Конспект урока по русскому языку на тему Грамматическая основа предложения (3 класс)
Русский язык
Тема: Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое.
Цель:
– Формирование понятий грамматическая основа, подлежащее, сказуемое, развитие умений находить грамматическую основу предложения, графически её обозначать, определять способ выражения главных членов – подлежащего и сказуемого.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)
·. Актуализация знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Напишите «Классная работа».
3 4
Словарная работа.
1. – Как назвать предметы одним словом?
Комар, стрекоза, муравей – ... (насекомые).
Осина, берёза, ольха – ... (деревья).
Сирень, орешник, смородина – ... (кустарники).
2. Куиз-куиз-трэйд.
Составьте предложение с этими словами.
Запишите его на листочке. За сгибе листочка напишите, какое предложение по цели высказывания и по интонации.
Познавательные УУД
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
Регулятивные УУД
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
II. Формулирование проблемы.
1 3 3
– Прочитайте предложение.
Весёлые снежинки танцевали в воздухе.
– Какое оно по цели высказывания и интонации?
– Сколько слов в предложении? Есть ли среди них такие, без которых в предложении не обойтись?
– Попробуйте прочитать предложение без первого слова (весёлые);
без второго; без третьего; без четвёртого.
– Как называются слова, без которых обойтись в предложении нельзя? (Главные.)
– Что они обозначают? (Действующее лицо/предмет и действие.)
– Сформулируйте тему, цель урока.
(Главные члены предложения – это тема.
Цель – узнать, какими бывают главные члены предложения, какими частями речи они выражены.)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
Регулятивные УУД
3. Прогнозировать предстоящую
работу (составлять план).
Личностные результаты
3. Формируем мотивацию к обучению
и целенаправленной познавательной деятельности.
III. Открытие новых знаний.
3 4
Наблюдение.
На слайде:
Вечер наступил.
Фонари зажглись.
Половицы скрипят.
Часы тикают.
Сверчок поёт.
Я читаю.
Предложения ли это? Докажите.
Ученики называют признаки предложения: наличие законченной мысли, связь слов, в конце стоит точка; наблюдают, какие вопросы ставятся к словам в этих предложениях.
– Двух слов в каждом предложении достаточно, чтобы понять смысл предложения. Почему это так? Одно из слов в каждом предложении – существительное или местоимение, другое – глагол. Они называют предмет или лицо и их действия, или указывают на лицо (я, он) и называют его действие.
Работа по учебнику.
Упр. 404.
– Прочитайте предложения. Сравните их с предыдущими предложениями.
– Что изменилось? (Добавили слова.) Как изменился смысл предложения? (Оно стало более полным, точным.)
Как называются выделенные слова? Найдите ответ в задании после упражнения.
Ответы на вопросы перед определением.
- О ком или о чём говорится в каждом предложении? Что говорится?
2. Работа с текстом определения (с. 146).
1. Чтение 1-го определения (в рамке). Вопросы после чтения:
– Чем являются слова разных частей речи в предложении? (Членами предложения.)
– Что такое грамматическая основа предложения?
– Может ли предложение состоять только из грамматической основы? Приведите примеры.
2. Самостоятельное чтение 2-го определения в рамке.
– Задайте вопросы к каждому абзацу.
– Ответьте, зачитывая фрагменты из текста определения.
– Как графически обозначается подлежащее? (Подчёркивается одной чертой.) А сказуемое?
Познавательные УУД
3. Выявлять сущность, особенности объектов
4. На основе анализа объектов делать выводы.
IV. Развитие умений.
3 4 6 1 3
Работа в учебнике.
1. Упр. 405 – развивается умение находить подлежащее и сказуемое в предложении, графически их обозначать, определять способ выражения.
Образец рассуждения:
Долгожданный вечер наступил.
– В предложении говорится о вечере (что? – вечер). Это подлежащее, выражено именем существительным. (Ученик подчёркивает слово
вечер одной чертой и надписывает часть речи: сущ.)
Что говорится о вечере? Вечер (что сделал?) наступил, это сказуемое, выражено глаголом. (Ученик подчёркивает слово наступил двумя чертами, надписывает часть речи: гл.)
Запишите 2-3 предложения в тетрадь. Взаимопроверка в парах.
Познавательные УУД
3. Выявлять сущность, особенности объектов
4. На основе анализа объектов делать выводы.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
V. Итог урока.
Тэйк оф-тач даун.
- Предложение выражает законченную мысль?
- В конце предложения ставится запятая?
- В конце предложения ставится точка?
- Предложения по цели высказывания бывают повествовательные, вопросительные и побудительные?
- В грамматическую основу предложения входит только подлежащее?
- В грамматическую основу предложения входит подлежащее и сказуемое?
- Подлежащее выражено глаголом?
- Сказуемое выражено глаголом?
Регулятивные УУД
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные УУД
4. На основе анализа объектов делать выводы.
VI. Домашнее
задание.
1. Упр. 4, с. 156–157. Звуко-буквенный анализ слова ожил.
2. Выучить определение на с. 146.
13 PAGE 14115
Заголовок 315