Вводные слова. Вводные предложения


Урок 54
Вводные слова
Цели:
- дать понятие о вводных словах как средстве выражения субъективной оценки высказывания; формировать умение выражать определенные отношения к высказываемому с помощью вводных слов, правильно ставить знаки препинания при вводных словах, различать вводные слова и члены предложения;
- способствовать развитию эмоциональной сферы;
- формировать интерес к изучению русского языка.
Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности
Ход урока
I. Организационный этап
II. Актуализация
1. Словарный диктант. Рабочая тетрадь, задание 121. Вставьте пропущенные буквы. Объясните лексическое значение слов*.
Об…ездчик, пр…сутствие, посв…щение, просв…щение, я…ства, я…ственно, тр…нспарант, авт…ритет, б…л…етристика*, б…блиография, пист…лет, сорок…ножка, сем…классник, черке…ка, ад…ютант, пред…стория, постимпрес…ионизм*, пол…глот*, бе…пр…кословный, в…ол…нчель, д…када, д…кламация*, меж…гровой, пюр…, залеж…, ижд…вение*, тысяч…летие.
III. Формирование новых понятий и способов действия
1. Чтение стихотворения А. Кушнера «Вводные слова»
Возьмите вводные слова.
От них кружится голова,
Они мешают суть сберечь
И замедляют нашу речь,
И все ж удобны потому,
Что выдают легко другим,
Как мы относимся к тому,
О чем, смущаясь, говорим.
Мне скажут «К счастью…»
И потом
Пусть что угодно говорят,
Я слушаю с открытым ртом
И радуюсь всему подряд.
Меня, как всех, не раз, не два
Спасали вводные слова,
И чаще прочих среди них
Слова «во-первых», «во-вторых»,
Они, начав издалека,
Давали повод не спеша
Собраться с мыслями, пока
Не знаю, где была душа.
2. Чтение грамматических сказок.
К счастью…
— К счастью, мы пришли... Не подумайте, что пришли к счастью. Там, куда мы пришли, ничего такого не было, но мы так долго шли и так устали в дороге, что когда, наконец, пришли, то вздохнули с облегчением: «К счастью, мы пришли...».
Все дело в этой запятой, которая отделила счастье от нас, превратила его в мало что означающее вводное слово. Может, совсем не в то слово, которое в данном случае надо было сказать...
Может, не то. А может, и то. Может уже ничего не может, потому что означает не действие, а какую-то неопределенную вероятность. И здесь опять дело в запятой. Развелось этих запятых. И, главное, не знаешь, куда их ставить.
Главное тут вовсе не главное, это опять вводное слово. Отделилось от предложения с двух сторон, потому и считает себя главным.
А в предложении оно не то что главный, а даже не второстепенный член. Ввели его — оно и стоит. Можно и вывести без особого ущерба для смысла.
Выведешь — две запятые сэкономишь, которые нужнее в других местах. Хотя, по совести, и там лучше без них обойтись. Совесть-то ни при чем, совесть здесь опять же вводное слов, а значит, и без нее можно обойтись, если всего лишь вводное слово,
— К несчастью, нам пора... Да нет, никто не спешит к несчастью, хотя и к сожалению никто не спешит. С этими вводными словами никогда не знаешь, что по-настоящему, а что просто так, без чего обойтись невозможно.
Говорят, что…
Слово говорят как-то выделяется в предложении. Другие слова не имеют ни одной запятой, а ему положены сразу две. И каждому понятно, что это — вполне заслуженно.
Слово говорят издавна славится своими познаниями. О чем ни спроси — ему все известно, оно охотно отвечает на любые вопросы.
Вас интересует, какая завтра будет погода? Спросите об этом у слова говорят, оно вам ответит точно и определенно:
Говорят, будет дождь.
Хотите знать, хороша ли вышедшая на экраны кинокартина? И здесь к вашим услугам это замечательное слово:
— Ничего, говорят, смотреть можно.
Все знает слово говорят, хотя само не является членом предложения. Неизвестно, почему его до сих пор не принимают. Может быть, потому что главные места заняты подлежащим и сказуемым, а предлагать такому слову какое-нибудь второстепенное место просто неудобно.
Но и не являясь главным членом предложения, слово говорят, как вы уже убедились, прекрасно справляется со своими обязанностями. Правда, частенько оно ошибается, иногда любит — извините! — приврать, но его за это не осуждают. Ведь оно всего-навсего вводное слово!
(Ф. Кривин)
3. Чтение теоретического материала §37 (составление плана параграфа)
4. Упр. 327, составление таблицы.
IV. Применение. Формирование умений и навыков
1. Рабочая тетрадь, задание 122. Выберите правильный ответ.
1. Слова, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к тому, что он сообщает, называются:
А. Междометиями;
Б. Вводными словами;
В. Обращениями.
2 Вводные слова и предложения на письме выделяются:
А.Двоеточием;
Б.Тире;
В.Запятыми или тире.
2. Рабочая тетрадь, задание 123. Расставьте знаки препинания.….думал по-видимому о том…
….к сожалению некогда обдумать…
надеясь на встречу возможно появится…
однажды вечером это было в конце прошлого года…
3. Рабочая тетрадь, задание 124. Подберите синонимы к вводным словам и выражениям. Один из вариантов вставьте в предложение.
1.Конечно, _________________________________________________________
Героиней этого романа _______________________ была Маша.
2.Следовательно, ___________________________________________________
Он _________________________ бережет себя.
3. К сожалению, ____________________________________________________
______________________ меня никто не заметил.
4. Возможно, ______________________________________________________
Приеду я _______________________________ не скоро.
5. Без всякого сомнения, _____________________________________________
Щенок _______________________ не из породистых.
4. Рабочая тетрадь, задание 125. Расставьте знаки препинания, укажите значения вводных слов.
1). К великой моей досаде Швабрин решительно заявил что песня моя нехороша.
2). Разбитый нами нет сомненья царь не отвергнет примиренья.
3) По мысли Белинского "Евгений Онегин" является "энциклопедией русской жизни начала 19 века".
4) Смешно сказать более часа мы проплутали в знакомом лесу и вернулись как говорится с пустыми корзинами.
5) Я во-первых болен корью во-вторых я зуб лечил.
6) Вот в руке наконец сверкает золотой листок и хочется стремительно бежать к людям как можно скорей сообщить им о существовании чудес на земле.
7) Книга быть может наиболее сложное и великое чудо из всех чудес сотворенных человечеством на пути его к счастью и могуществу будущего 4 .
V. Этап информации о домашнем задании
§ 37, упр. 330
VI. Подведение итогов урока
VII. Этап рефлексии