Проект по самопознанию Доброта спасет мир


-360045-34243800
КГКП «Я/с №41 «Теремок»
ПРОЕКТ
«Доброта спасет мир» для подготовительной группы «Буратино»

Автор-разработчик: Воспитатель Черепанова Светлана Владимировна
Риддер-2016
Паспорт проекта
Наименование проекта: «Доброта спасет мир»
Длительность реализации проекта: Конец января 2016 г. (краткосрочный, 3 дня)
Вид проекта: Внутригрупповой, информационно-практико-ориентированный (прикладной)
Возраст детей: 6-7 лет (подготовительная группа)
Участники проекта: Воспитатели д/с, дети подготовительной группы «Буратино», родители
Интегрированные образовательные области: Самопознание, конструирование, рисование, лепка, социум, художественная литература, развитие речи
Цель проекта: Формирование и развитие представлений о традиционных гуманистических ценностях, основных нравственных категориях;
Пробуждение и развитие добросердечного отношения к окружающим, развитие конструктивного личностного начала;
Развитие и углубление представлений о различных человеческих качествах, в т.ч. отрицательных;
Воспитание духовной, высоконравственной личности.
Задачи проекта: Знакомство с детской классической литературой, раскрывающей понятие и основные принципы гуманизма;
Раскрытие образа каждого участника проекта, его творческого потенциала;
Совершенствование коммуникативных навыков, умения взаимодействовать с окружающими, в т.ч. в рамках одной команды;
Активизация и развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности;
Воспитание стремления проявлять доброту, милосердие, сострадание и заботу как по отношению к близким людям (семье, друзьям), так и окружающим.

Актуальность проекта
Серьезной проблемой современности является практически повальное увлечение всевозможными электронными гаджетами. Бесспорно, IT-технологии являются важной частью нашей жизни, но подменять детство они не должны. В этом плане весьма показателен рост числа родителей, беспокоящихся чрезмерной увлеченностью своих чад разнообразными техническими новинками.
Увлечение компьютерными играми отнюдь не способствует пополнению словарного запаса, развитию коммуникативных навыков, создает трудности в развитии адекватного эмоционального восприятия окружающего мира, препятствует поддержанию нормальных взаимоотношений с близкими людьми и пр.
В этой связи становится чрезвычайно актуальной тема семьи и общества в нравственном воспитании дошкольника. Ребенок 6-7 лет нуждается в развитии и углублении представлений о социуме, взаимоотношениях между людьми, формировании устойчивых морально-этических установок. Доброта, дружелюбие, сочувствие и сопереживание окружающим, стремление помогать другим, уважение чужого мнения, обуздание собственного эгоизма – вот какие качества необходимо в первую очередь формировать в этот период.
Анализ теоретической литературы и мой собственный профессиональный опыт убедительно доказал необходимость использования проектной методики в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Реализация же краткосрочного проекта «Доброта спасет мир» позволит развить сформированные ранее представления о морально-этических категориях, различных качествах человеческой личности и, в первую очередь, о доброте.

План реализации проекта
Подготовительный этап:
Подготовка воспитателем всего необходимого материала, в т.ч. дидактического, информационного;
Помощь со стороны родителей при реализации проекта (например, совместное с детьми изготовление творческих поделок, участие в подготовке отдельных мероприятий, сочинении сказок и пр.);
Самостоятельный поиск детьми пословиц и стихотворений на заданные темы;
Разработка конспектов, сценариев отдельных мероприятий.
Основной этап:
Реализация проекта.
Дни недели Образовательная деятельность Внеучебная деятельность Самостоятельная деятельность детей Совместная деятельность детей и родителей
Понедельник Открытое занятие «Друг познается в беде…» (с инсценировкой сказки)
Цель: Формирование представлений у детей о чутком и отзывчивом человеке. Развитие у детей творческой самостоятельности, умения передавать настроение и характер персонажа как различными вербальными средствами, так и пластикой своего тела, какой-либо материальной атрибутикой. Обучение выстраиванию конструктивных отношений с окружающими, поиску новых друзей. Развитие умения давать нравственную и моральную оценку тем или иным поступкам, логично обосновывая при этом свое решение. Воспитание стремления проявлять лучшие человеческие качества, такие как милосердие, отзывчивость, доброта, дружелюбие. Сюжетно-ролевая игра (подвижная) «Я ищу друга!»
Цель: Сплочение детского коллектива. Работа над развитием у детей умений выстраивать игровой замысел, распределять роли в ходе игрового процесса, самостоятельно улаживать возникающие конфликты. Развитие коммуникативных навыков, в т.ч. интонационной выразительности. Развитие у детей навыков оценивания своих и чужих поступков в совместных играх и иных ситуациях. Развитие интуиции, ловкости, глазомера, быстроты реакции. Воспитание культуры общения, желания поддерживать своих друзей и заботиться о них. Просмотр мультфильмов «Как заяц помог медведю в беде», «Ростик и Кеша»
Цель: Расширение представлений об окружающем мире, знакомство с новыми словами, явлениями, ситуациями. Развитие мышления, навыка выстраивания причинно-следственных связей. Развитие эстетического вкуса, чувства юмора. Формирование оценочного отношения к окружающему миру на наглядных поведенческих примерах. Реализация эмоциональных потребностей детей. Рисунки на тему «Планета Доброты»
Цель: Углубление представлений детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека. Формирование положительного отношения ко всем людям, к окружающему миру; потребности совершать добрые поступки, действовать бескорыстно, от души. Расширение своего эмоционального диапазона. Воспитание доброты, отзывчивости к людям, бережного отношения к природе.
Среда Открытое занятие «7Я»
Цель: Расширение представлений детей о роли семьи в обществе, ее структуре. Воспитание доброты, любви и заботы по отношению к родным людям. Развитие и совершенствование навыков общения, активизация словарного запаса по темам «Семья», «Общество», «Человек. Качества личности». Развитие навыков выявления причинно-следственных связей между конкретными поступками и настроением членов семьи. Сюжетно-ролевая игра «Семья»
Цель: Развитие представлений детей о взаимоотношениях в семье, совместном досуге. Развитие культуры общения, в т.ч. ролевого. Воспитание любви, заботы, доброжелательности по отношению к членам семьи, формирование и развития интереса к их деятельности. Чтение стихотворений детских классиков и их обсуждение
Цель: Активизация познавательно-поисковой деятельности. Знакомство с произведениями детских классиков, формирование эстетического вкуса. Развитие техники выразительного чтения, монологической и диалогической речи. Развитие аналогового мышления, эмоционального восприятия текста. Рассмотрение на литературных примерах взаимоотношений в семье, сопоставление своих и поступков различных персонажей, их анализ и оценка. Воспитание терпимости к чужим недостаткам, любви, доброты и заботы по отношению к близким людям. Творческая работа-исследование «Генеалогическое древо моей семьи»
Цель: Развитие познавательно-поисковой деятельности, пробуждение интереса к истории своей семьи. Раскрытие творческих способностей детей и родителей. Формирование навыков по обработке информации, ее систематизации и т.п. Развитие умения формировать цепочку родственных взаимоотношений. Воспитание аккуратности, тщательности, внимательности. Развитие и укрепление взаимосвязи между поколениями, обеспечение преемственности внутрисемейных традиций.
Участие в III Международном конкурсе «Генеалогическое древо» (ЦДО «Снейл»)
Пятница Открытое занятие «Доброта в моем сердце»
Цель: Развитие и закрепление в сознании детей понятий «доброта», «доброе дело», «взаимовыручка». Развитие и закрепление стремления совершать добрые поступки. Воспитание позитивного, доброжелательного отношения к окружающему миру. Дидактическая игра «Планета Единства»
Цель: Развитие коммуникативных навыков и наблюдательности. Развитие основных нравственных качеств (доброты, сострадания, милосердия и пр.) и творческих способностей. Воспитание чувства взаимопомощи и сотрудничества. Развитие воображение, интуиции, ловкости, глазомера, быстроты реакции. Прочтение и обсуждение различных пословиц и поговорок
Цель: Развитие познавательно-поисковой деятельности за счет использования отдельных элементов этнопедагогики. Углубленное знакомство с народным фольклором, его внутренним содержанием. Формирование эстетического вкуса. Развитие техники выразительного чтения, монологической и диалогической речи. Развитие абстрактного и образного мышления, расширение эмоционального диапазона. Воспитание доброжелательности, миролюбия, открытости, гуманизма. Сочинение сказки «Про доброе дело ласточка пела…»
Цель: Активизация и пополнение словарного запаса. Работа со сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями. Развитие навыка составления ясного и последовательного рассказа на заданную тему с использованием антонимов, синонимов, омонимов и пр. Развитие воображения, творческих способностей детей. Развитие вербальных коммуникативных навыков, способности к «самопрезентации». Развитие эмоционально-волевой сферы, стабилизация психических процессов. Воспитание положительных нравственных качеств, уважение к результатам своего и чужого труда, целеустремленность.
Заключительный этап:
Проведение выставки рисунков детей и родителей на тему «Планета Доброты»;
Создание и распространение книжки-«малышки» на тему «7+Я=СЕМЬЯ!» (подборка стихотворений);
Выставка творческих работ «Генеалогическое древо моей семьи»;
Создание и распространение листовки на тему «Доброта нужна всем людям!»;
Создание и распространение книжки-«малышки» на тему «Про доброе дело ласточка пела» (подборка сказок).
Результаты проекта:
Повышение уровня сплоченности в детском коллективе. Высокий уровень взаимовыручки, доброжелательности в детском коллективе;
Закрепление в сознании детей основных морально-этических понятий, нравственных категорий;
Развитие и закрепление представлений о социуме на микроуровне (например, семье, друзьях и т.п.), общепринятых поведенческих нормах;
Достаточно высокий уровень вербальных коммуникаций, развитая культура общения;
Достаточно высокий уровень познавательно-исследовательской активности, большинство воспитанников умеют самостоятельно определять задачу и предлагать способы ее решения;
Значительно обогащен словарный запас, расширены представления детей о народном фольклоре (пословицах, поговорках) и классической детской литературе;
Дети умеют интерпретировать содержание заданных текстов, осмысливать образы предложенных персонажей, хорошо владеют различными средствами театрализации (невербальная, интонационная, языковая выразительность, использование предметов-заместителей и пр.)
Увеличен коэффициент участия родителей в жизни группы, вырос их интерес к деятельности детского сада.
Использованная литература:
Веракса, Н.Е. / Галимов, О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников: практич. пособие / Н.Е. Веракса, Галимов О.Р. – Москва, МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012
Лопатина, А.А. / Скребцова, М.В. 600 творческих игр: практич. пособие / А.А. Лопатина, М.В. Скребцова – Москва, Амрита-Русь, 2011
Соколова, Е.Р. Формирование чувства отзывчивости у детей дошкольного возраста: метод.-практич. пособие / Е.Р. Соколова – Москва, Учитель, 2016
Шорыгина, Т.А. Детям о самом важном – моя семья: метод. пособие / Т.А. Шорыгина – Москва, ТЦ Сфера, 2012