«Игра – активный метод обучения младших школьников»
Название работы: «Игра – активный метод обучения младших школьников»
ФИО педагога: Кучеренко Елена Николаевна
Наименование образовательного учреждения: МАОУ «Гимназия № 9» г. Краснокаменск, Забайкальский край
Игра – активный метод обучения младших школьников.
Задача, конечно, не слишком простая: Играя учить и учиться играя. Но если с учебой сложить развлеченье, То праздником станет любое ученье!
Современная жизнь предъявляет высокие требования к интеллектуальному и социальному развитию личности. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ставит главной целью развитие личности учащегося, раскрытие потенциала каждого ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей, широкое применение активных методов обучения (АМО).
А для младших школьников – это прежде всего ИГРЫ во всём их многообразии. Именно в игре ребёнку предоставляется уникальная возможность быть самим собой, проявлять свои способности, реализовывать фантазии, быть свободным и естественным.
«Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре.», так говорил великий педагог Антон Семенович Макаренко, который подчеркивал огромное значение детской игры.
Дошкольное детство наполнено движением, игрой, которая является ведущим видом деятельности дошколят, свободой выбора (хочу – играю, не хочу– не играю). Приобретая гордое и долгожданное звание «ученик», ребенок часто теряет намного больше - свою непосредственность, возможность свободного творчества, занятие любимым делом. Но ведь по сути он совсем недалеко ушёл от дошкольника – он также любит играть, двигаться, задавать вопросы. В этой ситуации только от нас, педагогов, зависит, сможем ли мы вырастить пытливого, любознательного, стремящегося к самообразованию творца или же взрастим ещё одного равнодушного исполнителя.
Вспоминая свои школьные годы, мне нравилось играть с друзьями во дворе или на переменках, и как огорчала необходимость читать скучные учебники, решать задачи и выполнять упражнения, запоминать придуманные взрослыми длинные заумные правила. Сегодня ничего не изменилось, и дети точно так же хотят играть и не любят заниматься навязанными им взрослыми непонятными и неинтересными делами. Детям не нравится неподвижно и молча сидеть на длинных уроках, запоминать огромную массу информации и затем пытаться непонятно для чего ее пересказывать.
Как добиться, чтобы ребёнок с желанием и интересом изучал тот или иной предмет?
Тот, кто работает с учащимися начальной школы, хорошо знает, как это нелегко. Ребята чрезмерно подвижны, внимание у них неустойчиво. Возникает много трудностей с дисциплиной. Что делать? Какой подход к ним искать? При помощи каких средств и методов сделать обучение увлекательным? Я знаю ответ – ИГРАТЬ!
Если привычной и самой желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит надо использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс, точнее, применив игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей. На этом и должен быть построен современный урок в начальной школе.
Игра занимает особое место в системе активного обучения: она является одновременно и методом, и формой организации обучения.
Являясь методом обучения, игра формирует активную и творческую учебную деятельность.
Как форма обучения игра обеспечивает развитие коммуникативных способностей – необходимое условие активной и творческой деятельности учащихся.
Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, учитель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.
Поэтому игровая технология – самая актуальная для учителя начальной школы, особенно при работе с 1-м и 2-м классами.
При изучении мотивации обучения педагоги убедились, что значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта обучающегося. Высокая позитивная мотивация может играть роль самого главного предмета в обучении.
Игра должна служить для повышения мотивации обучающихся. Таким образом, мотивационный потенциал игры будет направлен на более эффективное освоение школьниками учебной программы.
Игровая деятельность в учебном процессе позволяет реализовать следующие цели:
-ДИДАКТИЧЕСКИЕ цели: расширение кругозора, познавательная деятельность, применение знаний в практике, формирование определённых умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие универсальных учебных действий, развитие трудовых навыков;
-ВОСПИТЫВАЮЩИЕ: воспитание самостоятельности, воли, сотрудничества, коллективизма, коммуникативности;
-РАЗВИВАЮЩИЕ: развитие внимания, памяти, речи, мышления (умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии), творческие способности, умение находить оптимальные решения, развитие мотивации;- СОЦИАЛИЗИРУЮЩИЕ: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, стрессовый контроль, саморегуляция, обучение общению.
В ходе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять различные действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит учащихся в условие поиска, пробуждает интерес к победе, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдая правила игры. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствуют развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие школьника в целом.
Игровой прием должен не отвлекать детей от учебного содержания, а наоборот, привлекать к нему еще больше внимания. При выборе игрового приема следует стремиться к естественности его применения, которая диктуется, с одной стороны, логикой детской игры, а с другой - задачами, решаемыми нами, педагогами.
Игра, может проводиться на разных этапах урока. В начале урока цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность.
В середине урока игра должна помочь решить задачу усвоения темы. В конце урока она может носить поисковый характер. Это формирует коммуникативную компетенцию включающую поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование.
Наиболее уместно использование игр на уроках математики. Работая по методике Людмилы Георгиевны Петерсон уже много лет, я убедилась в том, что данная методика позволяет изучить самое сложное в самых доступных формах: игра, общение и т.д. Главное – чтобы детям было весело и интересно! Главный лозунг методики Петерсон: Зачем учить детей сложно, если можно легко!?Благодаря игровым формам подачи математических знаний у ребенка пропадает страх перед новым. Ребенок знает, что ему все под силу!
Например, при изучении темы «Сложение, компоненты сложения» Л.Г.Петерсон предлагает использовать элементы игры с движениями:
На полу лежат три обруча. Между ними - знаки “+” и “=”.
В первый круг встают 3 мальчика, во второй – 2 девочки.
- Первое слагаемое – похлопайте в ладоши.
- Второе слагаемое – поднимите руки.
- Выполните сложение. (Дети перебегают в третий обруч.)
- Сумма – попрыгайте.
Аналогичную игру можно использовать и при изучении подобных тем «Вычитание», «Умножение», «Деление», а также при изучении переместительного и сочетательного закона сложения.
Ритмические игры. Разбившись парами и стоя лицом друг к другу, дети считают молча, «про себя», одновременно выполняя под счет движения. Вслух произносится кратные того числа, через которое ведется счет (при счете 2 вслух называются числа 2,4,6…, при счёте через 3 – числа 3,6,9,12… и.т.д.) Называя кратное, дети касаются ладоней друг друга. В итоге синхронного исполнения движений происходит непроизвольное запоминание чисел, которые учащиеся проговаривают вслух. Таким образом, они фактически выучивают в процессе игры таблицу умножения задолго до ее введения.
Игра «День и ночь» «ночь»: глаза отдыхают, а голова думает, дети ложатся на руки на парту и закрывают глаза. В это время учитель диктует цепочку примеров. «день»: ученики называют готовые ответы.
Очень занимательны и интересны детям задания на поиск закономерностей (по методике Л.Г.Петерсон именно закономерности развивают логику), числовые ручейки ( дети «шагают» по числовой линейке влево или вправо, присчитывают или отсчитывают заданное число), составление цветовых ритмов, поиски отличий.
Во многих дидактических играх, таких как «Набери число», «Кто быстрее», «Лесенка», «Не зевай», «Ромашка» заложен элемент соревнования между группами, который усиливает эмоциональный характер игры. В этом случае дети стремятся не только сами хорошо выполнить задание, но и побудить к этому своих товарищей, помочь им. Такие игры неоспоримы в оценке автоматизма навыков и умений.
Работая по методике Л.Г.Петерсон я убедилась, что знакомство с новой темой, отработка полученных знаний и умений, направление мысли детей, организация детей на уроке, всего этого можно достичь превратив любое задание в занимательную интересную игру.
Применение игровых технологий на уроках позволяет вовлекать в работу всех детей. Даже слабые, стеснительные, неразговорчивые на таких уроках раскрывают свои способности, становятся раскрепощенными, открытыми и доверчивыми. Ребенок учится высказывать, оспаривать свое мнение, сотрудничать, анализировать свою деятельность и своих товарищей, активно формирует речевые умения, навыки чтения, слушания, рассказывания. Формы проведения уроков с применением игровой технологии могут быть самыми различными. Наиболее часто я использую уроки, стимулирующие познавательный интерес такие как: «Урок - игра», «Урок - викторина», «Урок - сказка», «Урок - путешествие», «Деловая игра».
Большим творческим потенциалом обладают деловые ролевые игры. В процессе которых на основе игрового замысла моделируется реальная обстановка, в которой выполняются конкретные действия, выбирается оптимальный вариант решения задачи и имитируется его реализация в практической жизни. Такие игры (например, «В магазин», «В банк», «В школу») способствуют не только привитию интереса к урокам математики, но и развивают деловые и практические качества учащихся. В частности, игра содействует воспитанию дисциплинированности, т.к. любая игра проводится по определенным правилам. В ходе игры дети учатся считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.
Использование дидактических игр дает наибольший эффект в классах, где преобладают ученики с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к предмету, для которых математика кажется скучной и сухой наукой. Создание игровых ситуаций на уроках математики повышает интерес к математике, активизирует мыслительную деятельность младших школьников, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощь.
Потребность в игре занимает значительное место в годы обучения в начальной школе и желание играть у школьников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач не только на уроках математики, но и на других уроках: уроках окружающего мира, литературного чтения, русского языка, особенно в период обучения грамоте.
Например, на уроках обучения грамоте в игре «Кто больше?» дети самостоятельно придумывают слова на заданный звук. В игре «Найди слово в слове» ученики составляют слова из букв данного учителем слова. Например, гроза (роза, рог, гора и т.д.) С такой же целью использую игры «Найди пару» (подобрать синонимы к словам), «Допиши слово», игра «Наоборот» (учитель произносит слова. Дети должны произнести эти слова наоборот. Сон, раб, ноль, лоб, ком. (Нос, пар, лен, пол, мок). Игра «Поймай звук» (учитель «бросает» детям звуки, а дети ловят их и составляют слова). На уроке русского языка при изучении темы «Изменение имён существительных по числам» на этапе закрепления материала предлагается ребятам от имён существительных единственного числа образовать имена существительные множественного числа, а слова такие: Переход, пешеход, улица, дорога, автобус, трамвай, машина, светофор. Эти слова связаны с ПДД. Во время выполнения задания дети вспоминают как надо правильно переходить улицу, что обозначает каждый цвет светофора. Кроссворды, сканворды, ребусы, анаграммы, занимательные вопросы, задачи-шутки, загадки – перевёртыши, моменты неожиданности способствуют активизации мыслительной деятельности.
Проблемы подбора игр к урокам в настоящее время в эпоху Интернет не существует. Найти игру с подробным описание условий проведения можно на любую тему и по любому предмету, главное её правильно организовать, чтобы игра стала эффективным средством активизации учебной деятельности школьников, положительно влияющим на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся.
Игры с использованием интерактивной доски дают возможность лучшего восприятия материала за счет увеличения количества иллюстраций, развивают мотивацию и делают занятия более интересными для детей.
Таким образом, игровые технологии позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют лучшему усвоению знаний, вызывают интерес к познанию, формируют познавательные компетенции учащихся. Игра позволяет сделать урок интересным, качественным, реализует интеллектуальный и творческий потенциал учащихся.
Литература:
1.Начальная школа + -, до и после» № 7 за 2006 год, В. А. Трайнев «Деловые игры в учебном процессе», «Деловые игры как способ диагностики и совершенствования личности ребенка» - методические рекомендации за 1990 год.
информационно-коммуникативных технологий (ИКТ)