Доклад к презентации по швейному делу на тему: Изучение основ экономики на уроках трудового обучения в старших классах
Министерство образования и науки РФ
Государственное специальное (коррекционное) образование автономное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №9
с. Ивановка, Ивановского района, Амурской области.
Доклад
Тема: «Изучение основ экономики на уроках трудового обучения в старших классах».
Подготовила: Большова Г.Л., учитель
Педсовет, с. Ивановка, декабрь 2013г.
В современных условиях рыночных отношений проблема экономического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья приобретает все более важную значимость. Изменения социально-экономических условий жизни людей в целом требуют глубокой и серьезной экономической подготовки учащихся 8-9 классов.
Ребятам не только трудно найти себе применение в жизни, построить семью, воспитать собственных детей. Они сталкиваются с огромным количеством мелких проблем, которых не возникают у домашних детей: как распорядиться своей зарплатой, подсчитать стоимостью коммунальных услуг, правильно сделать покупки и т.д.
В некоторой степени облегчить адаптацию выпускников к самостоятельной жизни помогут вопросы экономики, которые можно внедрить на уроках трудового обучения. Вот тогда-то у детей будут точные ответы на вопросы
«Что беречь?», «Что экономить?». Они будут знать, что нужно беречь свои личные вещи, школьное имущество, продукты, книги и т.д. Нужно экономить все. С самого раннего возраста нужно объяснять детям, что в любую вещь, в любой продукт вложен труд многих людей. У каждого просто предмета есть своя стоимость и своя ценность.
Большинство школьников встречаются с первоначальными знаниями по экономике в семье. Для наших учеников домом стал интернат. Поэтому задача обучения ребят основам экономических знаний падает на воспитателей и учителей. Надо очень знакома ситуация, когда дети без причины портят стулья, столы, парты и другое имущество. После того как на уроках экономики ученикам будет показана цена каждого предмета в классах, я уверена, что дети будут по иному относиться к вещам.
Вот и у меня в мастерской есть именная линейка от Белоусовой Инны, парта от Киселевой Ангелы.
Экономику можно рассматривать и как науку о хозяйственности, и как экономические отношения между людьми в процессе производства и обмена товарами и услугами.
Полезным и интересным для учеников могут стать практические задания по подсчету стоимости покупки, подсчету сдачи по чеку. Интересную работу можно провести по теме: «стоимость и прибыль», где ученики знакомятся с новыми экономическими понятиями.
Здесь нужно объяснить, что себестоимость – это затраты, а прибыль – это выручка за вычетом себестоимости и налогов. (слайд 2)
Если на уроке занимаемся пошивом наволочек, то девочки должны подсчитать, на какую сумму затрачено ткани и прочие расходы.
Например, расходы на одну наволочку затрачено 50 рублей.
Реализовать их можно по цене 80 рублей за штуку.
Разница составила 30 рублей.
Затрата за электроэнергию 9 рублей.
Прибыль составила 21 рубль.
Всего сшито и продано 50 наволочек.
Общая прибыль составила 21х50=1050 рублей.
Таким образом, учащиеся должны понимать, что цена готовой продукции не может быть ниже стоимости затрат. Для развития интереса к предмету мы часто используем беседы, включающие соответствующие вопросы, разнообразные задания, тесты, деловые игры, ситуации, отражающие реальную хозяйственную практику.
Работа по закреплению экономических знаний и навыков осуществляется в следующих формах: (слайд 3)
Практических (экскурсии, конкурсы, кружки);
Наглядных (выставки работ учащихся);
Словесных (классные часы, беседы).
Для детей нашего интерната профессиональное обучение одно из важнейших условий адаптации в общество. Т.к. программа по трудовому обучению хорошо приспособлена для профессиональных навыков (дает знания и умения). Учащиеся старших классов, под руководством учителей труда, оказывают большую помощь школе:
Ремонтируют мебель;
Шьют шторы, покрывала;
Выполняют работу по заказам интернета;
Делают ремонт одежды;
Шьют костюмы для художественной самодеятельности;
Изготавливают коррекционный материал.
Увидев результат своего труда дети понимают, что подарки, украшения, детали интерьера можно изготовить своими руками, это не требует больших материальных затрат и приготовиться им в будущем. Так же на уроках учу экономно расходовать ткань, показываю, как правильно разложить выкройку на ткань, объясняю, что мелкие детали можно выкроить из выпада ткани. (слайд 4)
Из старых вещей шьем одежду для кукол. (слайд 5)
Старые свитера распускаем и вяжем носочки и рукавички. (слайд 6)
Из остатков пряжи изготавливаем игрушки и так далее. (слайд 7)
Девчонки давно знают, что по окончании работы нужно выключить все электроприборы
Результаты работы по формированию экономических знаний у учащихся. Большинство учащихся понимают важность экономического воспитания и обучения: знают основные статьи доходов и расходов на питание, рассматривают варианты различной занятности после окончания школы.
Таким образом, эффективность комплексного обучения активизирует познавательную деятельность, способствует повышению уровня сформированности экономических знаний и умений учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Предлагала на уроках трудового обучения применять основы экономического образования и во II полугодии провести семинар учителей трудового обучения с целью обмена опытом среди учителей.
Литература:
Власенков Г.В. Изучение основ рыночной экономики в старших классах коррекционных школ VIII вида. // Дефектология. - 2006. - №3.
Воронкова В.В. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006.
Гладкая В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2003.