«Формирование и развитие речевых навыков младших школьников для успешного обучения»


Проблема над которой я работаю : «Формирование и развитие речевых навыков младших школьников для успешного обучения»
Работая над данной проблемой,считаю что для успешного обучения приоритетной является формирование и развитие речевых навыков младших школьников.        Сегодня передача ребёнку информации по принципу «чем больше, тем лучше» потеряла смысл. На первый план на смену проблеме «сколько знать» выходит проблема «что уметь».   Происходит обновление образовательного процесса, внедрение новых технологий: в частности, технологий развивающего, личностно ориентированного и системно- деятельностного обучения, во главе которых лежат полисубъектные взаимодействия, когда все участники образовательного процесса взаимодействуют как субъекты. Т.о., ученик из объекта обучения становится субъектом учебной деятельности. 
Анализируя главные идеи программы развития образования, можно сказать, что сегодня провозглашён запрос не просто на человека, а на Личность. Личность – это индивидуальность в зеркале общественного сознания. К качествам личности, необходимым для жизни в новых условиях открытого общества, нужно отнести ответственность, инициативность, самостоятельность. Необходимо развивать личность, готовую к правильному взаимодействию с окружающим миром, самообразованию и саморазвитию. Успешными могут стать люди, обладающие высокой коммуникативной культурой, широким кругозором, умеющие самостоятельно принимать решения в новой ситуации.   Особая роль в этом как раз и отводится образовательному старту. Именно в начальной школе формируются предпосылки успешного обучения ребёнка на последующих ступенях развития. На первоначальном этапе обучения ребёнок должен овладеть основными способами общения, научиться не бояться проблемных ситуаций, получить опыт их решения, развить в себе любознательность, потребность в познании.   Анализируя свою работу, я пришла к выводу, что проблемы, обозначенные в программе образования, остаются актуальными и для меня. Это, прежде всего: . - повышение качества начального образования при использовании оценки учебных достижений выпускников начальных классов в форме тестирования (есть случаи как завышения, так и занижения оценок); - и вторая – это проблема преемственности качества знаний школьников при переходе из начального звена в основное звено.   В результате многолетних наблюдений я поняла, что выполнить правильно задание (будь то математика, русский язык или любой другой предмет) ребёнок может только в том случае, если грамотно прочтёт и правильно поймёт содержание. Ведь часто дети не выполняют задание не потому, что не знают, а потому, что не понимают его формулировку.  Поэтому не случайно я выбрала приоритетной для себя следующую цель своей деятельности «Формирование и развитие речевых навыков младших школьников для успешного обучения».   Известно, что навык чтения, формируемый в начальной школе, является фундаментом всего последующего образования. Чтение, прежде всего, включает в себя как минимум два компонента: техника чтения и навык чтения.  Техника чтения – это количественная характеристика, способ чтения (буквенный, звуковой, слоговой, предложениями, абзацами и т.д.) Навык чтения это качественная характеристика, включающая в себя: -правильность, -беглость, -осознанность, -выразительность.  Здесь особенно важно понимание текста и извлечение его смысла, содержания.  Опираясь на программу начального общего образования, которая предусматривает постепенное усовершенствование навыка чтения от класса к классу, я на каждом этапе оцениваю его сформированность по таким показателям, как объём прочитанного, скорость (беглость) чтения, его правильность, осмысленность и др. Параллельно с формированием навыка чтения веду работу по развитию речи.   Для достижения поставленной мною цели, я наметила несколько главных направлений в своей работе:   1.Развитие мелкой моторики.  2.Внедрение контрольно-измерительных материалов . 3.Мотивация познавательной деятельности.   4. Опробирование различных методов формирования навыка чтения и развития речи.  5.Взаимодействие с социумом.   6.Работа с родителями. 
Развитие мелкой моторики.   (В трудах физиолога Павлова, психолога Выготского и других учёных нашла подтверждение о связи руки с мышлением и речью). .  Работа по развитию мелкой моторики ведётся практически на всех уроках. Так на уроках чтения и письма в период обучения грамоте применяю следующие приёмы составление слов из объёмных букв, игра «Волшебный мешочек», в которой дети должны определить букву на ощупь, конструирование букв из счётных палочек, упражнения для пальчиков со стихотворным сопровождением (накоплен большой материал), штриховка с помощью различных принадлежностей: карандаши, фломастеры, ручки, краски.        2. Внедрение контрольно-измерительных материалов: -контрольные задания по проверке навыка чтения;  -контроль уровня техники чтения (результат заносится в таблицу, которая включает в себя не только количественные показатели, но и качественные, а по результатам проверки намечаются пути устранения недостатков); - дневники контроля за домашним чтением (начиная с 4 четверти первого класса заводятся такие дневники, в которых фиксируется контроль за ежедневным 15-ти минутным чтением вслух).      3. Опробация различных методов формирования навыка чтения и развития речи: - использование элементов технологии чтения В.Н.Зайцева (5-ти минутки чтения в начале урока, жужжащее чтение, чтение перед сном, чтение текста с переходом на незнакомую часть и т.д.);  - включение в работу упражнений на основе детских развлечений .      4. Мотивация познавательной деятельности через внеклассную работу. - посещение театров и музеев;  - экскурсии в природу.   После посещения обязательное обсуждение, обмен мнениями, выполнение творческих заданий разного вида.  - театрализация (этот вид деятельности применяется не только во внеурочной деятельности, но и на уроках).      5. Взаимодействие с социумом:   - связь с библиотекой, где оказывается помощь в подготовке к урокам внеклассного чтения, к другим урокам, выявление «лучшего читателя»; 6. Работа с родителями.   Работа по выбранному мной направлению была бы не столь успешной и продуктивной, если бы не помощь родителей.   - Родительские собрания «Школа, дом – одна семья». Заседания собраний это не только лекции, но и групповые дискуссии, «круглые столы», имитационно-ролевые игры и.п. Суть в обучении, которое происходит одновременно на трёх уровнях: теоретическом, практическом и технологическом. Данное объединение – это способ педагогической поддержки родителей в области обучения и воспитания, объединения педагогических усилий родителей и педагога, совершенствование методов и приёмов взаимодействия семьи и школы.  Вот только некоторые темы, предложенные мной для обсуждения на заседаниях: - Воспитание у детей интереса к чтению.  - Семейное чтение.  - Растим читателя.   - Природа и мы.   - Семейные традиции.   - Роль книги в воспитании детей.  - Речевые навыки и их значение в дальнейшем обучении.  Кроме того родители принимают активное участие во всех внеклассных мероприятиях, будь то праздники, посещение музеев, театра, экскурсии, походы, спортивные соревнования. Реализуя поставленную пред собой цель, я надеюсь на выходе научить всех детей правильному, беглому, выразительному и осознанному чтению, привить им коммуникативные навыки.  Уже можно говорить о первых результатах. Все мои ученики по окончании 4-го класса овладели техникой и навыком чтения, 100% детей справились с нормой, а некоторые читают выше нормы. Хорошие результаты ребята показывают во всероссийских конкурсах «Кенгуру». По результатам тестирования все ученики подтверждают свои оценки.   Таким образом, используя свой накопленный опыт, буду продолжать работу в данном направлении с тем, чтобы при переходе из начального звена в основное дети без труда адаптировались и подтверждали качество знаний, полученное в начальной школе.