков
Российская Федерация
Московская область
город Лобня
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
специальная (коррекционная) общеобразовательная школа
141730, Московская область, г. Лобня, ул. Павлика Морозова, д.1б,
телефон 577-10-02
Конспект открытого урока
в 5 классе по математике
на тему:
«Сложение и вычитание круглых сотен и десятков»
(Бланковая методика, коррекционно-развивающая методика, игровая технология, ИКТ, )
Подготовила и провела:
учитель начальных классов
Ведмецкая Татьяна Викторовна
2014 г.
Тема урока: Сложение и вычитание круглых сотен и десятков.
Цель: формировать умения в сложении и вычитании круглых сотен и десятков;
совершенствовать вычислительные навыки.
Задачи:
Научить решать примеры вида 220+10, 840-30, совершенствовать умения в решении задач в 2 действия.
Развивать устойчивое внимание, оперативную память, логическое мышление, математическую речь.
Воспитывать интерес к окружающему миру, к предмету путем межпредметной интеграции, используя педагогические технологии.
Тип урока: сообщение новых знаний.
Оборудование: учебные предметы к уроку математики; карточки-бланки; карточки с заданиями, иллюстрации осени, птиц; раздаточный материал дерево+листья; компьютерная презентация к уроку, ноутбук.
Ход урока
Содержание урока
Деятельность обучающихся
Психолого-педагогическое обоснование
Доз - ка времени
Организационный момент - словесный метод, здоровьесберегающая методика.
Проверка готовности к уроку.
- Прозвенел школьный звонок, начинается урок. Ты на парте все проверь: ручка, карандаш, тетрадка – все лежит у нас в порядке.
Дифференцированный массаж кистей рук(одновременно вести разговор о настроении):
- сгибание и разгибание всех пальцев руки ребёнка одновременно (за исключением большого пальца; 2-4 раза на каждой руке);
- спиралевидные движения пальца взрослого по раскрытой ладони ребёнка; во время массажа движения от середины ладони к основаниям пальцев, (2-4 раза по каждой ладони; «рисуем», «мотаем клубочек»);
- точечные нажатия большим и указательным пальцами на середину каждой фаланги пальцев ребёнка по направлению от их кончиков к основанию (каждый палец массируйте 1-2 раза).
Обучающиеся проверяют принадлежности, приготовленные к уроку
Создание благоприятного эмоционального настроя к уроку
4-5 мин
Введение в тему урока – коррекционно-развивающая методика, метод - беседа, словесно-наглядный, ИКТ.
Д/и «Найди лишнее».
Цель: развитие разговорной речи, наглядно-образного мышления.
Предлагаются иллюстрации осени (1 картинка – лето), найти лишнее и объяснить почему?
Повторение раннее изученного материала по природоведению.
- К нам сегодня на урок прилетела птичка. Что это за птица?
Слайд № 1 – знакомство с гостями урока.
- Ласточка не просто к нам пришла, она просит у нас помощи. Поможем ласточке? Для этого вам надо выполнить задания, которые она нам приготовила.
Слайд № 2 – ответы на вопросы.
Сообщение темы урока.
- Осенью с наступлением холодов, птицы собираются в стаи. Для чего, как вы думаете?
Показ картинок «Стаи птиц».
- Чтобы помочь птицам благополучно долететь, мы должны научиться складывать и вычитать круглые сотни и десятки. Тогда мы будем точно знать сколько в стае птиц, готовых к долгому перелету в теплые края.
Обоснование выбора лишней картинки
Ответы детей на вопросы
Рассматривание картинок различных стай птиц
Побуждение к положительному восприятию урока, активизации действий обучающихся
Активизация мыслительной деятельности
Повышение интереса к уроку, побуждение к активности, удерживание внимания детей
3-4 мин
3-4 мин
2 мин
Изучение нового материала – бланковая методика, ИКТ, словесно-практический метод.
Повторение изученного материала по математике.
Устный счет – слайд № 3.
Повторение мер длины – слайд № 4.
Заполнение бланков (см. приложение).
Дети считают десятками и сотнями
Повторение соотношения мер длины
Самостоятельная работа
Развитие математической речи
Формирование навыков логического мышления по заполнению элементов бланковой системы
2 мин
2 мин
5 мин
Активная физпауза «Деревцо»
Работа по теме урока – словесно-практический метод, коррекционно-развивающая методика.
Решение примеров (карточки):
20 + 30 700 + 200 210 - 120
60 – 40 900 – 500 370 – 260
- Посмотрите внимательно, в третьем столбике появились новые примеры. Давайте вспомним, как «дружат» единицы, десятки и сотни?
Решение задачи (карточки):
Осенью ласточки собираются в большие стаи и улетают в теплые края. В первой стае было 230 ласточек, а во второй стае на 110 ласточек меньше. Сколько всего ласточек собралось в одну большую стаю для перелета в теплые края?
Совместная деятельность с учителем, можно использовать калькулятор
Чтение задачи, осмысление и анализ хода решения
Совершенст-вование вычислительных навыков
Развитие элементов логического мышления
3-4 мин
5 мин
Закрепление изученного материала – коррекционно-развивающая"° и игровая методики.
- Ласточка предлагает вам выполнить последнее задание.
Слайд № 5 – решение примеров.
Прощание с ласточкой.
Самостоятельное решение примеров, нахождение верного ответа из числа предложенных
Побуждение к активным самостоятельным действиям
5 мин
Рефлексия – словесный метод.
- Что понравилось на уроке? Что интересного вы узнали? Чему сегодня вы научились?
Краткий анализ урока детьми
Развитие интереса к предмету.
2 мин
Домашнее задание.
Решение примеров.
Раскрашивание осенней картинки.
Поддерживание интереса к предмету.
1 мин
Самоанализ урока
Урок математики в 5 классе проведен в соответствии с календарно-тематическим планированием.
Тема урока: Сложение и вычитание круглых сотен и десятков.
Цель: формировать умения в сложении и вычитании круглых сотен и десятков; совершенствовать вычислительные навыки.
Задачи:
Научить решать примеры вида 220+10, 840-30, совершенствовать умения в решении задач в 2 действия.
Развивать устойчивое внимание, оперативную память, логическое мышление, математическую речь.
Воспитывать интерес к окружающему миру, к предмету путем межпредметной интеграции, используя педагогические технологии.
Тип урока: сообщение новых знаний.
Введение интеграции по двум предметам неслучайно. Интеграционная система имеет свои преимущества в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья и со сложными структурами нарушения интеллекта. В данном случае рассматривается обучение детей с синдромом Дауна и умеренной умственной отсталостью.
Содержание урока и обучающая деятельность учителя обращены к личности ученика, поэтому способствуют всестороннему развитию способностей, активизации мыслительных процессов, побуждают к обобщению знаний.
Преимущества интеграции носят социальный, психологический и педагогический характер, где
- развивается самостоятельность через предоставление помощи;
- обогащается коммуникативный и нравственный опыт;
- формируется чувства превосходства перед комплексом
неполноценности;
- рассматривается развитие каждого ребенка через социальные процессы
и активизацию ВПФ.
Результат интегрированного обучения отразился в следующем:
- в повышении уровня знаний по предмету;
- в изменении (коррекции) уровня интеллектуальной деятельности, установлением взаимосвязей изучаемых предметов;
- в эмоциональном развитии личности с нарушением интеллекта, основанном на привлечении современных средств коммуникации;
- в росте познавательного интереса, проявляемого в желании активно работать на уроке;
- во включении личности в творческую деятельность, результатом которой стала работа по изготовлению аппликации.
Содержание урока соответствует возрастным и индивидуальным возможностям и особенностям ребенка. Учтены психофизиологические особенности, что указывает на эффективность данного урока.
Урок демонстрирует не только научно-образовательный подход, он является коррекционно-развивающим, воспитывающим и социально-адаптивным.
Урок позволил расширить представления об окружающем мире, обогатить словарь (даже через понимание значений), показал необходимость и значимость изучаемых предметов.
Многообразие форм и методов позволяет многократно повторить и закрепить изученный материал просто и ненавязчиво. При этом не нарушается научность и доступность изучаемого материала.
Поставленные цели и задачи выполнены. Необычный подход стимулировал ребенка на максимальные действия, что позволило удерживать его внимание на протяжении всего урока.
Урок имеет несколько этапов, которые направлены на определенные цели и задачи.
1 и 2 этапы позволили настроить детей на положительное восприятие материала урока, подготовить и активизировать речевой аппарат.
3 этап носил характер повторения опорных знаний и введения в тему урока.
4 - 6 этапы позволили закрепить материал в игровой форме. Разнообразие приемов и методов закрепило знания и умения обучающихся по теме урока.
Максимально были задействованы все анализаторы восприятия, которые были направлены на развитие высших психических функций: памяти, внимания, восприятия, воображения, понимания и воспроизведения разговорной речи и т.д. Соблюдены правила охранительного и здоровьесберегающего режима.
Считаю, что урок достиг желаемых результатов, высшей оценкой которого стала заинтересованность и удовлетворенность детей.
22.10.2014 г.
Учитель Т.В.Ведмецкая
15