Разработка урока по географии Природно-хозяйственные зоны. Степь и лесостепь
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ДОЛИНОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА»БЕЛОГОРСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
ОТКРЫТЫЙ УРОК ГЕОГРАФИИНА ТЕМУ
ПРИРОДНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ЗОНЫ.СТЕПИ И ЛЕСОСТЕПИ.
Подготовил и провёл:учитель географииМолочковская О.Г.
16 февраля 2017 год
Цели урока:
1. Продолжить формировать представление учащихся о природно-хозяйственных зонах России, умение давать характеристику природной зоны по плану;2. Сформировать образы лесостепи и степи, изучить особенности природных компонентов в степях и лесостепях, а также взаимосвязи между ними;3. Выявить значение степной зоны для развития сельского хозяйства России, раскрыть роль чернозёмов;4. Раскрыть проблемы степной зоны и пути их решения;5. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование:
1. Карта природных зон России (настенная),2. Таблица «Природно-хозяйственные зоны»,3. Атласы по географии для 8 класса,4. Контурные карты «Природные зоны России»,5. Дополнительная литература,6. Компьютер с подключением интернета,7. План описания природно-хозяйственной зоны.
Тип урока:
Изучение нового материала.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
Фронтальный опрос:1. Что такое природный комплекс?2. Докажите, что природно-хозяйственная зона – это природный комплекс.3. Какие природно-хозяйственные зоны встречаются на территории России? Покажите их на карте.4. Какие природно-хозяйственные зоны – основные, а какие – переходные?4. По какому плану характеризуют природно-хозяйственную зону?
III. Изучение нового материала.
Задание 1. По аудиозаписи «Звуки природы» (звуки степи), определите природно-хозяйственную зону, которую мы будем сегодня изучать.
Задание 2. «Ассоциативный куст». Учитель в центре доски записывает понятие, а ученики называют признаки и ассоциации этого понятия.
С Т Е П Ь
Проблемный вопрос: Почему зону степи и лесостепи называют главным сельскохозяйственным производителем, от которого зависит продовольственная обеспеченность всей страны?
Решение проблемного вопроса осуществляется по этапам:1. Изучение природных условий зоны степи и лесостепи.2. Оценка хозяйственной деятельности человека в данной природно-хозяйственной зоне.3. Вскрыть проблемы, возникающие в результате хозяйственной деятельности, и пути их решения.
Изучение характеристики природно-хозяйственной зоны по плану:
Географическое положение
Внешний облик зоны
Климат
Почвы
Растительность
Животный мир
Использование человеком
Экологические проблемы.
Географическое положение.
Задание 3. Пользуясь картой «Природные зоны России»,- покажите зону лесостепи и зону степи, - нанесите эти зоны на контурную карту (контурная карта заполняется на протяжении изучения всей темы «Природно-хозяйственные зоны», начиная с Арктики),- дайте описание географического положения данных зон.
Внешний облик зоны.
Ученику дано опережающее домашнее задание: найти описание степи в художественном произведении.
Примерный ответ:
Сжатая рожь, бурьян, молочай, дикая конопля – всё побуревшее от зноя, рыжее и полумёртвое, теперь омытое росою и обласканное солнцем, оживало, чтобы вновь зацвести. Над дорогой с весёлым криком носились стрекозы, в траве перекликались суслики, где-то далеко влево плакали чибисы. Стадо куропаток, испуганное бричкой, вспорхнуло и со своим мягким «тррр» полетело к холмам. Кузнечики, сверчки, скрипачи и медведки затянули в траве свою скрипучую монотонную музыку.
Но прошло совсем немного времени, роса испарилась, воздух застыл, и обманутая степь приняла свой унылый июльский вид. Трава поникла, жизнь замерла…
На холме хлеб уже скошен и убран в копны, а внизу еще косят… шесть косарей стоят рядом и взмахивают косами, а косы весело сверкают в такт, все вместе, издают звук: «вжжи, вжжи!» По движениям баб, вяжущих снопы, по лицам косарей, по блеску кос видно, что зной жжёт и душит…
(Из повести А.П.Чехова «Степь»).
Визуально внешний облик степи воспринимаем, просмотрев отрывок фильма «Дыхание степи» (3 минуты).
Климат.
Вопрос: Чем обусловлено образование природных зон на суше? (соотношение тепла и влаги).Задание 4. Пользуясь климатической картой России и таблицей «Климат России», опишите климат зоны лесостепи и степи по плану:- тип климата,- температура воздуха в январе,- температура воздуха в июле,- максимальная и минимальная температуры, зарегистрированные в данном регионе,- среднегодовое количество осадков,- коэффициент- средняя продолжительность солнечного сияния за год,- опасные погодные явления (засуха, суховей, пыльная буря).Каждый пункт плана выполняет отдельный ученик.
Почвы.
Задание 5. Пользуясь картой «Почвы России» в атласе и таблицей «Почвы и мелиорация» опишите почвы зоны лесостепи и степи по плану:- тип почв лесостепи и степи,- толщина гумусового горизонта, сравнить с другими зонами,- мелиоративные мероприятия в зоне степи.
Облик чернозёма сформировать, прочитав текст учебника на стр.138 – 139.
Растительность.
Задание 6. Пользуясь учебником и дополнительной литературой описать растительный мир зоны степи.- информацию найти в учебнике на стр. 137,- информацию найти в книге «Природные зоны России» на стр. 20 – 24.
Животный мир.
Задание 7. Пользуясь учебником и дополнительной литературой описать животный мир зоны степи.- информацию найти в учебнике на стр. 137,- информацию найти в книге «Природные зоны России» на стр. 20 – 24.
Деятельность человека.
Задание 8. Из предложенных видов хозяйственной деятельности выберите те, которые характерны для зоны степи.
1. добыча полезных ископаемых2. промысел морских животных3. вырубка леса4. распашка степных участков5. строительство водохранилищ и оросительных каналов6. лесозаготовка7. охота8. выращивание сельскохозяйственных культур 9. рыболовство10. выпас крупного и мелкого рогатого скота.
Задание 9. Используя таблицу «ПХЗ» дайте оценку соотношения естественных и антропогенных ландшафтов.
Задание 10. Из таблицы «ПХЗ» выберите отрасли растениеводства и животноводства зоны степи.
Нерациональное природопользование приводит к негативным последствиям.
Задание 11. Из отдельных звеньев составьте причинно-следственные цепочки влияния деятельности человека на природу степи.
- Распашка степей уничтожение степной растительности уничтожение степных животных уничтожение природного комплекса степи.
- Добыча полезных ископаемых строительство шахт, карьеров, терриконовнерациональное использование земель уничтожение природного комплекса степи.
Задание 12. Предложите пути решения проблем возникших в зоне степи. Учитель называет проблему, ученик – пути решения.
Проблема: Пути решения:выдувание почвы посадка лесополос водная эрозия распашка поперёк склонаисчезновение степных раст. и жив. создание заповедниковрасширение пахотных площадей мелиорация.
IV. Закрепление.
Практикум «Сравнение безлесных зон России»
План
сравнения
Тундра Степь
ГП
побережье Северного Ледовитого океана
юг Русской и Западно-Сибирской равнины
ПРИЧИНЫ БЕЗЛЕСИЯ
суровый климат, избыток влаги
недостаток влаги
ЖИЗНЕННЫЕ ФОРМЫ РАСТЕНИЙ
подушкообразные, стелющиеся формы, небольшой рост
травы
РАСТЕНИЯ
мхи, лишайники, ягодные кустарнички и карликовые деревья
ковыль, злаки, тюльпаны
Вывод: и тундра, и степь - безлесные зоны. Но вызвано это разными причинами: разным соотношением тепла и влаги
V. Рефлексия.Учащиеся формулируют выводы по уроку.
VI. Домашнее задание.
Пар. 34 читать, отв. на вопросы 5, 6 стр.139. Найти значение слов: целина, урёма, засуха, суховей, эфемеры, ксерофиты.