Рабочая программа 8-9 класс химия


Краснодарский край, Северский район, станица Северская
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 44
станицы Северской МО Северский район

УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 28 августа 2015 года протокол №1
Председатель Л.А.Тараненко

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по химии
Уровень обучения (класс) основное общее образования, 8-9 класс
Количество часов 136 Учитель: Мяоц Светлана Владимировна
Рабочая программа разработана на основе примерной образовательной программы
основного общего образования по химии, одобренной Федеральным
учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол №1/15
от 8 апреля 2015

Пояснительная записка.
Рабочая программа по химии реализуется в УМК для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана «Химия 8 класс», «Химия 9 класс», на основе нормативных документов.
1.1.Перечень нормативных документов, используемых для составления рабочей программы:
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 года № 273-ФЗ.
2. Закон Краснодарского края от 16 июля 2013 г. N 2770-КЗ "Об образовании вКраснодарском крае" (с изменениями и дополнениями)
3. Приказ Министерства образования РФ от 05.03. 2004 г. N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов
начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»,
с изменениями и дополнениями.
8. Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства
образования и науки РФ от 07.07. 2005 г. N 03-1263 «О примерных программах поучебным предметам федерального базисного учебного плана»,
9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013
№ 1015 (с изм. и дополнениями) «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам - образовательным программам начального общего, основного общего
и среднего общего образования»
10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.
2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых
к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования»
11. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06.
2015 г. № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»
12. Постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12. 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», с изменениями.
13. Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10. 2010 г. № 986 «Обутверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части
минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений».
14. Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.04. 2005 г. № 03-417 «О
перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений».
16. Рекомендации Министерства образования и науки РФ от 24.11. 2011 г. №
МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием».
17. Письмо министерства образования и науки Краснодарского края от 16.03. 2015
года № 47-3353/15-14 «О структуре основных образовательных программ общеобразовательных организаций».
20. Письмо министерства образования и науки Краснодарского края от 14.07.2015
г. № 47-10267/ 15-14 «О формировании учебных планов общеобразовательных организаций Краснодарского края на 2015-2016 учебный год»
22. Примерные основные образовательные программы начального общего образования и основного общего образования, внесенных в реестр образовательных
программ, одобренных федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015г. № 1/5). http://fgosreestr.ru/.
23. Письмо Министерства образования и науки Краснодарского края от 20.08.2015 г. №47-12606/15-14 «Рекомендации по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов»
Программы духовно – нравственного развития и воспитания личности.
Основная общеобразовательная программа МБОУ СОШ № 44, утвержденной 28.08.2015 года
1.2Цели обучения с учетом специфики учебного предмета
Основные цели изучения химии направлены:
на освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
на овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
на развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
на воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
на применение полученных знании и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающее среде.Задачи обучения.
Воспитательные задачи: воспитание и развитие интереса обучающихся к учебному предмету химии; воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде; подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути.
Образовательные задачи: продолжить формирование основ читательской компетентности; развитие навыков работы с различными видами информации, ( в том числе и компьютерной); сформировать базовый понятивный аппарат; представление о единстве материального единства веществ и их генетической связи на основе особенностей строения атомов и молекул, Периодического закона Д.И. Менделеева; научить обучающихся планировать, проводить эксперимент и применять полученные знания для организации безопасной работы; сформировать умение проводить стехиометрические расчеты.
Развивающие задачи: развитие познавательных интересов, индивидуальных и творческих способностей, учащихся в процессе изучения ими химической науки.
1.3.Обоснование выбора содержания части программы по учебному предмету
Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; оценивание и корректировка своего поведения в окружающем мире.
Программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении атомов, и биологии 9 класса, где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ. Весь теоретический материал курса химии для основной школы рассматривается в 8 классе, что позволяет учащимся 9 класса более осознанно и глубоко изучить фактический материал химию элементов и их соединений. Наряду с этим такое построение программы дает возможность развивать полученные первоначально теоретические сведения на богатом фактическом материале химии
элементов. В результате выигрывают обе составляющие курса: и теория, и факты
2.Общая характеристика учебного предмета.
В содержании данного курса представлены основополагающие теоретические сведения по химии, включающие изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии.
Содержание учебного предмета включает сведения о классах неорганических веществ, водорода и кислорода; их строении и свойствах, генетической связи, а также химических процессах, протекающих в промышленности и окружающем мире.
Теоретическую основу изучения неорганической химии составляет атомно-молекулярное учение, учение о сложности строения атомов и молекул, периодический закон Д.И. Менделеева с краткими сведениями о строении атомов, закономерностях протекании химических реакций.
В изучении курса значительна роль отводится химическому эксперименту: проведению практических и лабораторных работ и описанию их результатов, выводов к ним и стехиометрическим расчетам.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета «Химия»
Для сознательного освоения предмета «Химия» в школьный курс включены обязательные компоненты содержания современного химического образования:
1) химические знания (теоретические, методологические, прикладные, описательные — язык науки, аксиологические, исторические и др.);
2) различные умения, навыки (общеучебные и специфические по химии);
3)  ценностные отношения (к химии, жизни, природе, образованию и т. д.);
4) опыт продуктивной деятельности разного характера, обеспечивающий развитие мотивов, интеллекта, способностей к самореализации и других свойств личности ученика;
5) ключевые и учебно-химические компетенции.
В качестве ценностных ориентиров химического образования выступают объекты, изучаемые в курсе химии, к которым у обучающихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.
Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания. Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе изучения химии, проявляются в признании:
ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
ценности химических методов исследования живой и неживой природы.
Развитие познавательных ценностных ориентаций содержания курса химии позволяет сформировать:
уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности;
понимание необходимости здорового образа жизни;
потребность в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ в повседневной жизни;
сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.
Курс химии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:
правильному использованию химической терминологии и символики;
развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
развитию умения открыто выражать, и аргументировано отстаивать свою точку зрения.
3.Описание места учебного предмета химия в учебном плане
Особенность курса химии состоит в том, что для его освоения школьники должны обладать не только определённым запасом предварительных естественно-научных знаний, но и достаточно хорошо развитым абстрактным мышлением. Это является главной причиной того, что в учебном плане ОУ ст. Северской Северский район этот предмет появляется последним в ряду естественно-научных дисциплин.
В учебном плане на изучение химии в основной школе отводится 2 учебных часа в неделю в течение двух лет — в 8 и 9 классах; всего 136 учебных занятий.
Распределение времени по темам программы дано ориентировочно. Учитель может изменять его в пределах годовой суммы часов. Если в 9 классе не изучаются основы органической химии (раздел 3), то отведённые на него часы учитель распределяет по всему курсу 9 класса.

5.Содержание учебного предмета «Химия»
класс.
1. Первоначальные химические понятия (20 ч.)
Предмет химии (6 ч.). Химия как часть естествознания.
Вещества и их свойства. Методы познания в химии: наблюдение, эксперимент.
Приёмы безопасной работы с оборудованием и веществами. Строение пламени.
Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ: отстаивание, фильтрование, выпаривание, кристаллизация, дистилляция.Физические и химические явления. Химические уравнения.
Коэффициенты. Признаки химических реакций и условия возникновения и течения химических реакций.
1.2.Строение атома. Строение вещества(3ч.).
Атомы, молекулы и ионы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические и аморфные вещества. Кристаллические решётки: ионная, атомная и молекулярная. Зависимость свойств веществ от типа кристаллической решётки. Простые и сложные вещества. Химический элемент. Металлы и неметаллы. Атомная единица массы. Относительная атомная масса.
1.3 Атомно-молекулярное учение (7 ч.). Язык химии. Знаки химических элементов. Закон постоянства состава веществ. Химические формулы. Индексы .Относительная молекулярная масса. Качественный и количественный состав вещества. Вычисления по химическим формулам. Массовая доля химического элемента в сложном веществе.
Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формуле бинарных соединений. Составление химических формул бинарных соединений по валентности.
Атомно-молекулярное учение.
1.4.Закон сохранения массы веществ (4 ч.). Жизнь и деятельность М. В. Ломоносова. Химические уравнения. Типы химических реакций.
Кислород (5ч).
Нахождение в природе. Получение кислорода в лаборатории и промышленности. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород). Физические и химические свойства кислорода. Горение. Оксиды. Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе. Озон, аллотропия кислорода. Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнений.
3. Водород (3 ч.). Химический элемент и простое вещество. Нахождение в природе. Получение водорода в лаборатории и промышленности. Качественные реакции на газообразные вещества (водород). Физические и химические свойства водорода. Водород — восстановитель. Меры безопасности при работе с водородом. Применение водорода.
4. Растворы Вода(6ч.)
Методы определения состава воды — анализ и синтез. Физические свойства воды. Вода в природе и способы её очистки. Аэрация воды. Химические свойства воды. Растворы. Применение воды. Вода — растворитель. Растворимость веществ в воде. Концентрация растворов. Массовая доля растворённого вещества.
5. Количественные отношения в химии (5 ч.)
Количество вещества. Моль - единица количества вещества. Молярная масса. Закон Авогадро. Молярный объём газов. Относительная плотность газов. Объёмные отношения газов при химических реакциях
6.Основные классы неорганических соединений (11 ч.)
6.1. Оксиды. Гидроксиды (4 ч.)
Оксиды: состав, классификация. Основные и кислотные оксиды. Номенклатура оксидов. Физические и химические свойства, получение и применение оксидов.
Гидроксиды. Классификация гидроксидов. Основания. Номенклатура. Состав. Щёлочи и нерастворимые основания. Номенклатура. Физические и химические свойства оснований. Реакция нейтрализации. Получение и применение оснований. Амфотерные оксиды и гидроксиды.
Тема 6.2. Кислоты. Соли (7 ч.).
Кислоты. Состав. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства кислот. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в различных средах. Вытеснительный ряд металлов.
Соли. Состав. Классификация. Номенклатура. Физические свойства солей. Растворимость солей в воде. Химические свойства солей. Способы получения солей. Применение солей.
Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.
Демонстрации. Ознакомление с лабораторным оборудованием; приемы безопасной работы с ним. Способы очистки веществ: кристаллизация, дистилляция. Примеры простых и сложных веществ в разных агрегатных состояниях. Шаростержневые модели метана, аммиака, воды, хлороводорода, оксида углерода (IV). Модели кристаллических решеток разного типа. Опыты, подтверждающие закон сохранения массы веществ. Физические и химические свойства кислорода. Получение и собирание кислорода методом вытеснения воздуха и методом вытеснения воды. Условия возникновения и прекращения горения. Получение озона. Определение состава воздуха. Анализ воды. Синтез воды. Взаимодействие воды с натрием, калием, магнием, оксидом кальция, оксидом углерода (IV) и испытание полученных растворов индикатором. Химические соединения количеством вещества 1 моль. Образцы оксидов, кислот, оснований, солей. Нейтрализации щелочи кислотой в присутствии индикатора.
Практические работы
Лабораторное оборудование и приемы обращения с ним. Правила безопасной работы в химической лаборатории.
Очистка загрязнённой поваренной соли.
Признаки протекания химических реакций.
Получение и свойства кислорода
Получение водорода и изучение его свойств.
Приготовление растворов солей с определённой массовой долей растворённого вещества.
Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений» (мини проекты)
Расчетные задачи:
Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле. Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.
Нахождение массовой доли растворённого вещества в растворе. Вычисление массы растворённого вещества и воды для приготовления раствора определённой концентрации.
Объёмные отношения газов при химических реакциях.
Вычисления с использованием понятия «масса», «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем».
7. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома (7 ч.).
Первоначальные попытки классификации химических элементов. Понятие о группах сходных элементов. Естественные семейства щелочных металлов и галогенов. Благородные газы.
Периодический закон Д. И. Менделеева. Периодическая система как естественно-научная классификация химических элементов. Табличная форма представления классификации химических элементов. Структура таблицы «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева» (короткая форма): А- и Б-группы, периоды. Физический смысл порядкового элемента, номера периода, номера группы (для элементов А-групп).
Строение атома: ядро и электронная оболочка. Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Изотопы. Заряд атомного ядра, массовое число, относительная атомная масса. Современная формулировка понятия «химический элемент».
Электронная оболочка атома: понятие об энергетическом уровне (электронном слое), его ёмкости. Заполнение электронных слоёв у атомов элементов первого—третьего периодов. Строение энергетических уровней атомов первых 20 химических элементов периодической системы Д.И. Менделеева. Закономерности изменения свойств атомов химических элементов и их соединений на основе положения в периодической системе Д.И. Менделеева и строения атома. Современная формулировка периодического закона.
Значение периодического закона. Научные достижения Д. И. Менделеева: исправление относительных атомных масс, предсказание существования неоткрытых элементов, перестановки химических элементов в периодической системе. Жизнь и деятельность Д. И. Менделеева.
Демонстрации:
Физические свойства щелочных металлов. Взаимодействие оксидов натрия, магния, фосфора, серы с водой, исследование свойств полученных продуктов. Взаимодействие натрия и калия с водой. Физические свойства галогенов. Взаимодействие алюминия с хлором, бромом и йодом.
8. Строение вещества(7 ч.).
Электроотрицательность химических элементов. Основные виды химической связи: ковалентная неполярная, ковалентная полярная, ионная. Металлическая связь.
Валентность элементов в свете электронной теории. Степень окисления. Правила определения степени окисления элементов.
Кристаллические решётки: ионная, атомная и молекулярная.
Демонстрации:
Сопоставление физико-химических свойств соединений с ковалентными и ионными связями.
Резервное время (3 ч.)
9класс
Раздел 1. Многообразие химических реакций (15 ч.)
Тема 1. «Классификация химических реакций» (5 ч.)
Классификация химических реакций: реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель, восстановитель, процессы окисления и восстановления. Степень окисления. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций с помощью метода электронного баланса.
Тепловые эффекты химических реакций. Экзотермические и эндотермические реакции. Термохимические уравнения. Расчёты по термохимическим уравнениям.
Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химических реакций. Первоначальное представление о катализе.
Обратимые реакции. Понятие о химическом равновесии.
Тема 2.Элетролитичесая диссоциация (10 ч.)
Химические реакции в водных растворах. Электролиты и неэлектролиты. Ионы. Катионы и анионы. Гидратная теория растворов. Электролитическая диссоциация кислот, оснований и солей. Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации. Реакции ионного обмена. Условия течения реакций ионного обмена до конца. Химические свойства основных классов неорганических соединений в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакциях. Понятие о гидролизе солей.
Раздел 2. Многообразие веществ (43 ч.)
Тема 3. Галогены ( 5 ч.)
Неметаллы. Галогены. Положение в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Нахождение в природе. Физические и химические свойства галогенов. Сравнительная характеристика галогенов. Получение и применение галогенов. Хлор. Физические и химические свойства хлора. Применение хлора. Хлороводород. Физические свойства. Получение. Соляная кислота и её соли. Качественная реакция на хлорид-ионы. Распознавание хлоридов, бромидов, иодидов.
Тема 3. Кислород и сера (8 ч.)
Кислород и сера. Положение в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение серы. Сероводород. Сероводородная кислота и её соли. Качественная реакция на сульфид-ионы. Оксид серы(IV). Физические и химические свойства. Применение. Сернистая кислота и её соли. Качественная реакция на сульфит-ионы. Оксид серы(VI). Серная кислота. Химические свойства разбавленной и концентрированной серной кислоты. Качественная реакция на сульфат- ионы. Химические реакции, лежащие в основе получения серной кислоты в промышленности. Применение серной кислоты.
Тема 4. Азот и фосфор (9 ч.)
Азот и фосфор. Положение в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Азот, физические и химические свойства, получение и применение. Круговорот азота в природе. Аммиак. Физические и химические свойства аммиака, получение, применение. Соли аммония. Азотная кислота и её свойства. Окислительные свойства азотной кислоты. Получение азотной кислоты в лаборатории. Химические реакции, лежащие в основе получения азотной кислоты в промышленности. Применение азотной кислоты. Соли азотной кислоты и их применение. Азотные удобрения.
Фосфор. Аллотропия фосфора. Физические и химические свойства фосфора. Оксид фосфора(V). Фосфорная кислота и её соли. Фосфорные удобрения.
Тема 5 . Углерод и кремний (8 ч.)
Углерод и кремний. Положение в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Углерод. Аллотропия углерода: алмаз, графит, карбин, фуллерены. Физические и химические свойства углерода. Адсорбция. Угарный газ, свойства и физиологическое действие на организм. Углекислый газ. Угольная кислота и её соли. Качественная реакция на карбонат-ионы. Круговорот углерода в природе. Органические соединения углерода.
Кремний. Оксид кремния(1У). Кремниевая кислота и её соли. Стекло. Цемент.
Тема 6 . Металлы (общая характеристика) (13 ч.)
Тема 6.1. Общая характеристика металлов (3 ч.)
Металлы. Положение металлов в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Металлическая связь. Физические свойства металлов. Ряд активности металлов (электрохимический ряд напряжений металлов). Химические свойства металлов. Общие способы получения металлов. Сплавы металлов.
Тема 6.2. Щелочные и щелочно-земельные металлы (3 ч.)
Щелочные металлы. Положение щелочных металлов в периодической системе, строение их атомов. Нахождение в природе. Физические и химические свойства щелочных металлов. Применение щелочных металлов и их соединений.
Щелочноземельные металлы. Положение щелочноземельных металлов в периодической системе, строение их атомов. Нахождение в природе. Магний и кальций, их важнейшие соединения. Жёсткость воды и способы её устранения.
Тема 6.3. Алюминий (2 ч.)
Алюминий. Положение алюминия в периодической системе, строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства алюминия. Применение алюминия. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия.
Тема 6.7.Железо (5 ч.) Железо. Положение железа в периодической системе, строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства железа. Важнейшие соединения железа: оксиды, гидроксиды и соли железа(II) и железа(III). Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+.
Раздел 3. Краткий обзор важнейших органических веществ (10 ч.)
Предмет органической химии. Неорганические и органические соединения. Углерод — основа жизни на Земле. Особенности строения атома углерода в органических соединениях.
Углеводороды. Предельные (насыщенные) углеводороды. Метан, этан, пропан — простейшие представители предельных углеводородов. Структурные формулы углеводородов. Гомологический ряд предельных углеводородов. Гомологи. Физические и химические свойства предельных углеводородов. Реакции горения и замещения. Нахождение в природе предельных углеводородов. Применение метана.
Непредельные (ненасыщенные) углеводороды. Этиленовый ряд непредельных углеводородов. Этилен. Физические и химические свойства этилена. Реакция присоединения. Качественные реакции на этилен. Реакция полимеризации. Полиэтилен. Применение этилена.
Ацетиленовый ряд непредельных углеводородов. Ацетилен. Свойства ацетилена. Применение ацетилена. Источники углеводородов: природный газ, нефть, уголь.
Производные углеводородов. Краткий обзор органических соединений: одноатомные спирты (метанол, этанол), многоатомные спирты (этиленгликоль, глицерин), карбоновые кислоты (муравьиная, уксусная аминоуксусная кислота, стеариновая и олеиновая кислоты), сложные эфиры, жиры, углеводы (глюкоза, сахароза, крахмал, целлюлоза), аминокислоты, белки. Роль белков в организме.
Понятие о высокомолекулярных веществах. Структура полимеров: мономер, полимер, структурное звено, степень полимеризации. Полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
Типы расчетных задач:
1.Вычисление массовой доли химического элемента по формуле соединения. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям химических элементов.
2.Вычисления по химическим уравнениям количества, объема, массы вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции.
3.Расчет массовой доли растворенного вещества в растворе.
Примерные темы практических работ:
8.Реакции ионного обмена.
9.Качественные реакции на ионы в растворе.
10.Получение аммиака и изучение его свойств.
11.Получение углекислого газа и изучение его свойств.
12.Решение экспериментальных задач но теме «Неметаллы IV - VII групп и их соединений».
13.Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения»
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ8 класс(2 ч в неделю, всего 68 ч, из них 3ч — резервное время)
Темы, входящие в разделы примерной программы Основное содержание по темам
Раздел 1. Первоначальные химические понятия (20 ч.)
Тема 1.1. Предмет химии.
Предмет химии
Методы познания в химии
Чистые вещества и смеси
Очистка веществ
Физические и химические явления Химические реакции Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства.
Методы познания в химии.
Практическая работа 1. Лабораторное оборудование и приёмы обращения с ним. Правила безопасной работы в химических лабораториях
Практическая работа 2. Очистка загрязнённой поваренной соли.
Физические и химические явления. Химические реакции.
Демонстрации. Ознакомление с лабораторным оборудованием; приёмы безопасной работы с ним. Способы очистки веществ: кристаллизация, дистилляция. Нагревание сахара. Нагревание парафина. Горение парафина. Взаимодействие растворов: карбоната натрия и соляной кислоты, сульфата меди(II) и гидроксида натрия. Взаимодействие свежеосаждённого гидроксида меди(II) с раствором глюкозы при обычных условиях и при нагревании.
Лабораторные опыты. Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами. Разделение смеси с помощью магнита. Примеры физических и химических явлений
Тема 1.2. Строение атома. Строение вещества.
Атомы, молекулы.
Простые и сложные вещества. Химический элемент. Металлы и неметаллы
Тема 1.3. Атомно-молекулярное учение. Знаки химических элементов
Закон постоянства состава веществ Химические формулы.
Массовая доля химического элемента в соединении
Валентность химических элементов
Тема 1.4.Закон сохранения массы веществ. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения Атомно-молекулярное учение
Классификация химических реакций: соединения, разложения, замещения
Простейшие расчёты по химическим формулам Атомы, молекулы и ионы.
Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические решётки.
Простые и сложные вещества.
Химические элементы.
Металлы и неметаллы.
Язык химии. Знаки химических элементов. Относительная атомная масса.
Закон постоянства состава веществ.
Химические формулы.
Относительная молекулярная масса. Качественный и количественный состав вещества.
Массовая доля химического элемента в соединении.
Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам бинарных соединений.
Составление химических формул бинарных соединений по валентности.
Атомно-молекулярное учение.
Закон сохранения массы веществ.
Химические уравнения.
Типы химических реакций.
Контрольная работа по теме «Первоначальные химические понятия».
Демонстрации. Примеры простых и сложных веществ в разных агрегатных состояниях. Шаростержневые модели молекул метана, аммиака, воды, хлороводорода, оксида углерода(IV). Модели кристаллических решёток разного типа. Опыты, подтверждающие закон сохранения массы веществ.
Расчётные задачи. Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле. Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов
Тема 2. Кислород. Горение
Кислород
Воздух и его состав Кислород, его общая характеристика. Получение кислорода. Физические свойства кислорода.
Химические свойства и применение кислорода. Оксиды. Круговорот кислорода в природе.
Практическая работа 3. Получение и свойства кислорода.
Озон. Аллотропия кислорода.
Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнений.
Демонстрации. Физические и химические свойства кислорода. Получение и собирание кислорода методом вытеснения воздуха и методом вытеснения воды. Условия возникновения и прекращения горения. Получение озона. Определение состава воздуха.
Тема 3.Водород
Водород
Водород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение водорода и его физические свойства. Меры безопасности при работе с водородом.
Химические свойства водорода и его применение.
Практическая работа 4. Получение водорода и изучение его свойств.
Демонстрации. Получение водорода в аппарате Киппа, проверка водорода на чистоту, горение водорода на воздухе и в кислороде, собирание водорода методом вытеснения воздуха и воды.
Тема 3. Вода. Растворы Вода. Растворы Вода. Методы определения состава воды — анализ и синтез. Вода в природе и способы её очистки. Аэрация воды.
Физические и химические свойства воды. Применение воды.
Вода — растворитель. Растворы. Насыщенные и ненасыщенные растворы. Растворимость веществ в воде.
Массовая доля растворённого вещества.
Практическая работа 5. Приготовление растворов солей с определённой массовой долей растворённого вещества.
Повторение и обобщение по темам «Кислород», «Водород», «Вода. Растворы».
Контрольная работа по темам «Кислород», «Водород», «Вода. Растворы».
Демонстрации. Анализ воды. Синтез воды. Взаимодействие воды с натрием, кальцием, магнием, оксидом кальция, оксидом углерода(1У), оксидом фосфора(У) и испытание полученных растворов индикатором. Расчётные задачи. Нахождение массовой доли растворённого вещества в растворе. Вычисление массы растворённого вещества и воды для приготовления раствора определённой концентрации
Тема 5. Количественные отношения в химии
Количество вещества. Моль
Молярная масса и молярный объём
Простейшие расчёты по химическим уравнениям
Моль — единица количества вещества. Молярная масса.
Вычисления по химическим уравнениям.
Закон Авогадро. Молярный объём газов.
Относительная плотность газов.
Объёмные отношения газов при химических реакциях.
Демонстрации. Химические соединения количеством вещества 1 моль.
Расчётные задачи. Вычисления с использованием понятий «масса», «количество вещества», «молярная масса», «молярный объём». Объёмные отношения газов при химических реакциях
Тема 6. Основные классы неорганических соединений
Тема 6.1.Оксиды. Гидроксиды.
Оксиды
Основания
Свойства оснований.
Амфотерность
Тема 6.2. Кислоты. Соли.
Свойства кислот
Кислотно-основные индикаторы:фенолфталеин, метиловый оранжевый, лакмус
Соли
Оксиды: классификация, номенклатура, свойства, получение, применение.
Гидроксиды. Основания: классификация, номенклатура, получение.
Химические свойства оснований.
Окраска индикаторов в щелочной и нейтральной средах. Реакция нейтрализации. Применение оснований.
Амфотерные оксиды и гидроксиды.
Кислоты. Состав. Классификация. Номенклатура. Получение кислот.
Химические свойства кислот.
Соли: состав, классификация, номенклатура, способы получения.
Свойства солей.
Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.
Практическая работа 6. Решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы неорганических соединений».
Контрольная работа по теме «Основные классы неорганических соединений».
Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Нейтрализация щёлочи кислотой в присутствии индикатора.
Раздел 2. Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. (7 ч)
Первоначальные представления о естественных семействах химических элементов Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева
Строение атома. Состав атомных ядер
Электронная оболочка атома
Периодическая система как естественнонаучная классификация химических элементов
Классификация химических элементов. Понятие о группах сходных элементов.
Периодический закон Д. И. Менделеева.
Периодическая таблица химических элементов (короткая форма): А- и Б-группы, периоды.
Строение атома. Состав атомных ядер. Изотопы. Химический элемент — вид атома с одинаковым зарядом ядра.
Расположение электронов по энергетическим уровням. Современная формулировка периодического закона.
Значение периодического закона. Научные достижения Д. И. Менделеева.
Повторение и обобщение по теме «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома».
Демонстрации. Физические свойства щелочных металлов. Взаимодействие оксидов натрия, магния, фосфора, серы с водой, исследование свойств полученных продуктов. Взаимодействие натрия и калия с водой. Физические свойства галогенов. Взаимодействие алюминия с хлором, бромом и иодомРаздел 3. Строение вещества. Химическая связь (7 ч)
Химическая связь
Виды химической связи
Степень окисления элементов Электроотрицательность химических элементов,
Ковалентная связь. Полярная и неполярная ковалентная связь.
Ионная связь.
Валентность и степень окисления. Правила определения степеней окисления элементов.
Окислительно-восстановительные реакции.
Повторение и обобщение по теме «Строение вещества. Химическая связь».
Контрольная работа по темам «Периодический закон Д. И. Менделеева», «Строение атома», «Строение вещества».
Демонстрации. Сопоставление физико-химических свойств соединений с ковалентными и ионными связями
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 класс
(2 ч в неделю, всего 68 ч, из них 1ч — резервное время)
Темы, входящие в разделы примерной программы Основное содержание по темам
Раздел 1. Многообразие химических реакций (15 ч)
Классификация химических реакций: реакции соединения, разложения, замещения, обмена
Окислительно-восстановительные реакции
Экзо- и эндотермические реакции
Обратимые и необратимые реакции Окислительно-восстановительные реакции. Реакции соединения, разложения, замещения и обмена с точки зрения окисления и восстановления.
Тепловой эффект химических реакций. Экзо- и эндотермические реакции. Скорость химических реакций. Первоначальные представления о катализе.
Обратимые и необратимые реакции. Понятие о химическом равновесии.
Демонстрации. Примеры экзо- и эндотермических реакций. Взаимодействие цинка с соляной и уксусной кислотами. Взаимодействие гранулированного цинка и цинковой пыли с соляной кислотой. Взаимодействие оксида меди(II) с серной кислотой разной концентрации при разных температурах. Горение угля в концентрированной азотной кислоте. Горение серы в расплавленной селитре.
Расчётные задачи. Вычисления по термохимическим уравнениям реакций
Химические реакции в водных растворах
Электролитическая
диссоциация
Реакции ионного обмена и условия их протекания Сущность процесса электролитической диссоциации.
Диссоциация кислот, оснований и солей.
Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации.
Реакции ионного обмена и условия их протекания.
Химические свойства основных классов неорганических соединений в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакциях.
Гидролиз солей. Обобщение по темам «Классификация химических реакций» и «Электролитическая диссоциация»
Практическая работа 2. Реакции ионного обмена
Контрольная работа по темам «Классификация химических реакций» и «Электролитическая диссоциация».
Демонстрации. Испытание растворов веществ на электрическую проводимость. Движение ионов в электрическом поле.
Раздел 2. Многообразие веществ (43 ч)
Неметаллы (общая характеристика неметаллов по их положению в периодической системе химических элементов. Закономерности изменения в периодах и группах физических и химических свойств простых веществ, высших оксидов и кислородсодержащих кислот, образованных неметаллами второго и третьего периодов
Галогены Положение галогенов в периодической таблице и строение их атомов. Свойства, получение и применение галогенов.
Хлор. Свойства и применение хлора.
Хлороводород: получение и свойства.
Соляная кислота и её соли.
Демонстрации. Физические свойства галогенов. Получение хлороводорода и растворение его в воде.
Кислород и сера
Положение кислорода и серы в периодической системе химических элементов, строение их атомов.
Аллотропия серы.
Свойства и применение серы.
Сероводород. Сульфиды.
Оксид cepы(IV). Сернистая кислота и её соли.
Оксид серы(VI). Серная кислота и её соли.
Окислительные свойства концентрированной серной кислоты.
Практическая работа 4. Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера».
Решение расчётных задач.
Демонстрации. Аллотропные модификации серы. Образцы природных сульфидов и сульфатов.
Расчётные задачи. Вычисления по химическим уравнениям массы, объёма и количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объёму или количеству вещества, содержащего определённую долю примесей
Азот и фосфор Положение азота и фосфора в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Азот: свойства и применение.
Аммиак. Физические и химические свойства. Получение и применение.
Практическая работа 5. Получение аммиака и изучение его свойств.
Соли аммония.
Азотная кислота. Строение молекулы. Свойства разбавленной азотной кислоты.
Свойства концентрированной азотной кислоты.
Соли азотной кислоты. Азотные удобрения.
Фосфор. Аллотропия фосфора. Свойства фосфора.
Оксид фосфора(V). Фосфорная кислота и её соли. Фосфорные удобрения.
Демонстрации. Получение аммиака и его растворение в воде. Образцы природных нитратов и фосфатов.
Углерод и кремний Положение углерода и кремния в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Аллотропные модификации углерода.
Химические свойства углерода. Адсорбция.
Угарный газ, свойства, физиологическое действие на организм.
Углекислый газ. Угольная кислота и её соли. Круговорот углерода в природе.
Практическая работа - Получение углеислого газа и изучение его свойств.
Кремний и его соединения. Стекло. Цемент.
Обобщение по теме «Неметаллы».Контрольная работа по теме «Неметаллы».
Демонстрации. Модели кристаллических решёток алмаза и графита. Образцы природных карбонатов и силикатов.
Расчётные задачи. Вычисления по химическим уравнениям массы, объёма или количества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объёму или количеству вещества, содержащего определённую долю примесей
Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы IV-VII групп и их соединений»
Металлы (общая характеристика)
Щелочные металлы
Щёлочно-земельныеметаллы
Алюминий
Железо Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая связь. Физические свойства металлов. Сплавы металлов.
Нахождение металлов в природе и общие способы их получения.
Химические свойства металлов. Ряд активности (электрохимический ряд напряжений) металлов.
Щелочные металлы. Нахождение в природе. Физические и химические свойства.
Оксиды и гидроксиды щелочных металлов. Применение щелочных металлов.
Щёлочно-земельные металлы. Нахождение в природе. Кальций и его соединения. Жёсткость воды и способы её устранения.
Алюминий. Нахождение в природе. Свойства алюминия.
Амфотерность оксида и гидроксида алюминия.
Железо. Нахождение в природе. Свойства железа.
Соединения железа.
Практическая работа 7. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения».
Подготовка к контрольной работе.
Контрольная работа по теме «Металлы».
Демонстрации. Образцы важнейших соединений натрия, калия, природных соединений магния, кальция, алюминия, руд железа. Взаимодействие щелочных, щёлочно-земельных металлов и алюминия с водой. Сжигание железа в кислороде и хлоре.
Расчётные задачи. Вычисления по химическим уравнениям массы, объёма или количества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объёму или количеству вещества, содержащего определённую долю примесей
Раздел 3. Краткий обзор важнейших органических веществ (9 ч)
Краткий обзор важнейших органических веществ Органическая химия.
Углеводороды. Предельные (насыщенные) углеводороды.
Непредельные (ненасыщенные) углеводороды.
Производные углеводородов. Спирты.
Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры.
Углеводы.
Аминокислоты. Белки.
Полимеры.
Обобщающий урок по теме «Важнейшие органические соединения».
Демонстрации. Модели молекул органических соединений. Горение углеводородов и обнару жение продуктов их горения. Получение этилена. Качественные реакции на этилен. Растворение этилового спирта в воде. Растворение глицерина в воде.
Получение и свойства уксусной кислоты. Исследование свойств жиров: растворимость в воде и органических растворителях. Качественная реакция на глюкозу и крахмал. Образцы изделий из полиэтилена, полипропилена
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 класс
(2 ч в неделю, всего 68 ч, из них 3ч — резервное время)
Номер
урока Содержание
(разделы, темы) Количество
часов
Тема 1.Первоначальные химические понятия 20
Тема 1.1. Предмет химии. 6
1 Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства. 1
2 Методы познания в химии. 1
3 Практическая работа № 1. Лабораторное оборудование и приёмы обращения с ним. Правила безопасной работы в химических лабораториях ПТБ. 1
4 Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ: отстаивание, фильтрование, выпаривание, кристаллизация, дистилляция. 1
5 Практическая работа № 2. Очистка загрязнённой поваренной соли. 1
6 Физические и химические явления. Химические реакции. 1
Тема 1.2. Строение атома. Строение вещества. 3
7 Атомы, молекулы и ионы. 1
8 Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические решётки. 1
9 Простые и сложные вещества. Химические элементы. Металлы и неметаллы. 1
Тема 1.3. Атомно-молекулярное учение. 7
10 Язык химии. Знаки химических элементов. Относительная атомная масса. 1
11 Закон постоянства состава веществ. 1
12 Химические формулы.
Относительная молекулярная масса. Качественный и количественный состав вещества. 1
13 Массовая доля химического элемента в соединении. 1
14 Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам бинарных соединений. 1
15 Составление химических формул бинарных соединений по валентности. 1
16 Атомно-молекулярное учение. 1
Тема 1.4. Закон сохранения массы веществ. 4
17 Закон сохранения массы веществ. 1
18 Химические уравнения. 1
19 Типы химических реакций.
Практическая работа 3. Признаки протекания химических реакций. ПТБ 1
20 Контрольная работа по теме «Первоначальные химические понятия». 1
Тема 2. Кислород. Горение 5
21 Кислород, его общая характеристика. Получение кислорода. Физические свойства кислорода. 1
22 Химические свойства и применение кислорода. Оксиды. Круговорот кислорода в природе. 1
23 Практическая работа № 4. Получение и свойства кислорода. 1
24 Озон. Аллотропия кислорода. 1
25 Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнений. 1
Тема 3.Водород 3
26 Водород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение водорода и его физические свойства. Меры безопасности при работе с водородом. 1
27 Химические свойства водорода и его применение. 1
28 Практическая работа № 5. Получение водорода и изучение его свойств. 1
Тема 3. Вода. Растворы 6
29 Вода. Методы определения состава воды — анализ и синтез. Вода в природе и способы её очистки. Аэрация воды. 1
30 Физические и химические свойства воды. Применение воды. 1
31 Вода — растворитель. Растворы. Насыщенные и ненасыщенные растворы. Растворимость веществ в воде. 1
32 Массовая доля растворённого вещества. 1
33 Практическая работа № 6. Приготовление растворов солей с определённой массовой долей растворённого вещества. 1
34 Повторение и обобщение по темам «Кислород», «Водород», «Вода. Растворы». 1
35 Контрольная работа по темам «Кислород», «Водород», «Вода. Растворы». 1
Тема 5. Количественные отношения в химии 5
36 Моль — единица количества вещества. Молярная масса. 1
37 Вычисления по химическим уравнениям. 1
38 Закон Авогадро. Молярный объём газов. 1
39 Относительная плотность газов. 1
40 Объёмные отношения газов при химических реакциях. 1
Тема 6. Основные классы неорганических соединений 11
Тема 6.1.Оксиды. Гидроксиды4
41 Оксиды: классификация, номенклатура, свойства, получение, применение. 1
42. Гидроксиды. Основания: классификация, номенклатура, получение. 1
43. Химические свойства оснований.
Окраска индикаторов в щелочной и нейтральной средах. Реакция нейтрализации. Применение оснований. 1
44. Амфотерные оксиды и гидроксиды. 1
Тема 6.2. Кислоты. Соли. 7
45. Кислоты. Состав. Классификация. Номенклатура. Получение кислот. 1
46. Химические свойства кислот. 1
47. Соли: состав, классификация, номенклатура, способы получения. 1
48. Свойства солей. 1
49. Генетическая связь между основными классами неорганических соединений. 1
50. Практическая работа № 7. Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений». 1
51. Контрольная работа по теме «Основные классы неорганических соединений» 1
Раздел 2. Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. 7
52. Классификация химических элементов. Понятие о группах сходных элементов. 1
53. Периодический закон Д. И. Менделеева. 1
54. Периодическая таблица химических элементов (короткая форма): А- и Б-группы, периоды. 1
55. Строение атома. Состав атомных ядер. Изотопы. Химический элемент — вид атома с одинаковым зарядом ядра. 1
56. Расположение электронов по энергетическим уровням. Современная формулировка периодического закона. 1
57. Значение периодического закона. Научные достижения Д. И. Менделеева. 1
58. Повторение и обобщение по теме «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома». 1
Раздел 3. Строение вещества. Химическая связь. 7
59. Электроотрицательность химических элементов. Ковалентная связь. 1
60. Полярная и неполярная ковалентная связь. 1
61. Ионная связь. 1
62. Валентность и степень окисления. Правила определения степеней окисления элементов. 1
63. Окислительно-восстановительные реакции. 1
64. Повторение и обобщение по теме «Строение вещества. Химическая связь». 1
65. Контрольная работа по темам «Периодический закон Д. И. Менделеева», «Строение атома», «Строение вещества». 1
Резервное время 3
66 Первоначальные химические понятия. 1
67 Строение вещества. Химическая связь 1
68 Важнейшие классы неорганических соединений 1
ИТОГО 68
7) ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1. Печатные пособия:
№ Название Обозначение
1 Р у д з и т и с Г. Е. Химия: 8 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. — М.: Просвещение, 2014г. ПП 1
Р у д з и т и с Г. Е. Химия: 9 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. — М.: Просвещение,2014г. ПП 1
2 Г а р а Н. Н. Химия: задачник с «помощником»: 8—9 кл. / Н. Н. Гара, Н. И. Габрусева. — М.: Просвещение, 2014г. ПП 2
3 Р а д е ц к и й А. М. Химия: дидактический материал: 8—9 кл. / А. М. Радецкий. — М.: Просвещение, 2014г. ПП 3
4 Г а р а Н. Н. Химия. Уроки: 8 кл. / Н. Н. Гара. — М.: Просвещение, 2014г. ПП 4
2.Экранно-звуковые пособия

№ Название Обозначение
Комплект слайдов и диафильмов по основным разделам программы (по выбору учителя) ЭЗП1 Комплекты кодопленок (фолий):
Основные законы и понятия химии ЭЗП2 Строение вещества ЭЗП3
Закономерности протекания химических реакций ЭЗП4 Растворы ЭЗП5
Окислительно-восстановительные реакции ЭЗП6 Неорганическая химия ЭЗП7 Органическая и элементы биоорганической химии ЭЗП8
Устройство и работа основных химических аппаратов ЭЗП9 Химические производства ЭЗП10
Генетическая связь между классами химических соединений ЭЗП11
Круговороты веществ в природе ЭЗП12
Электрохимическая коррозия металлов ЭЗП13
Комплект фолий химико-экологической направленности ЭЗП14
Комплекты видеофильмов (кинофильмов) по основным разделам программ: ЭЗП15
- элементарийЭЗП16
- металлургия ЭЗП17
- химические производства ЭЗП18
- промышленные синтезы на основе углеводородного сырья ЭЗП19
- генетическая связь органических веществ ЭЗП20
- строение веществ ЭЗП21
- теории и законы химии ЭЗП22
-жизнь и деятельность ученых-химиков ЭЗП23
3. Технические средства обучения (средства ИКТ):
№ Название Обозначение
1 Компьютер ТСО12 Документ-камера ТСО23 Интерактивная доска ТСО3
4 Мультимедийный проектор
ТСО44. Цифровые и электронные образовательные ресурсы:
№ Название Обозначение
1 Диск «Периодическая система Д.И. Менделеева» ЦЭО 1
2 Диск «Неорганическая химия. Азот и его соединения» ЦЭО 2
3 Диск «Неорганическая химия. Кремний и его соединения» ЦЭО 3
4 Диск «Неорганическая химия. Сера и его соединения» ЦЭО 4
5 Диск «Неорганическая химия. Фосфор и его соединения» ЦЭО 5
6 Диск «Металлы» ЦЭО 6
7 Диск «Органическая химия» ЦЭО 7
8 Библиотека электронных наглядных пособий «Химия. 8-11 класс». ЦЭО8
9 Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки химии. 8-9 классы» ЦЭО910 Виртуальная лаборатория «Химия. 8-11 класс». ЦЭО10
11 Образовательная коллекция. Химия для всех XXI «Решение задач. Самоучитель». ЦЭО11
12 Мультимедиа комплекс «Органическая химия». ЦЭО12
13 Мультимедийное приложение к УМК «Химия. 9 класс». ЦЭО13
14 Образовательная коллекция. Химия для всех XXI «Химические опыты со взрывами и без». ЦЭО14
5.Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
№ Название Обозначение
1 МинилабораторияУПО12 Приборы для работы с газами — получение, собирание, очистка, сушка, поглощение газов; реакции между потоками газов; реакции между газами в электрическом разряде; реакции между газами при повышенном давлении; УПО23 Аппараты и приборы для опытов с жидкими и твёрдыми веществами — перегонка, фильтрование, кристаллизация; проведение реакций между твёрдым веществом и жидкостью, жидкостью и жидкостью, твёрдыми веществами. УПО3
4 Прибор для иллюстрации закона сохранения массы веществ. УПО45 Прибор для демонстрации электропроводности растворов и движения ионов в электрическом поле. УПО5
6 Прибор для изучения скорости химической реакции и химического равновесия. УПО66.Натуральные объекты
№ Название Обозначение
Коллекции – раздаточный материал
1 Алюминий НО12 Каменный уголь НО23 Металлы НО3
4 Минералы и горные породы – сырье для химической промышленности НО45 Набор химических элементов НО5
6 Нефть и важнейшие продукты ее переработки НО67 Пластмассы НО78 Раздаточный материал к коллекции "Минералы и горные породы" НО8
9 Стекло и изделия из стекла НО910 Топливо НО10
11 Чугун и сталь НО11
12 Шкала твердости НО12
7. Демонстрационные пособия
№ Название Обозначение
1 ПСХЭ ДП12 Таблица растворимости ДП23 Ряд активности металлов ДП3
4 Таблица индикаторов ДП45 Таблицы по производству аммиака ДП5
6 Таблицы по производству азотной кислоты ДП66 Таблицы по производству серной кислоты ДП77 Комплект кристаллических решеток: ДП8
-алмаза ДП9-графита ДП10
-диоксида углерода ДП11
-железа ДП12
-магния ДП13
-меди ДП14
-поваренной соли ДП15
-йода ДП16
-льда ДП17
8 Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева (электрифицированный стенд) ДП18
9 Растворимость солей, кислот, оснований в воде (электрифицированный стенд) ДП19
8.Натуральный фонд
№ Название Обозначение
Реактивы
1 Набор № 1 ОС "Кислоты"
Кислота серная 4,800 кг.
Кислота соляная 2,500 кг. НФ12 Набор № 2 ОС "Кислоты"
Кислота азотная 0,300 кг.
Кислота ортофосфорная 0,050 кг. НФ23 Набор № 3 ОС "Гидроксиды"
Аммиак 25%-ный 0,500 кг.
Бария гидроксид 0,050 кг.
Калия гидроксид 0,200 кг.
Кальция гидроксид 0,500 кг.
Натрия гидроксид 0,500 кг. НФ3
4 Набор № 4 ОС "Оксиды металлов"
Алюминия оксид 0,100 кг.
Бария оксид 0,100 кг.
Железа (III) оксид 0,050 кг.
Кальция оксид 0,100 кг.
Магния оксид 0,100 кг.
Меди (II) оксид (гранулы) 0,200 кг.
Меди (II) оксид (порошок) 0,100 кг.
Цинка оксид 0,100 кг. НФ45 Набор № 5 ОС "Металлы"
Алюминий (гранулы) 0,100 кг.
Алюминий (порошок) 0,050 кг.
Железо восстановл. (порошок) 0,050 кг.
Магний (порошок) 0,050 кг.
Магний (лента) 0,050 кг.
Медь (гранулы, опилки) 0,050 кг.
Цинк (гранулы) 0,500 кг.
Цинк (порошок) 0,050 кг.
Олово (гранулы) 0,500 кг. НФ5
6 Набор № 6 ОС "Щелочные и щелочно-земельные металлы"
Кальций 10 ампул
Литий 5 ампул
Натрий 20 ампул НФ67 Набор № 7 ОС "Огнеопасные вещества"
Сера (порошок) 0,050 кг.
Фосфор красный 0,050 кг.
Фосфора (У) оксид 0,050 кг. НФ78 Набор № 8 ОС "Галогены"
Бром 5 ампул
Йод 0,050 кг. НФ8
9 Набор № 9 ОС "Галогениды"
Алюминия хлорид 0,050 кг.
Аммония хлорид 0,100 кг.
Бария хлорид 0,100 кг.
Железа (III) хлорид 0,100 кг.
Калия йодид 0,100 кг.
Калия хлорид 0,050 кг.
Кальция хлорид 0,100 кг.
Лития хлорид 0,050 кг.
Магния хлорид 0,100 кг.
Меди (II) хлорид 0,100 кг.
Натрия бромид 0,100 кг
Натрия фторид 0,050 кг.
Натрия хлорид 0,100 кг.
Цинка хлорид 0,050 кг. НФ910 Набор № 10 ОС "Сульфаты. Сульфиты. Сульфиды"
Алюминия сульфат 0,100 кг.
Аммония сульфат 0,100 кг.
Железа (II) сульфид 0,050 кг.
Железа (II) сульфат 0,100 кг.
7-ми водный
Калия сульфат 0,050 кг.
Кобольта (II) сульфат 0,050 кг.
Магния сульфат 0,050 кг.
Меди (II) сульфат безводный 0,050 кг.
Меди (II) сульфат 5-ти водный 0,100 кг.
Натрия сульфид 0,050 кг.
Натрия сульфит 0,050 кг.
Натрия сульфат 0,050 кг.
Натрия гидросульфат 0,050 кг.
Никеля сульфат 0,050 кг.
Цинка сульфат 0,100 кг. НФ10
11 Набор № 11 ОС "Карбонаты"
Аммония карбонат 0,050 кг.
Калия карбонат (поташ) 0,050 кг.
Калия гидрокарбонат 0,100 кг.
Меди (II) карбонат основной 0,100 кг.
Натрия карбонат 0,100 кг.
Натрия гидрокарбонат 0,100 кг. НФ11
12 Набор № 12 ОС "Фосфаты.Силикаты"
Калия моногидроортофосфат 0,050 кг.
(калий фосфорнокислый двухзамещенный)
Кремния силикат 9-ти водный 0,050 кг.
Натрия ортофосфат
Трехзамещенный 0,100 кг.
Натрия моногидроортофосфат 0,050 кг.
(натрий фосфорнокислый двухзамещенный)
Натрия дигидроортофосфат 0,050 кг.
(натрий фосфорнокислый однозамещенный) НФ12
13 Набор № 13 ОС "Ацетаты. Роданиды. Цианиды." Калия ацетат 0,050 кг.
Калия ферро (II) гексацианид 0,050 кг.
(калий железистосинеродистый)
Калия ферро (III) гексационид 0,050 кг.
(калий железосинеродистый)
Калия роданид 0,050 кг.
Натрия ацетат 0,050 кг.
Свинца ацетат 0,050 кг. НФ13
14 Набор № 14 ОС "Соединения марганца"
Калия перманганат 0,500 кг.
(калий марганцевокислый)
Марганца (IV) оксид 0,050 кг.
Марганца (II) сульфат 0,050 кг.
Марганца хлорид 0,050 кг. НФ14
15 Набор № 15 ОС "Соединения хрома"
Аммония дихромат 0,200 кг.
Калия дихромат 0,050 кг.
Калия хромат 0,050 кг.
Хрома (III) хлорид 6-ти водный 0,050 кг. НФ15
16 Набор № 16 ОС "Нитраты"
Алюминия нитрат 0,050 кг.
Аммония нитрат 0,050 кг.
Калия нитрат 0,050 кг.
Кальция нитрат 0,050 кг.
Меди (II) нитрат 0,050 кг.
Натрия нитрат 0,050 кг.
Серебра нитрат 0,020 кг. НФ16
17 Набор № 17 ОС "Индикаторы"
Лакмоид 0,020 кг.
Метиловый оранжевый 0,020 кг.
Фенолфталеин 0,020 кг. НФ17
18 Набор № 18 О "Минеральные удобрения"
Аммофос 0,250 кг.
Карбамид 0,250 кг.
Натриевая селитра 0,250 кг.
Кальциевая селитра 0,250 кг.
Калийная соль 0,250 кг.
Сульфат аммония 0,250 кг.
Суперфосфат гранулированный 0,250 кг.
Суперфосфат двойной гранулированный 0,250 кг.
Фосфоритная мука 0,250 кг. НФ18
19 Набор № 19 ОС "Углеводороды"
Бензин 0,100 кг.
Бензол 0.050 кг.
Гексан 0,050 кг.
Нефть 0,050 кг.
Толуол 0,050 кг.
Циклогексан 0,050 кг. НФ19
20 Набор № 20 ОС "Кислородсодержащие органические вещества"
Ацетон 0,100 кг.
Глицерин 0,200 кг.
Диэтиловый эфир 0,100 кг.
Спирт н-бутиловый 0,100 кг.
Спирт изоамиловый 0,100 кг.
Спирт изобутиловый 0,100 кг.
Спирт этиловый 0,500 кг.
Фенол 0,050 кг.
Формалин 0,100 кг.
Этиленгликоль 0,050 кг.
Уксусно-этиловый эфир 0,100 кг. НФ20
21 Набор № 21 ОС "Кислоты органические"
Кислота аминоуксусная 0,050 кг.
Кислота бензойная 0,050 кг.
Кислота масляная 0,050 кг.
Кислота муравьиная 0,100 кг.
Кислота олеиновая 0,050 кг.
Кислота пальмитиновая 0,050 кг.
Кислота стеариновая 0,050 кг.
Кислота уксусная 0,200 кг.
Кислота щавелевая 0,050 кг. НФ21
22 Набор № 22 ОС "Углеводы. Амины"
Анилин 0,050 кг.
Анилин сернокислый 0,050 кг.
Д-глюкоза 0,050 кг.
Метиламин гидрохлорид 0,050 кг.
Сахароза 0,050 кг. НФ22
23 Набор № 23 ОС "Образцы органических веществ"
Гексахлорбензол техн. 0,050 кг.
Метилен хлористый 0,050 кг.
Углерод четыреххлористый 0,050 кг.
Хлороформ 0,050 кг. НФ23
24 Набор № 24 ОС "Материалы"
Активированный уголь 0,100 кг.
Вазелин 0,050 кг.
Кальция карбид 0,200 кг.
Кальция карбонат (мрамор) 0,500 кг.
Парафин 0,200 кг. НФ24
Планируемые результаты изучения учебного предмета химии
8 класс
Выпускник научится:
характеризовать основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент;
описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;
раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», «химическая реакция», используя знаковую систему химии;
раскрывать смысл законов сохранения массы веществ, постоянства состава, атомно-молекулярной теории;
различать химические и физические явления;
называть химические элементы;
определять состав веществ по их формулам;
определять валентность атома элемента в соединениях;
определять тип химических реакций;
называть признаки и условия протекания химических реакций;
выявлять признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции при выполнении химического опыта;
составлять формулы бинарных соединений;
составлять уравнения химических реакций;
соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;
пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;
вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ;
вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения;
вычислять количество, объем или массу вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции;
характеризовать физические и химические свойства простых веществ: кислорода и водорода;
раскрывать смысл понятия «раствор»;
вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе;
называть соединения изученных классов неорганических веществ;
характеризовать физические и химические свойства основных классов неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований, солей;
определять принадлежность веществ к определенному классу соединений;
составлять формулы неорганических соединений изученных классов;
распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора;
характеризовать взаимосвязь между классами неорганических соединений;
раскрывать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева;
объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в периодической системе Д.И. Менделеева;
объяснять закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;
характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов;
составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева;
раскрывать смысл понятий: «химическая связь», «электроотрицательность»;
характеризовать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки;
определять вид химической связи в неорганических соединениях;
изображать схемы строения молекул веществ, образованных разными видами химических связей;
определять степень окисления атома элемента в соединении;
грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни
Выпускник получит возможность научиться:
характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде;
использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;
объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;
критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации;
осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека;
создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.
9 класс
Выпускник научится:
характеризовать основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент;
описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;
характеризовать физические и химические свойства простых веществ: кислорода и водорода;
получать, собирать кислород и водород;
распознавать опытным путем газообразные вещества: кислород, водород;
раскрывать смысл закона Авогадро;
раскрывать смысл понятий «тепловой эффект реакции», «молярный объем»;
характеризовать физические и химические свойства воды;
раскрывать смысл понятия «раствор»;
вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе;
приготовлять растворы с определенной массовой долей растворенного вещества;
называть соединения изученных классов неорганических веществ;
характеризовать физические и химические свойства основных классов неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований, солей;
определять принадлежность веществ к определенному классу соединений;
составлять формулы неорганических соединений изученных классов;
проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ;
распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора;
характеризовать взаимосвязь между классами неорганических соединений;
раскрывать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева;
объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в периодической системе Д.И. Менделеева;
объяснять закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;
характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов;
составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева;
раскрывать смысл понятий: «химическая связь», «электроотрицательность»;
характеризовать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки;
определять вид химической связи в неорганических соединениях;
изображать схемы строения молекул веществ, образованных разными видами химических связей;
раскрывать смысл понятий «ион», «катион», «анион», «электролиты», «неэлектролиты», «электролитическая диссоциация», «окислитель», «степень окисления» «восстановитель», «окисление», «восстановление»;определять степень окисления атома элемента в соединении;
раскрывать смысл теории электролитической диссоциации;
составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей;
объяснять сущность процесса электролитической диссоциации и реакций ионного обмена;
составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакции обмена;
определять возможность протекания реакций ионного обмена;
проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ;
определять окислитель и восстановитель;
составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций;
называть факторы, влияющие на скорость химической реакции;
классифицировать химические реакции по различным признакам;
характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами неметаллов;
проводить опыты по получению, собиранию и изучению химических свойств газообразных веществ: углекислого газа, аммиака;
распознавать опытным путем газообразные вещества: углекислый газ и аммиак;
характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами металлов;
называть органические вещества по их формуле: метан, этан, этилен, метанол, этанол, глицерин, уксусная кислота, аминоуксусная кислота, стеариновая кислота, олеиновая кислота, глюкоза;оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни
определять возможность протекания реакций некоторых представителей органических веществ с кислородом, водородом, металлами, основаниями, галогенами.
Выпускник получит возможность научиться:
выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций;
характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращенным ионным уравнениям;
прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учетом степеней окисления элементов, входящих в его состав;
составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности превращений неорганических веществ различных классов;
выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о результатах воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции;
использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде;
использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;
объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;
критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации;
осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека;
создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.
Система оценки планируемых результатов
Используются следующие формы обучения: учебные занятия, наблюдения, опыты, эксперименты, работа с учебной и дополнительной литературой, анализ, мониторинг, презентация. Определенное место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе: подготовка творческих работ, сообщений, рефератов.
Все практические работы являются оценочными, каждый обучающийся получает отметку в журнал. Лабораторные опыты (продолжительность 10-30 минут) носят обучающий характер, также способствуют формированию практических умений и оцениваются выборочно.
Формы промежуточной и итоговой аттестации
Промежуточная аттестация проводится в форме:
-тестов;
-контрольных;
-самостоятельных работ;
-практических;
-творческих работ.
Учащиеся проходят итоговую аттестацию – в виде ОГЭ.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1. Оценка устного ответа.
Отметка «5»:
-ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
-материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;
-ответ самостоятельный.
Ответ «4»;
-ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;
- материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две - три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»:
- ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Отметка «2»:- при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа.
2. Оценка экспериментальных умений.
Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу.
Отметка «5»:
-работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;
-эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;
-проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы).
Отметка «4» :-работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.
Отметка «3»:
-работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности на работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2»:
-допущены две (и более) существенные ошибки в ходе: эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя;
-работа не выполнена, у учащегося отсутствует экспериментальные умения.
3. Оценка умений решать расчетные задачи.
Отметка «5»:
-в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом;
Отметка «4»:
-в логическом рассуждении и решения нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом, или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
-в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
Отметка «2»:
-имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.
-отсутствие ответа на задание.
4. Оценка письменных контрольных работ.
Отметка «5»:-ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»:-ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:-работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две - три несущественные.
Отметка «2»:
-работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
-работа не выполнена.
При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.
5. Оценка тестовых работ.
Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10—15 вопросов используется для периодического контроля.
Тест из 20—30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.
При оценивании используется следующая шкала: для теста из пяти вопросов
• нет ошибок — оценка «5»;
• одна ошибка — оценка «4»;
• две ошибки — оценка «З»;
• три ошибки — оценка «2».
Для теста из 30 вопросов:
• 25—З0 правильных ответов — оценка «5»;
• 19—24 правильных ответов — оценка «4»;
•13—18 правильных ответов — оценка «3»;
• меньше 12 правильных ответов — оценка «2».
6. Оценка реферата.
Реферат оценивается по следующим критериям:
• соблюдение требований к его оформлению;
• необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;
• умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;
• способность обучающегося понять суть задаваемых членами аттестационной комиссии вопросов и сформулировать точные ответы на них
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического объединения учителей естественного цикла МБОУ СОШ № 44
от ___________ 2015 года № 1
___________ Мяоц С.В.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УМР
_______________ Видинеева Т.И..

______________ 2015 года