Открытый урок по литературному чтению на тему С.Т.Аксаков Аленький цветочек 
Муниципальное казённое образовательное учреждение «Холмовская  средняя общеобразовательная школа»
Открытый урок литературного чтения
Тема урока «С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»
Форма урока: Урок - размышление
Учитель: Колесникова Светлана Николаевна
Холмовка - 2015
Урок литературного чтения по теме С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»
Технологическая карта урока.
Предмет: литературное чтение.
Класс: 
Программа: УМК "Школа России"
Тема урока: С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»
Цели урока:
продолжить работу над сказкой «Аленький цветочек;
отрабатывать навыки правильного осознанного чтения;
давать характеристику героям сказки, учить анализировать сказку, работать с книгой;
обогащать словарный запас детей;   
закреплять умения работать над деформированным текстом;
Задачи педагога:
Формировать новые способы действий.
Развивать умение самостоятельно работать с источниками информации, анализировать, делать выводы и умозаключения.
Развивать эмоциональную сферу, творческое мышление, речь, коммуникативные общеучебные умения при работе в группах.
Устанавливать связь с жизненным опытом ребёнка, способствовать развитию интереса в познании самого себя.
Обогащать чувственный  опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире.
Планируемый результат(предметные):
Знать:
понятие «литературная сказка» 
Уметь:
определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя оценивать свою работу на уроке;
анализировать художественный текст, выделять основную мысль;
осмысливать правила взаимодействия в паре и группе;
проявлять интерес к чтению и изучении творчества С.Т. Аксакова 
Личностные УУД:
проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
УУД (метапредметные):
 Регулятивные УУД:
определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок
Познавательные УУД:
использовать различные способы обработки, анализа и представления информации
строить монологическую речь в устной форме
Коммуникативные УУД:
слушать и понимать речь других
совместно договариваться о правилах поведения общения в группе и следовать им
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).
Форма урока: Урок - размышление
Учитель: Колесникова Светлана Николаевна
Техническое оснащение урока:
Компьютер, проекционный экран.
Портрет писателя Аксакова;
Карточки с заданиями, шаблоны цветов, зеркало, венец,  аленький цветочек, шкатулка
"Толковый словарь" С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.
Учебно-методическое обеспечение: учебник « литературное чтение» 4кл. 1 часть.
Методы, применяемые на уроке:
Словесные (рассказ, беседа, объяснение)
Наглядный (презентация учителя, наблюдения обучающихся)
Проблемно- диалогическая технология
Исследование
Формы организации работы на уроке:
Парная 
Групповая
Индивидуальная
Ход урока:
Организационный  момент. Психологический настрой учащихся. 
Прозвенел звонок,Начинается урок!
Если только улыбнуться.То начнутся чудеса –От улыбок прояснятсяИ глаза и небесаНу- ка взрослые и детиУлыбнитесь поскорей,Чтобы стало на планетеИ светлей и теплей!(слайд № 1)
Речевая разминка. (Слайд2)
«Кашу кушай, а сказку слушай, умом-разумом смекай, да на ус мотай.»
-Назовите знакомые части речи (Существительные, глаголы союзы, предлоги.)
-Прочитайте пословицу, выделяя голосом глаголы,
-Прочитайте, выделяя голосом существительные.
-Прочитайте быстро.
- Прочитайте выразительно. 
-Как понимаете пословицу? (Сказки читать полезно.  В них много поучений.)
2.Актуализация знаний учащихся.  Сообщение темы, постановка целей урока.  Маршрутный лист.
- Дорогие ребята! Сегодня мы окунемся с вами в чудесный, волшебный мир сказки. В этот мир мы попадаем тогда, когда открываем книгу со сказками. Сказка хороша тем, что в ней всегда побеждают добро и справедливость. Поэтому так всегда хочется возвращаться к сказке вновь и вновь. 
-На урок я пришла не с пустыми руками.
- У меня сюрприз! (венец, зеркало)  
- Какие вопросы  вы можете задать друг другу  видя эти вещи?
- Почему так решили? ( Все эти предметы вы встретили в сказке) Слайд-3
Проверка дом.зад
- Какое известное изречение А.С. Пушкина мы знаем?(Сказка –ложь…..) –Слайд-4
- Сегодня на уроке должны решить проблему: «Какие уроки мудрости преподает читателям  С.Т. Аксаков в сказке “Аленький цветочек”» (слайд № 5)
- Но чтобы решить проблему, мы должны вспомнить содержание сказки. (индивидуальная работа –тест)
Вопросы: (тест -у каждого учащегося)
Кто написал сказку «Аленький цветочек»?
Сколько дочерей было у купца?
На какой палец долен был надеть перстень купец?
Сколько дней должен бал пробыть купец  дома?
Какая дочь отправилась к «зверю лесному»?
Чем закончилась сказка?  (Проверка- по обрацу. Слайд 6)
- Молодцы, вы очень внимательно читали. Я думаю, что вы тоже справитесь со следующим заданием. У вас на столе лежат задания. Это задание выполняем в парах.
3. Работа в парах.
-Нужно  восстановить порядок событий в сказке. Прочитайте карточку и пронумеруйте порядок. Что идет первым? И т.д.
Нашел купец подарки для старших сестер. – И-3
Три дня и три ночи думали дочери и выбрали себе подарки. – П-2
Жил купец и было у него три дочери. – Э-1
Младшая дочь у зверя лесного.- Е-5
Скучает Настенька по батюшке и сестрам. –Т-6
Купец встретился со зверем лесным.- Т- 4
Опечалился купец, возвращаться к «лесному зверю» надо.-Ы-7
1 2 3 4 5 6 7
Э П И Т Е Т Ы
Проверка по образцу. (слайд № 7)
- Поднимите руку,  кто выполнил так, как я?
Приведите примеры из текста, оцените свою работу.
- Молодцы.
4. Физминутка. (слайд № 8)
5. Работа в группах.
- Давайте  вернемся к нашему вопросу (теме) (слайд № 9)
. Я думаю, теперь мы можем приступить к решению этой проблемы. Я предлагаю поработать в группе. Каждая группа, выполняя задания,  сделает вывод:  Какой урок мудрости  преподносит автор, но у каждой группы он будет свой.
 
-Повторим правила работы в группе! (слайд № 10)
Распределите  роли в группе.
Внимательно   прочитайте задание.
При  обсуждении задания  выслушивайте   мнение  каждого. 
Не перебивай говорящего. 
1 группа. Задание:
1.  Назовите  главную черту характера купца. Подтвердите отрывками из текста. 
2. Выберите  пословицы о честности.
2 группа. Задание:
1. Чтение по ролям
(С. 203)  Начиная со слов « Заутра позвал к себе купец….      До слов с.204       …. Обнял он свою меньшую дочь, любимую…» 
Легко ли младшей дочери  было сделать такой выбор? О какой черте характера это говорит?  
 
 3 группа. Задание:
1. Найдите описание зверя лесного, когда его увидела в первый раз девушка 
2. Какими положительными  качествами обладало чудище, что девушка его перестала бояться?  
   4 группа.  Задание:
  1.Собрать картинку и найти к какому эпизоду относится эта иллюстрация.   (прочитайте)
   2. Как вы считаете, какая пословица подходит к этому  эпизоду сказки? Почему? 
(Любовь не знает мести, а дружба лести. Любовь все побеждает!  Скромность  всякому к лицу.)
6. Выступление групп (составляем кластер на доске)
1 группа (на доске запись - честность)
- А мог бы купец не вернуться к зверю лесному?
2 группа  (на доске запись - самопожертвование). Работа с Толковым словарем.
- А вы могли бы так поступить?
3 группа (на доске запись - доброта) 
- Некрасивый внешне человек может быть красив душой, и он будет настоящим другом, с которым будет счастлив. 
4 группа (на доске запись – любовь)
 7. Подведение итогов.
- Хорошо поработали в группах
- Давайте вспомним проблему
- Сможем ли мы её решить, используя те слова и выражения, которые выяснили в ходе работы?
На доске запись
Какие уроки мудрости преподает читателям  С.Т. Аксаков в сказке “Аленький цветочек”
Честность
Самопожертвование
 Доброта
Любовь
9. Рефлексия.  Итог урока.
- Проблему мы решили, и урок подходит к концу.
 Как вы думаете, пригодиться ли вам знания, приобретенные на уроке?
 Что лично для себя вы взяли из мудрой сказки?
- Прочитайте пословицы. Какая из них отражает  сказку? (Ответы детей)
 У вас на партах аленькие лепестки, напишите на них,  чему вас научила сказка. 
-  Прикрепите   свои лепестки к стебельку на доске. 
- Ой,  какой красивый аленький  цветочек  получился, да еще и мудрый!
( Читаю надписи) 
       Аленький цветочек – символ настоящей любви.  Любовь, доброта и сострадание - самые главные человеческие чувства. Они могут изменить не только человека, которого мы любим, но и мир вокруг сделать лучше, чище, красивее.
      Я желаю, чтобы   вы выросли добрыми честными людьми, ради своих близких готовых на все. 
Домашнее задание: пересказ  понравившегося отрывка.
 Заполнение маршрутного листа. (самооценка)
 Выставление оценок. Спасибо за  работу на уроке!