Урок-соревнование по математике по теме «Сложение и вычитание круглых сотен и десятков»


Любому современному учителю просто необходимо развивать логическоемышление, то есть учиться думать , анализировать , искать нестандартные пути решения задач и проблем .
Светлана Чамыяновна Баяндай, педагогический стаж 31 год,
Учитель математики специальной коррекционной школы
С. Усть – Элегест.
Тип урока: Урок – соревнование.
Тема урока: Сложение и вычитание круглых сотен и десятков.
Цели: 1 .Закреплять знания учащихся о сложении и вычитании круглых сотен
и десятков.
2.Развивать логическое мышление, внимание , математическую речь
и наблюдательность.
3.Воспитывать культуры речи, трудолюбия желание поработать
коллективно, самостоятельно, в парах ; воспитание уважения
к национальным традициям и обычаям.
Структура урока
Организационный момент
Проверка домашнего задания
Устный счет. Коллективная работа.
Задача на смекалку.
Логическая задача.
Эстафета « не подведи свой ряд»
Повторение. Работа в парах.
Вопросы.
Решение примеров.
Игра математическое лото.
Физкультминутка.
Для улучшения мозгового кровообращения.
Для снятия утомления с плечевого пояса и рук.
Гимнастика для глаз.
Дополнительный материал.
Доклад ученика.
Отгадывание загадок.
Закрепление. Самостоятельная работа
Работа с перфокартами. Решение примеров
Игра: « Собери ёлочку»
8.Самопроверка в классе. Тесты.
9.Объяснение домашнего задания.
10. Итог урока.
Наглядность к уроку: Словарные слова, рисунки, схема , математическое лото , перфокарты , карточки – тесты ,памятка , учебник М.Н.Перова 5 класс.
Ход урока
Организационный момент . Приветствие учащихся.
Проверить готовность учащихся класса к работе. Отметить в журнале отсутствующих учащихся.
Эпиграф урока – на магнитной доске.
Каждый день – всегда везде,
На занятиях, в игре.
Смело четко говорим
И тихонько сидим
Тема нашего урока: Сложение и вычитание круглых сотен и десятков.
Запишите тему урока в дневник.
Словарная работа: Внимательно посмотрите, как правильно читаются эти числа. 100 – сто 600 – шестьсот.
200 – двести 700 – семьсот
300 – триста. 800 – восемьсот.
400 – четыреста. 900 – девятьсот.
500 – пятьсот. 1000 – тысяча.
2.Проверка домашнего задания. Пример №110 , с 54 ( 3 столбик в 2-х действиях – 1уровень ,2 столбик – 2 уровень , 3 столбик – 3 уровень )
Отчет дежурных о выполнении домашнего задания.
Сообщение цели урока: Работать будем по плану. Он записан на доске.
Сегодня, ребята мы проводим урок – соревнование между двумя группами : 1 ряд – 1 группа.
2 ряд – 2 группа.
В ходе игры за верные ответы группы получают «Звёздочки», которые суммируются при проведении итогов в конце урока. Выигрывает и побеждает та группа, которая получит больше «Звёздочки» в конце урока.
3.Устный счет. Как всегда начинаем гимнастику ума.
Задача на смекалку
Что тяжелее – 1 кг железа или 1кг ваты?
Решение: Они равны. ( Очень важно научить ученика внимательно читать условие задачи).
Итак, внимание!
Следующее задание.
Вы задачи решите
Нас знаниями своими поразите
Кто сказать готов ответ?
Нам раскройте вы секрет.
Логическая задача.
Три девочки – Мария, Катя и Иванка – одеты в платья разных цветов – синее, жёлтое и белое. У Марии платье не белое, а у Кати платье не белое и не жёлтое. Скажите, какого цвета у каждой из девочек?
Решение: Из условия задачи нам известно, что Катя ни в жёлтом платье и не белом, из чего следует, что она одета в платье синего цвета. Мария одета в платье не белое платье, значит платье на ней желтого цвета, и, получается ,что на Иванке платье белого цвета.
Наглядно на доске записать так:
Синее - + -
Жёлтое + - -
Белое - - +
Мария Катя Иванка ответ: Мария - в жёлтом , Иванка – в белом , Катя – в синем.
Эстафета « не подведи свой ряд»
Каждый решает пример на доске и передает мел другому ученику и так по цепочке. Какой ряд быстрее справится, давайте посмотрим?
1 ряд 2ряд
100 – 70 1) 100 – 80
50 + 50 2) 60 + 40
100 – 60 3) 100 – 50
30 + 70 4) 20 + 80
100 – 40 5) 100 – 30
Молодцы! Вы все хорошо справились с заданием. Теперь переходим на следующее задание.
4.Повторение. Вопросы: - Какую тему на прошлом уроке изучали? Ответ: «Сложение и вычитание круглых сотен и десятков».
- Сколько единиц в десятке, сотне, тысяче? Ответ детей: « в 1 десятке 10 единиц, в 1 сотне 100 единиц, в 1 тысяче 1000 единиц».
- Вычислите.
1)50 – 30 =? 5дес – 3 дес=2дес=20 2)70 + 20 =? 7дес +2дес=9дес=90
3)600-400=? 6сот-4сот=2сот=200 4)300+500=?3сот+5сот=8сот=800
Уровневые задания - парная работа.
Математическое лото.
Даю по группам задания в парах, выигрывает та группа , которая раньше всех накрыла все клетки своих карт. Когда игра закончена, играющие переворачивают маленькие карточки, и тогда , если все ответы верны , должно получиться картинка. 1 уровень
1 задание 200 + 600 3 задание 800 + 200
2 задание 700 - 300 4 задание 500 - 400
2 уровень
1 задание 400 + 200 3 задание 300 + 500
2 задание 900 + 800 4 задание 800 - 100
3 уровень
1 задание 60 + 20 3 задание 80 + 10
2 задание 50 - 20 4 задание 60 - 30
Получились рисунки .Лошадь , корова ,коза ,баран , свинье ,собака , ёлка и другие . Назовите общие названия? Домашние животные.
- Кто скажет, какие были наши предки?
Наши предки очень добродушный и гостепримчивый народ. Всегда вели кочевой образ жизни и никогда не переставали заниматься скотоводством.
-Ребята внимательно посмотрите?
-Какой лишний рисунок? – Ёлка.
- Ребята , какой праздник приближается?
- Традиционный тувинский Новый год – Шагаа.
- 2013 год носит название какого животного? Год змеи.
- Тот, кто в этот год рожден, симпатичен и умен. – Вы наверное устали ? Давайте отдохнем. Ребята, начинаем физкультминутку.
5.Физкультминутка.1. Для улучшения мозгового кровообращения .Исходное положение (и.п.- сидя на стуле, раз , два- отвести голову назад и плавно наклонить назад ;три ,четыре- голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить4-6раз. Темп медленный.
2 .Для снятия утомления с плечевого пояса и рук. И.п. – стоя или сидя , руки на поясе. Раз – правую руку вперед, левую вверх. Два – переменить положение рук. Повторить3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
3.Гимнастика для глаз. Крепко зажмурить глаза ( сосчитать до трех), открыть их и посмотреть вдаль ( считать до пяти). Повторить 4-5 раз.
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно , медленно считая до шести. Повторить 4 – 5 раз.
Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая голов, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево вправо, вверх и вниз. Повторить 4 – 5 раз. А, сейчас послушаем доклад о празднику «Шагаа».
6. Дополнительный материал ( доклад ученика ) один из учеников приготовил доклад о традиционном тувинском празднике – Шагаа. В Туве, как и в других странах ,Центральной и Восточной Азии , Новогодние празднества , занимают самое важное место в календарной традиции . Они представляют собой сложный комплекс обычаев и обрядов , игр и развлечений. Большинство из них связаны с надеждами людей обеспечить себе счастливый , благополучный год. Праздник в честь благополучного исходя зимы , своеобразная встреча весны. К празднику Нового года каждая семья готовилась с осени, делала ,на зиму запасы продуктов.
Тщательно убирали жилище, покупали новую или освежали старую одежду, готовили подарки для многочисленной родни ,близких друзей и соседей. В ночь перед наступлением нового года никто не ложился спать. Разрешалось спать только детям до 13 лет, а те кто постарше в это время слушали сказки народных сказителей, вечером , перед праздником, начинались игры и развлечений, посвященные Новому году. Такие игры : белая палка , постройка камней , хромая бабка , прятание бусин , тевек и другие . Гости въезжает в аал , входит в юрту . Эти действия требуют обязательного соблюдения следующих традиций. Войдя в юрту отвешивает легкий поклон в сторону хозяев и садится на одно колено –« Согедей олурар».
При этом он произносит слова: «Амыр , амыр » - «Мир вам». Отвечая, хозяин юрты задает гостью традиционные вопросы: «Откуда вы пришли? Что плохого или хорошего у вас в аале?» - и другие , зависящие от времени года многих обстоятельств. Отвечающий дает вдумчивый, четкий ответ? включая при этом в оборот речи слова уважения…
Всадник, повстречав в пути другого , спешивается и приветствует его. Только после обмена словами приветствия и новостями он продолжает путь… Очень важен в тувинском быту чолукшуур – обмен приветствиями, пожеланиями с целью оказать почтение, прежде всего старшим , старикам , вообще достойным людям. Этот знак взаимного уважения молодым – старшего и старшим – молодого. Есть пословица « Старшего уважай, младшего воспитывай»
-Мы прослушали сообщение о празднику «Шагаа».
Какой вывод мы сделаем, ребята: 1.Соблюдай традиции и обычаи.
2.Относись с любовью и уважением к старшим своего народа.
3. Помните пословиц: « Старшего уважай, младшего воспитывай».
Отгадывание загадок. – А сейчас давайте отгадаем загадки. Чья группа лучше справится с этим заданием?
Вместо хвостика – крючок, вместо носа – пятачок
Пятачок дырявый, а крючок ветлявый ( свинья )
Испугается – бежит, остановится – дрожит ( заяц)
С бородой,а не старик Рога, копыта, а не бык
Хоть корми как два полка, не дождешься молока (козел)
Гребешок аленький, кафтанчик рябенький
Двойная бородка, важная походка
Раньше всех встает, голосисто поет (петух)
Маленький рост, длинный хвост
Серая шубка, острые зубки(мышь)
Глядишь – ласкается, дразнишь кусается(собака)
-Молодцы, ребята! Переходим к следующему.
7.Закрепление. Учащиеся выполняют задания для самостоятельной работы на перфокарте по уровням 1 уровень
Ф.И.учащихся:
Решите примеры решение Оценка
1.800-(400+100) 2.700+(200-500) 3.900-(500+300) 4.500-200+400 5. 600+400-300 2уровень
Ф.И. учащихся: Оценка:
Решите примеры решение Оценка
1.600-300-200
2.400+200-200
3.(300+100)-100
4. 500+(700-300) 3 уровень
Решите примеры
1.400-100-100
2.600-(200+300)
3.(600+300)-500 решение Оценка
Игра: Собери ёлочку. Посмотрите, какие чудесные ёлочки. – Они совсем не простые. – А какие?
-Каждая пара веточек в сумме дает число на макушке, число на веточках круглые десятки. – Сложите каких чисел равно 100?
1 группа 2 группа
100 100
50 50 60 40
40 60 20 80
30 70 10 90
Задание Задание50+50 = 100 60 +40 = 100
40 + 60 = 100 20 + 80 =100
30 + 70 = 100 10 + 90 = 100
-Молодцы! Вы все хорошо справились с заданием. Теперь переходим на следующее задание.
8. Самопроверка в классе. Тесты ( В сборнике тестов по коррекционной школе Ф.Р. Зелялетдинова.) Даю задание, вы выбираете правильный ответ и подчеркиваете его.
№ 1 задание – 1 уровень Какое число пропущено Варианты ответов
1. 400,500,…,700,800. 1)900 2)600 3)1000
2. 120,150,180,…,240,270. 1)200 2)210 3)220
3. 250, 300, 350,…,450,500 1)360 2)380 3)400
4. 45 ,90, 135,…,225,270. 1)160 2)170 3)180
..5. 20,40,60,80,100,120,…,160,180. 1)130 2)140 3)150
2задание – 2 уровень. Какое число пропущено Варианты ответов
1. 20,40,60,80,100,120,140,…,180 1)110 2)160 3)150
2. 80,90,100,…,120,130 1)110 2)140 3)160
3. 120,150,180,210,…,270 1)200 2)240 3)250
4. 250,300,…,400,450,500 1)320 2)330 3)350
9.Объяснение домашнего задания. А теперь откройте дневники, запишите домашнее задание на завтра: с. 54 задача№111 ( 1уровень), задача№112
(2 уровень), задача№113 ( 3 уровень). Ребята, давайте вспомним памятку решения задачи:
1.Читаем задачу.
2.Называем условие (что известно ).
3.Называем вопрос (что надо узнать).
4. Записываем кратко , выполняем схему.
5. Объясняем.
6. Решаем.
7.Называем ответ.
10. Итог урока. – Какой урок провели?
-Провели урок – соревнование.
-Какую тему мы повторили?
-Мы повторили сложение и вычитание круглых сотен и десятков
-В каком национальном празднике мы сегодня узнали?
-Какая группа набрала наибольшее количество звёздочек?
-Какая группа победила?
-Урок вам понравился.
Урок окончен. Спасибо всем.
-Молодцы! Вы все хорошо справились с заданием. Теперь переходим на следующее задание.
8. Самопроверка в классе. Тесты ( В сборнике тестов по коррекционной школе Ф.Р. Зелялетдинова.) Даю задание, вы выбираете правильный ответ и подчеркиваете его.
№ 1 задание – 1 уровень Какое число пропущено Варианты ответов
1. 400,500,…,700,800. 1)900 2)600 3)1000
2. 120,150,180,…,240,270. 1)200 2)210 3)220
3. 250, 300, 350,…,450,500 1)360 2)380 3)400
4. 45 ,90, 135,…,225,270. 1)160 2)170 3)180
..5. 20,40,60,80,100,120,…,160,180. 1)130 2)140 3)150
2задание – 2 уровень. Какое число пропущено Варианты ответов
1. 20,40,60,80,100,120,140,…,180 1)110 2)160 3)150
2. 80,90,100,…,120,130 1)110 2)140 3)160
3. 120,150,180,210,…,270 1)200 2)240 3)250
4. 250,300,…,400,450,500 1)320 2)330 3)350
9.Объяснение домашнего задания. А теперь откройте дневники, запишите домашнее задание на завтра: с. 54 задача№111 ( 1уровень), задача№112
(2 уровень), задача№113 ( 3 уровень). Ребята, давайте вспомним памятку решения задачи:
1.Читаем задачу.
2.Называем условие (что известно ).
3.Называем вопрос (что надо узнать).
4. Записываем кратко , выполняем схему.
5. Объясняем.
6. Решаем.
7.Называем ответ.
10. Итог урока. – Какой урок провели?
-Провели урок – соревнование.
-Какую тему мы повторили?
-Мы повторили сложение и вычитание круглых сотен и десятков
-В каком национальном празднике мы сегодня узнали?
-Какая группа набрала наибольшее количество звёздочек?
-Какая группа победила?
-Урок вам понравился.
Урок окончен. Спасибо всем.