Исследовательская работа по литературе на тему Диалог как основа интерпретации художественного текста

«МОУ ГИМНАЗИЯ № 7» (полного дня)





ДИАЛОГ КАК ОСНОВА ИНТЕРПРЕТАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА



Учитель русского языка и литературы высшей категории Афонина Е.В.



Как через Слово, что обычный Знак,
Понять глубины, тайны и вершины?
Проникнуть в сущность Ино-бытия
И там прозреть, со-автором предстать
И замысел Творца увидеть зримо?

Задай вопрос! Потом еще, еще
И вот появится таинственно мерцанье,-
И смысл так зримо явится тебе,
Как дивный знак Взаимо-пониманья!

(Афонина Е.В.)








Вступление

Сегодня все более значительной представляется та особенность человеческой деятельности, которая раньше не осознавалась в должной степени, а именно: человек - это существо, живущее в знаково-символическом мире, творящее этот мир и его ассимилирующее. Этот мир есть мир культуры.
Человек в наши дни живет во все более неопределенной ситуации, когда нужно находить решения, применять их и нести за них ответственность. Следовательно, человек должен быть поставлен в ситуацию, требующую творческого отношения. Одного усвоения каких-то готовых знаний и выработки соответствующих навыков тут совершенно недостаточно. Гуманитарные и социальные дисциплины не могут преподаваться и усваиваться такими же методами, как и дисциплины естественнонаучные. Для наук о человеке и обществе главным является не то, что в них обобщаются какие-то законы, на основе которых можно дать различные предсказания, а то, что они учат искусству интерпретации, искусству понимания

I. Однозначность и многозначность учебно-образовательного текста.ГЕРМЕНЕВТИКА.
Текст - первичная данность гуманитарно-философского мышления. Где нет текста, там нет и объекта для исследования и мышления.
Однозначность и многозначность текста связаны с его либо монологической либо диалогической природой.






Есть науки, где человек изучается вне текста и независимо от него – это не гуманитарные науки. Тексты теорем, аксиом, законов не требуют вчувствования, вживления, сопереживания.
Гуманитарное же мышление – это всегда диалог, встреча двух текстов – готового и создаваемого интерпретатором - контекста.
Текст – не вещь, поэтому это второе сознание, сознание интерпретирующего, воспринимающего, нельзя убрать или нейтрализовать. При объяснении – только одно сознание, один субъект; при понимании – два сознания, два субъекта.
Раскрыть и прокомментировать смысл (образа, символа) можно только с помощью другого смысла. Расшифровать его в понятиях невозможно.
Но как научить стать творческой личностью, можно ли этому вообще научиться?
Вот тут и начинают работать разнообразные приемы, способы, методы и методики, которые способствуют самому главному - выходу на смысл. Для этого существует специальная наука, которая называется ГЕРМЕНЕВТИКА.
Законы герменевтики не дают готовых ответов на заданный вопрос, они подразумевают многократное обращение адресата к адресанту (учителя - к ученику (или наоборот), в результате чего начинается приближение к истине, смыслу.






II Роль контекста в выходе на смысл

Чтобы осуществить задачу выхода на смысл, изначально обращаются к первому явлению смысловой триады «Знак – Значение - Смысл» - к Знаку. Знаком в данном смысле является писательское слово. Так ли это просто, как кажется? Вспомним Библию: «В начале было Слово, и Слово было - Бог». То есть в Слове – Знаке скрывается вторая часть триады – Значение. Но значение еще не дает нам возможность выхода на Смысл, так как для определения Смысла нужно «словесное окружение» - контекст. Только в контексте, «обрастая» другими, соседними, Смыслами, Слово – Знак приобретает свое подлинное Значение. Поэтому, анализируя содержание рассказа А. П. Чехова «Хирургия» и стихотворение М. Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу», мы исходим из словесной ткани, которая дает нам возможность после изучения контекста выйти на Значение.

В ранних рассказах А. П. Чехова используются приемы довольно прямолинейные, хотя самое главное философское противоречие (материальное - духовное) автор использует уже и в раннем творчестве. Поэтому, исследуя характер чеховских персонажей, в данном рассказе мы будем сравнивать две основные позиции: позицию долженствования (каким должен быть человек – то есть духовное начало) и реальность (то есть начало материальное).








Основой текста является противопоставление этих двух категорий, одно противопоставление мы увидим в персонаже фельдшера, второе будет связано с персонажем дьячка.
Теперь задача учителя – правильно задать «правильные вопросы».


1. Смысловая значимость образа фельдшера в рассказе А. П. Чехова «Хирургия»

ДОЛЖЕНСТВОВАНИЕ РЕАЛЬНОСТЬ
Каким должен быть внешний вид?
Аккуратный внешний вид
«... толстый человек лет сорока в поношенных триковых брюках и старой чечунчовой рубашке»



Каков должен быть образ жизни у медицинского работника?
Здоровый образ жизни
« Между указательным и средними пальцами левой руки – сигара, распространяющая зловоние».



Каким должно быть отношение к пациенту
Уважительное отношение
« - А-а-а...мое вам! С чем пожаловали?»



Как нужно относиться к своей профессии?
Высокий статус собственной профессии
«Пустяки...Хирургия – пустяки...Раз плюнуть...»


Необходимо ли знать не только теорию, но и практику?

Знание медицинских инструментов
«Фельдшер берет козью ножку, минуту смотрит на нее вопросительно, потом кладет и берет щипцы»






Каким должно быть отношение к собственному труду?
Уважительное отношение
«Сейчас мы его...тово...Раз плюнуть»



Можно ли грубо обращаться с пациентом?
Никогда грубо не разговаривать с пациентом
«А ты зачем руками хватаешь?...Я тяну, а ты мне под руку толкаешь и разные глупые слова...Дура!»


Как нужно относиться к человеку духовного звания?
Уважительно относиться к человеку духовного звания
«Ты думаешь, мужик, легко зуб-то рвать? Возьмись-ка! Это не то, что на колокольню полез да в колокола отбарабанил!»


Можно ли считать себя самым умным, многого не зная самому?
Не считать себя самым умным
«Учи ученого! Экий, господи народ необразованный! Живи вот с этакими...очумеешь!»


Должен ли врач переживать за здоровье пациента?
Переживать за здоровье пациента
«А ты что за пава такая? Ничто тебе, не околеешь!»


Вывод перед нами: человек с такими качествами даже не
медицинский работник, он уже и не человек, настолько он страшен в своей тупой невежественности!


ДОЛЖЕНСТВОВАНИЕ РЕАЛЬНОСТЬ

Может ли духовное лицо совершать греховные поступки?
Ни в коем случае не должен
«Секунду дьячок ищет глазами икону и , не найдя таковой, крестится на бутыль с карболовым раствором.»



Может ли представитель духовенства брать что-то из церковного имущества в корыстных целях?
Не должен брать ничего
«... потом вынимает из красного платочка просфору и с поклоном кладет ее перед фельдшером. »



Разрешено ли духовным лицам поминать всуе имя Господа?

Не поминать всуе имя Господа или просто библейские тексты..
«Так и ломит, так и ломит! В ухо отдает, извините, словно в нем гвоздик или другой какой предмет: так и стреляет, так и стреляет! Согрешихом и беззаконвахом...Студным бо окалях душу грехми и в лености житие мое иждих.»





Простительно ли духовному лицу грешить в миру – пить, курить?

Не грешить в миру.
«Курятин хмурится, глядит в рот и среди пожелтевших от времени и табаку зубов усматривает один зуб, украшенный зияющим дуплом» «Отец диакон велели водку с хреном прикладывать.»



Должен ли представитель духовенства высоко ценить свой сан?
Должен высоко ценить свой сан.
«Благодетели вы наши...Нам, дуракам, и невдомек. А вас господь просветил...»



Можно ли ругаться духовному лицу?
Ни в коем случае не ругаться.
«Тянул!...Чтоб тебя на том свете так потянуло!» «Сам ты дура!»



Разрешено ли представителю церкви упоминать нечистую силу?

Не упоминать нечистой силы
«Паршивый черт...выговаривает он. Насажали вас здесь , иродов, на нашу погибель!»







Тем страшнее противоречие материального и духовного, что мы видим его у духовного лица!







Смысл чеховского рассказа.

Итак, мы увидели абсолютное несовпадение долженствования и реальности, поэтому персонажи вызывают смех только при поверхностном прочтении, а при анализе контекста смех превращается в «смех сквозь слезы» : мы видим перед собой людей, абсолютно убогих в духовном отношении.


Таким образом, мы определили смысл чеховского рассказа - он в вечном противоречии материального и духовного начала, он о тех, кто, забыв о духовном предназначении человека, становится не просто смешным, а безнравственным, безыдейным, пустым. Страшно становиться не - духовным - вот идея чеховского рассказа.





























Работа с контекстом и выход на смысл. (По стихотворению М.Ю.Лермонтова «Выхожу один я на дорогу.»)

Что касается лирического произведения, то его смысл, естественно, немного труднее определить, так как лирика, во-первых, субъективный род литературы, а во- вторых, нужно хорошо знать личность самого автора.
Вот, например, какие вопросы можно задать, анализируя смысл стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова «Выхожу один я на дорогу»:
Как первое предложение подчеркивает мотив одиночества?

Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,
И звезда с звездою говорит.


С точки зрения хронотопа дороги как оценить «кремнистый» путь? (трудный, так как кремень- камень с острыми краями, очень твердый)

3. Какой момент Нового Завета напоминают строки: « Пустыня внемлет Богу»? (искушение в пустыне, когда Христос трижды отказывает дьяволу).

Теперь вспомним, в каком мире, объективном или субъективном, существует гармония? (в объективном)

Какие строчки говорят об этой гармонии?
(«И звезда с звездою говорит», «В небесах торжественно и чудно»,
«Спит земля в сиянье голубом»)












А какие строки говорят об отсутствии гармонии в человеческой жизни?
(«Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чем?»)


Вспомним, какую стихию - борьбы или покоя, предпочитал герой Лермонтова? (борьбу)

А что происходит, если борьба бесплодна и бесполезна? (видимо, разочарование) Мы правы? Читаем строфу третью:


Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!

9. Распространяет ли лирический герой Лермонтова это разочарование на всех ?
Нет, потому что:

Уж не жду от жизни ничего я
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!




Чуть ранее и Александром Сергеевичем Пушкиным было написано: «На свете счастья нет, но есть покой и воля» - что же за покой имеют в виду великие русские поэты?!











Они оба так надеялись на возможность гармоничного сосуществования человека и мира, но получили ли они его вместе со своими современниками? (Нет. А.С. Пушкин увидел разгром восстания декабристов, а М.Ю. Лермонтов - страшную реакцию после него).

11. Но ведь мировоззрения двух великих поэтов сильно отличается друг от друга. Каким образом? (А.С. Пушкин пришел к спокойному, ренессансному, как пишет Мережковский, миросозерцанию, а сам Лермонтов и его лирический герой без борьбы существовать не могут!)
12. Что остается делать человеческой личности, если она может быть свободна только внутри себя, если она понимает, что гармония человека и мира - недостижимая мечта? Умереть? Найти в чем-то (в ком- то) опору? Читаем четвертую и пятую строфу:


Но не тем холодным сном могилы
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь;

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб, вечно зеленея,
Темный дуб склонялся и шумел.

13. Что же противопоставляет лермонтовский герой «могильному холоду» несвободы? (любовь и природу, то есть одно из самых светлых человеческих чувств и божественную объективную данность, которая гармонична изначально)
14. Так какова же идея, то есть главная мысль стихотворения?
Есть вечные, божественные, гармоничные, духовные понятия - любовь, природа, покой,- и как хорошо было бы к ним приблизиться!

Конечно, вопросы могут быть и другими, но вывод, смысл текста, будет максимально приближен к истине!




13 EMBED Word.Document.8 \s 1415



Как через Слово, что обычный Знак,
Понять глубины, тайны и вершины?
Проникнуть в сущность Ино – бытия,
И там прозреть, Со – автором предстать
И замысел Творца увидеть зримо?

Задай вопрос! Потом еще, еще –
И вот появится таинственно мерцанье,-
И Смысл так зримо явится тебе,
Как дивный Знак Взаимо – пониманья!
13 EMBED Word.Document.8 \s 1415









13PAGE 15


13PAGE 14- 13 -15



13 PAGE \* MERGEFORMAT 14- 1 -15




Root Entry15