Методический семинар по теме Творческая мастерская как метод формирования продуктивного обучения младших школьников


Тема. Творческая мастерская как метод формирования продуктивного обучения младших школьников
СЛАЙД 2
Наилучшим путем в обучении я считаю тот,
который дает материал для мышления и творческих повторений, дает материал для создания идей, а сами идеи возникают уже непосредственно в душе ребенка путем естественной деятельности его психического аппарата.
Д.Д. Галанин
(русский педагог-психолог)
Школа существует для детей. А так ли это? И да, и нет. Если ребенка рассматривать как объект обучения, то нет. А если ученик - творец, т.е. субъект, в процессе обучения активен, то тогда - да!
Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы и призван обеспечить выполнение следующих основных целей:
СЛАЙД 3
- развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;
- воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;
- освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности.
Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности, поэтому в стандарте особое место отведено деятельностному, практическому содержанию образования, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях, получения продукта в образовании. Тема продуктивности в образовании стала одной из основных для образовательного сообщества.
Суть продуктивного образования можно выразить фразой: «Не догонять прошлое, а создавать будущее».
Какую совокупность приемов, методов следует использовать, чтобы активизировать интерес и раскрыть творческий потенциал личности ребенка на уроках в начальной школе? Как осуществить обучение, чтобы оно было продуктивным?
СЛАЙД 4
В своей работе я применяю технологию творческих мастерских.
Технология «Педагогические мастерские» создана во Франции в 20-х годах XX века психологами Полем Ланжевеном, Анри Валлоном, Жаном Пиаже и др. С конца 90-х годов прошлого века мастерские (в буквальном переводе с фр. «atelier» – ателье) начинают изучаться и использоваться отечественными педагогами.
Идеи Ж.-Ж. Руссо и Л. Н. Толстого и Л. С. (Лев Семенович) Выготского легли в основу новой технологической педагогической конструкции, которая на русском языке была названа мастерской.
Принципы построения мастерской отличаются, на первый взгляд, от принятых в традиционной педагогике, но ни в коей мере не противоречат основным положениям дидактики.
Человек XXI века не только человек разумный, но и человек творческий, находящийся в постоянном поиске, готовый к самосовершенствованию. Поэтому и процесс образования должен строиться по-другому.
Представители школы творческих мастерских предоставляют детям выбор открытия нового в себе, науке, мире. Поиск должен быть творческим и проходить в рамках взаимодействия детей друг с другом и с педагогом (задача которого провести ученика по пути от незнания к знанию, вместе с ним совершая «открытия»). Важнейшие принципы «Я ищу – значит, я обучаюсь, я ищу – значит, я обучаю» и «Я исследую, ты исследуешь, мы исследуем» – определяют как позицию ученика, так и положение учителя в мастерской
Почему данная технология получила название «Мастерская»? Своё название данная технология получила из-за того, что учитель на уроке перестаёт быть учитель – он становится Мастером.
Позиция ведущего мастера — это, прежде всего, позиция консультанта и советника
. Французские учёные считают, что когда мы объясняем, мы мешаем ребёнку понимать. Следует не преподносить детям готовые знания, а дать возможность организовать мыслительную деятельность и направить творческий поиск ребёнка на изучение и познание.
Мастерская – это технология, при помощи которой учитель – мастер вводит своих учеников в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой ученик может проявить себя как творец. Каждый совершает открытия в предмете и в себе через личный опыт, а учитель - мастер продумывает действия и материал, который позволит ученику проявить себя через творчество.
Мастер не призывает: «Делай как я». Он говорит: «Делай по-своему». Атмосфера, создаваемая на занятии, построенном по данной технологии, безусловно, способствует и стимулирует творческое саморазвитие личности ребенка. Новые знания в мастерской «выращиваются». Познание происходит через творчество. Знания оказываются «прожитыми», своими.
Мастер — садовник, выращивающий растение — ребёнка, создающий условия для реализации заложенных в нём природных задатков.
Основная идея – все способны! Все могут достигнуть высокого результата в развитии, но только за разный промежуток времени. Вера в ученика творит чудеса. В процессе работы в мастерской дети обнаруживают у себя способности писать стихи и прозу, составляют аннотации и пишут эссе, рисуют, придумывают, мастерят.
СЛАЙД 5
Технология построения мастерской
Педагогическая мастерская – форма сотрудничества, которая объединяет все направления педагогической деятельности: от ученичества до мастерства. Это одна из интенсивных технологий обучения, включающая каждого из его участников в «самостроительство» своих знаний через критическое отношение к имеющимся сведениям, к поступающей информации и самостоятельное решение творческих задач. В системе мастерских все проблемы выдвигаются участниками. В ней важен сам процесс творчества.
Типы мастерских зависят от:
– состава участников;
– целей и способов деятельности;
– времени продолжительности процесса.
По составу: только для учащихся, только для педагогов, для учащихся и педагогов.
По целям и способам деятельности выделяются:
- мастерские творческого письма;
- мастерские построения знаний;
- мастерские по самопознанию;
- мастерские отношений и ценностных ориентаций
СЛАЙД 6
Концептуальные соображения:
• Процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание.
• В отличие от урока знания на мастерских не даются, а выстраиваются.
• • Мастер - для ученика, а не ученик для мастера.
• Сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.
Ведущими идеями ЖФЭН являются:
1. «Вызов современной педагогике».
2. Воспитание гражданина, личности с новым видением, мировоззрением.
3. «Все способны».
4. Интенсивные методы обучения и развития
5. Новый тип педагога
СЛАЙД 7
Принципы и правила ведения мастерской
КЛИК
Все равны, включая мастера – руководителя мастерской.
КЛИК
· Право каждого на ошибку, ошибка считается закономерной ступенью процесса познания; точные знания следуют за ошибками.
КЛИК
· Создание мастером «ситуаций успеха»
КЛИК
· Предоставление свободы в рамках принятых правил реализуется,
в праве выбора на разных этапах мастерской в праве не участвовать на этапе "предъявления продукта"; в-третьих, в праве действовать по своему усмотрению, без дополнительных разъяснений руководителя, право выбора обеспечивает ощущение внутренней свободы.
КЛИК
Значительный элемент неопределенности, неясности, даже загадочности в заданиях. Что рождает, с одной стороны, интерес, а с другой - психологиче-
ский дискомфорт, желание выйти из него и таким образом стимулирует творческий процесс.
КЛИК
· Диалоговость нельзя учиться в одиночку, ибо познание – диалектический и коллективный процесс. Особенностью мастерской является реализация идеи диалога во всех ее аспектах. Происходит обмен мнениями, знаниями, творческими находками между участниками мастерской, чему содействует чередование индивидуальных групп деятельности и работа в парах.
КЛИК
· Организация и перестройка реального пространства, в котором происходит мастерская, в зависимости от задачи каждого этапа. Это может быть круг всех участников, отдельные места для индивидуальной работы, возможность быстрого представления творческого "продукта" каждого или целой группы, пространство для импровизаций, пантомим и т.д. Содействует появлению чувства свободы.
КЛИК
· Решительное ограничение участия, практической деятельности мастера
на всех этапах мастерской. Задача его состоит, скорее, в некоторой фиксации
достигнутого участниками. Мастер не ставит вопросов и не отвечает на них. Но он может включиться в работу "на равных" с участниками - например, в мастерской творческого письма. Каждая мастерская для руководителя - поле диагностики, на основе которой создается новая мастерская или включаются другие необходимые формы работ.
СЛАЙД 8
Метод «Творческая мастерская» с большим успехом применяется мною на обобщающих уроках литературного чтения и окружающего мира. К уроку дети готовят рисунки, иллюстрации на заданную тему, пишут сочинения, стихи, рассказы, подбирают пословицы, на уроках труда изготавливают блокноты необычных форм. Дается задание разделиться на группы, создать и презентовать групповой проект на заданную тему. Предварительно необходимо составить план размещения принесенного на урок материала, оформления титульного листа. На работу отводится 20-25 минут. По истечении этого времени каждая группа или ее представитель должны презентовать свой проект.
СЛАЙД 9
В ходе практической деятельности учеников учебный кабинет превращается в настоящую творческую мастерскую. В конце урока появляются замечательные творения. Каждое решение уникально, выразительно. Научиться дружно работать в группах, прислушиваться к мнению товарищей, коллективно создавать замечательные работы (картины, газеты, книги) из собранных вместе материалов – главная цель такого урока.
СЛАЙД 10
Основные этапы мастерской
КЛИК
Индукция (поведение) – это этап, который направлен на создание эмоционального настроя и мотивации обучающихся к творческой деятельности. На этом этапе предполагается включение чувств, подсознания и формирование личностного отношения к предмету обсуждения.
Индуктор – всѐ то, что побуждает ребёнка к действию. В качестве индуктора может выступать слово, текст, предмет, звук, рисунок, форма – всё то, что способно вызвать поток ассоциаций. Это может быть и задание, но неожиданное, загадочное.
КЛИК
Деконструкция – разрушение, хаос, неспособность выполнить задание имеющимися средствами. Это работа с материалом, текстом, моделями, звуками, веществами. Это формирование информационного поля. На этом этапе ставится проблема и отделяется известное от неизвестного, осуществляется работа с информационным материалом, словарями, учебниками, компьютером и другими источниками, то есть создаѐтся информационный запрос.
КЛИК
Реконструкция – воссоздание из хаоса своего проекта решения проблемы. Это создание микрогруппами или индивидуально своего мира, текста, рисунка, проекта, решения. Обсуждается и выдвигается гипотеза, способы её решения, создаются творческие работы: рисунки, рассказы, загадки, Идѐт работа по выполнению заданий, которые даёт учитель.
КЛИК
Социализация – это соотнесение учениками или микрогруппами своей деятельности с деятельностью других учеников или микрогрупп и представление всем промежуточных и окончательных результатов труда, чтобы оценить и откорректировать свою деятельность. Даётся одно задание на весь класс, идёт работа в группах, ответы сообщаются всему классу. На этом этапе ученик учится говорить. Это позволяет учителю – мастеру вести урок в одинаковом темпе для всех групп.
КЛИК
Афиширование – это вывешивание, наглядное представление результатов деятельности мастера и учеников. Это может быть текст, схема, проект и ознакомление с ними всех. На этом этапе все ученики ходят, обсуждают, выделяют оригинальные интересные идеи, защищают свои творческие работы.
КЛИК
Разрыв – резкое приращение в знаниях. Это кульминация творческого процесса, новое выделение учеником предмета и осознание неполноты своего знания, побуждение к новому углублению в проблему. Результат этого этапа – инсайт (озарение).
КЛИК
Рефлексия – это осознание учеником себя в собственной деятельности, это анализ учеником осуществлённой им деятельности, это обобщение чувств, возникших в мастерской, это отражение достижений собственной мысли, собственного мироощущения.
Не – получил, овладел, записал, узнал, запомнил, выстроил, создал, задумался;
А – сделал, открыл, понял, почувствовал, помог, выстроил, создал, задумался, выбрал, приблизился; сделаю, подумаю, почитаю, понаблюдаю.
Чем не спектакль, построенный по всем законам драмы: завязка действия, развитие, конфликт, кульминация? А подспорьем могут быть словари, справочники, слайды, фильмы – то есть все, что помогает найти ответ.
Использование технологии педагогических мастерских позволяет обеспечить эффективную организацию и последовательное осуществление игрового образовательного процесса для достижения высокой заинтересованности и вовлеченности обучающихся в учебную, проектную, исследовательскую деятельность; формирования коммуникативных качеств личности, нравственных установок, ценностных ориентиров, соответствующих ожиданиям и потребностям обучающихся, родителей, общества.
СЛАЙД 11