Урок по литературному чтению Аленький цветочек С.Т. Аксаков.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЙБЫШЕВСКОГО РАЙОНА
«ОТРАДНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»










Провела урок учитель начальных классов: Кузьмина Светлана Владимировна


План урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Планируемые результаты
Оценка результатов деятельности ученика
Приме-
чания

Тема урока: Аксаков С.Т. «Аленький цветочек»
Эпиграф к уроку: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

Цели:
1. Познакомить с творчеством С.Т. Аксакова и его сказкой «Аленький цветочек». Учить работать с детской книгой.
2. Развивать:
а) умения давать полные ответы на вопросы по содержанию сказки, совершенствовать навыки правильного, осознанного и выразительного чтения;
б) воображение, творческую способность детей,
в) навыки работы в мини-группах.
3. Воспитывать положительные качества в процессе коллективной работы, воспитывать сочувствие, милосердие к людям, любовь к прекрасному, к книгам.

Актуализация знаний и постановка проблемы
1.Организационный момент.
2.Речевая разминка.
Кашу кушай, сказку слушай, умом –разумом смекай, да на ус мотай.
Назвать знакомые части речи.
Прочитать пословицу , выделяя голосом сущ. (глаголы). Выявить значение слова смекай.
Метапредметные (М/П)
Развитие логического мышления (синтез)
Развитие артикуляционно
го аппарата
Самоконтроль по презентации
Слайд 1

Слайд 2







Формулирование темы урока
3.Подготовительный этап.
- Посмотрите на выставку книг, определите что общего у них? На какие две группы можно разделить эти сказки?

-Как отличить русские народные сказки от авторских?
-Есть ли на выставке книг сказка, которую мы с вами читаем? Кто ее автор?
Классифицируют
книги,
сравнивают, выявляя сходные черты, признаки соответствия и несоответствия.
Определяют жанр литературного произведения
М/П Регулятивные:
Учатся высказывать своё предположение (версию) на основе работы с выставкой книг.
Развитие логического мышления (классификация и сравнение)
Приобщать
детей к основам отечественной культуры
Самоконтроль по презентации




Слайд 3







Слайд 4










Совместное открытие знаний
Познакомимся с некоторыми биографическими моментами жизни Аксакова Сергея Тимофеевича.

(Сообщение Петровой Насти)







-Сегодня у нас итоговое занятие по сказке С.Т. Аксакова « Аленький цветочек».
-Будем исследовать, анализировать сказку.
-Выясним, какие художественные средства использовал Аксаков в своей сказке. Нужны ваши знания, внимание.

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

-Прочитайте пословицу, которая является эпиграфом к нашему уроку.
-Как понимаете смысл этой пословицы?


Работа над содержанием сказки.

-Продолжим наше исследование. Давайте вспомним, какие основные события происходили в сказке. А помогут нам рисунки.




-Найдите в тексте подходящие к рисункам отрывки и прочитайте их выразительно.






















-Сейчас посмотрите отрывок из мультфильма « Аленький цветочек»и постарайтесь увидеть и услышать художественные приемы выразительных средств, которые использует автор.



-Какие эпитеты и метафоры вы услышали?

-Барсукова П провела исследование на тему: «Художественные средства, которые использовал Аксаков в сказке».


-Назовите главного героя сказки?
-Дать характеристику младшей дочери купца.
-Дать характеристику зверю лесному.






ФИЗМИНУТКА НА ДВИЖЕНИЕ

-Просмотр отрывка из мультфильма « Аленький цветочек»
-Панюкова М узнала, какими волшебными свойствами наделяет народ аленький цветочек.
Выступления учащихся, подготовивших дома сообщения















Определяют вид сказки, называют признаки волшебной сказки





Составляют ключ к разгадке правильной последовательности рисунков к сказке.

Выборочное чтение
(учащимся заранее давался список вопросов, по которым они должны были найти отрывки в тексте сказки, сделав метки по номерам рисунков).

Просмотр отрывка из мультфильма



Выступления учащихся, подготовивших дома сообщение




Давая характеристику главным героям, высказывают свои мысли, приводят аргументы для их подтверждения;




Выступления учащихся, подготовивших дома сообщение
Познавательные:
Общеучебные:, умение пользоваться справочно-энциклопедическими изданиями, умение находить необходимую информацию, систематизировать
и усваивать ее, строить речевое высказывания
в устной форме.
Личностные: развитие памяти



Предметные:
Знание видов сказок, их отличительные признаки.

Метапредметные (М/П)
Развитие логического мышления (синтез)

умение находить необходимую информацию, систематизировать
и усваивать ее, строить речевое высказывания
в устной форме.
Личностные: развитие памяти



Предметные
Учатся ориентироваться в содержании книги, овладевают приёмами работы с книгой, совершенствуют навык осознанного, выразительного беглого чтения







Личностные
Развивать воображение, творческие способности


- Понравились ли сообщения ваших одноклассников?
-Что запомнилось больше всего?
- Как вы оцените для себя услышанный материал?
(см.Рефлексия)



















Оцените, как вы подготовились к выборочному чтению
+было легко
-было трудно.
Почему испытывали трудности









Понравился ли отрывок из мультфильма??
-Что запомнилось больше всего.



Понравились ли сообщение ваших одноклассников?
-Что запомнилось больше всего?
- Как вы оцените для себя услышанный материал?
(см.Рефлексия)




Слайд 5


















На доске













Рисунки на доске.























Слайд 6





















Слайд 7


Слайд 8

Закрепление изученного материала
- А теперь немного поразмышляем.
- Ещё раз вспомните, кто главные герои сказки?
- А почему она называется «Аленький цветочек»?
- Является ли он главным героем?

- Превратилось бы чудище в принца, если б на месте младшей дочери купца оказалась другая из дочерей? И могла ли другая дочь купца, получив цветочек, оказаться на месте младшей? Почему?

- Как вы думаете, символом чего является аленький цветочек?

- Чему учит эта сказка?

Вывод: Аленький цветочек - символ настоящей преобразующей любви. Настоящая любовь видит душу человека, его внутреннюю, скрытую от глаз, красоту. Под ее воздействием любимый человек преображается - становится красивее, лучше, добрее. Любовь, доброта и сострадание - самые главные человеческие чувства. Они могут изменить не только человека, которого мы любим, но и мир вокруг сделать лучше, чище, красивее.
делают вывод по главной мысли произведения.
Отвечают на вопросы, слушают выступления товарищей, дополняют ответы по ходу беседы, используя текст.
Коммуникативные:
Умение полно и точно выражать свои мысли
Личностные: формировать готовности выражать и отстаивать свою позицию, совершенствовать эмоциональную сферу.
Предметные: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, оценивать поступки персонажей с точки зрения общепринятых морально-этических норм;
















Самоконтроль по презентации
(зачитать вывод вслух)


















Слайд 9

Итог урока
-Ребята у вас есть мечта, желание?
Нужно верить в свою мечту, она обязательно сбудется.

Сказка «Аленький цветочек» живет вот уже более 150 лет. Она не стареет, потому что люди всегда будут верить в ...(добро, любовь). Значит, в душе каждого человека будет цвести аленький цветочек.
Участвуют в коллективном обсуждении своей мечты.
Коммуникативные: Умение работать в группе, формирование готовности к сотрудничеству с другими людьми
М/П: умение оформлять свою мысль в устной и речи.
Кто хочет кого-нибудь похвалить?


Рефлексия, самооценка деятельности учащимися
Оцените свою работу на уроке.
Цветовым сигналом показывается

Зелёный – побольше таких дел, поучительно,
Жёлтый – понравилось, но не всё, интересно,
Красный – дело не понравилось, скучно.
Дают эмоциональную оценку своей деятельности на уроке
М/П: Учиться
давать эмоциональную оценку деятельности на уроке.
Личностные: Формирование
привычки
к рефлексии.
Самооценка ученика по принятым формам
Слайд 10

Домашнее задание
Подготовить рисунки к понравившемуся эпизоду
Предлагаю и вам поучаствовать в создании сказки - придумайте начало истории, ведь мы не знаем, по какой причине злая волшебница прогневалась на королевича. Напишите небольшое сочинение на тему: "Почему появилось на свет чудище?"
Готовят выставку рисунков по сказке.
Составляют тесты сочинений.

Личностные: Развитие творческого отношения
к действитель-ности и творческих способностей.
.


















15