Технологическая карта урока по русскому языку на тему Конструирование предложений с опорой на вопросы
Макет технологической карты
1. Ф.И.О. учителя: __________Чухланцева Мария Андреевна___________________________________________________________________________.
2. Класс: ______2_______ Предмет: ____русский язык_______ Программа:___Школа 2100___ Авторы учебника: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева.
Тема урока:
Тип урока:
Конструирование предложений с опорой на вопросы.
Изучение нового материала
Основное содержание темы:
Термины и понятия:
Изучение нового материала, научить умению конструировать предложения с опорой на вопрос.
Вопрос, Конструирование,
Цель урока:
Научить составлять предложения из слов, опираясь на вопросы.
Планируемые результаты
Личностные
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; Готовность слушать собеседника и вести диалог; Определение общей цели и путей ее достижения;
Предметные
Сформировать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения задач; Умение использовать знания для решения задач.
Организация образовательного пространства
Ресурсы:
- информационный материал
- интерактивный материал
Учебник, тетрадь, карточки с заданиями
Презентация
Формы работы:
Индивидуальная, коллективная, групповая, парная
Технология изучения темы
Название
этапа
Содержание деятельности
Планируемые результаты:
- предметные
- метапредметные
- личностные
I. Самоопределение деятельности
Организация учащихся
Ребята! Готовы к уроку? (Да)
На вас надеюсь я, друзья.
Мы хороший дружный класс
Все получится у нас!
- Я думаю, что урок получится интересным и познавательным. А для этого нужно быть очень внимательным и старательным.
Актуализация знаний
Чтобы подготовить руку к письму, вспомним написание строчной и заглавной буквы «р».
- Вспомните, из каких элементов они состоят?
(Образец на доске)
- Запишите в тетрадь.
И этим буквам мы будем уделять повышенное внимание на уроке.
Вот так горе! Вот беда
В словах запутались слова Все они из трех слогов Кто помочь словам готов?
(На доске записаны слова)
Собака, роща, камыш.
Вода, роман, народ.
Добела, родина, газета.
Колос, рота, ваза.
Задание: Из каждого слова взять только первый слог и составить новое слово, которое записать в тетрадь.
Проверка: Карточки со словами на доске. Сорока, ворона, дорога, корова.
- Что общего у всех слов? (Безударная буква «о», сочетание оро, три слога).
- На какие группы можно разделить эти слова?
- Какое слово лишнее? Почему?
- Составьте устно предложение с любым из этих слов.
- А я составила предложение о правилах дорожного движения со словом дорога.
(Всегда внимательно переходите через дорогу).
Л. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир
Л. Умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
М. Готовность слушать собеседника и вести диалог
М. Определение общей цели и путей ее достижения;
П. Сформировать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи
П.Умение использовать знания для решения задач
Формулирова
ние учебной хадачи
Прочитайте слова, записанные на доске.
Был, Никиты, у, зайчонок.
- Можно ли эти слова назвать предложением? (Нет)
- Можно ли из них составить предложение? (Да)
- Назовите признаки предложения
а) Предложения состоят из слов
б) Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы
в) В конце предложения ставится точка.
г) Все слова в предложении связаны по смыслу
- Кто составит предложение из этих слов? (2-3 чел.)
Итог: Мы составляли предложения из слов, т.е. конструировали. А кто такие конструкторы? Чем они занимаются? Сегодня мы будем с вами конструкторами речи.
Тема урока: Конструирование предложений
- Значит, чему должны научиться?
- Сегодня на уроке мы будем учиться конструировать предложения
- Что может помочь нам в их составлении? (Вопросы)
- Не забывайте о вопросах - помощниках.
М. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
М. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
Л. Умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
П. Умение использовать знания для решения задач.
II. Учебно-познавательная деятельность
Восприятие учебного материала
Откройте учебники на стр. 62 №98.
1.- Прочитайте задание про себя. Как вы поняли его?
- Прочитайте слова в первой строке.
камыш, чуткий, дремлет.
- Поставьте вопрос к каждому слову.
- О чем будет говориться в предложении
(О камыше. Что? Камыш).
- Что именно о нем говорится?
(камыш (что делает?) дремлет.
- От какого слова нужно задать вопрос к слову «чуткий»? (Камыш (какой?) чуткий)
- Какое получилось предложение? (Дремлет чуткий камыш)
- Как вы понимаете лексическое значение слова «чуткий»?
(Ученик читает по словарю толкование этого слова)
Это строчка из стихотворения «Утро». У него такой порядок слов: Дремлет чуткий камыш, Тишь, безлюдье вокруг...
- Запишите это предложение в тетрадь. (Дремлет чуткий камыш)
- Подчеркните опасные места.
- В каком порядке вы поставили слова?
- Почему?
- Можно ли изменить порядок слов в этом предложении?
2. - Прочитайте слова второй строки.
река, сонная, течет, медленно.
- Поставьте вопрос к каждому слову.
- Поставьте вопросы от слова к слову.
- Можно из этих слов составить предложение? (Да)
- Какое предложение получилось?
Вопросы - помощники этого предложения останутся на доске, а вы запишите его самостоятельно в тетрадь.
Как? Что делает? Какая? Что?
- Подчеркните опасные места.
- В каком порядке вы поставили слова?
- Почему?
- Можно ли изменить порядок слов в этом предложении?
- (Самостоятельная работа)
Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и про-верьте 2-е предложение друг у друга. Ошибки ис-правьте простым карандашом.
- У кого все правильно,
Кто допустил ошибки. На что нужно обратить внимание?
Л. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир.
Л. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,
М. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,;
М. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
М. Готовность слушать собеседника и вести диалог; Определение общей цели и путей ее достижения;
П. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения задач;
Внедрение знаний в практику
Физкультминутка
Мы конструкторы сегодня Будем складывать слова Шаг налево, шаг направо Выше руки, голова. А сейчас потянемся Нам работать нравится. Тихо сядем все опять Вместе думать и писать Предложенья составлять.
Прочитайте второе предложение еще раз. «Медленно течет сонная река»
- В какое время года течение реки замедляется и она будто бы засыпает? (зимой)
- Положите головы на руки и послушайте музыку.
- Как приятно зимой вспомнить весну.
- Что эта музыка вам напоминает? (Капель)
- Когда она бывает? (зимой, весной)
- Что такое капель?
- Прочитайте на стр. 63 учебника значение этого
слова из толкового словаря
Как называется тема урока?
(Конструирование предложений с помощью вопросов - помощников)
Итак, мы продолжаем учиться конструировать предложения.
- Сейчас вы будете работать в парах. Возьмите желтые полоски. Прочитайте на них слова
{капель, звенит, весенняя )
- Составьте из них предложения.
- Чтобы правильно изменить слова в предложении, задавайте вопросы - помощники.
1) О ком или о чем говорится в предложении? (кто? или что?)
2) Что о нем говорится? (что делает? Что сделал?)
3) Какой он? Какая? или какие?
- Прочитайте, какое предложение у вас получилось?
(Аналогичная работа с розовыми и зелеными полосками, на которых расположены следующие слова: большие, чернеют, сугробы, и, оседают; идет, весна, весела, ранняя)
- Прочитайте все 3 предложения.
- А можно поставить слова в предложениях в другом порядке?
- Можно сказать, что у вас получился текст? Почему? Докажите.
(Предложения связаны между собой по смыслу, записаны в определенном порядке. Можно определить тему, основную мысль текста заголовком «Весенняя капель»
- Запишите предложение, которое вам больше всего понравилось в тетрадь.
Прочитайте предложения, которые вы записали.
Составьте предложение по вопросам на капельках о нашем уроке.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Домашнее задание: в конструкторе стр. 43 упр. 85
Л. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир.
Л. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,
М. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
М. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
М. Готовность слушать собеседника и вести диалог; Определение общей цели и путей ее достижения;
М. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности
П. Сформировать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи.
П. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения задач;
III. Диагностика качества освоения темы
Самостоятель
ная работа
Творческая работа
Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и про-верьте 2-е предложение друг у друга. Ошибки ис-правьте простым карандашом.
Прочитайте слова {капель, звенит, весенняя)
- Составьте из них предложения.
На столе три карточки разного цвета с разными словами
Л. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях
М. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
М. Определение общей цели и путей ее достижения;
П. Умение использовать знания для решения задач.
IV.Рефлексивная деятельность
Самоанализ
(текущий и итоговый)
Чему научились?
- Для чего необходимо уметь правильно конструировать предложения?
- Кому понравилось быть конструктором речи?
М. Определение общей цели и путей ее достижения;
Л. Развитие личной ответственности за свои поступки развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,
Самооценка
(текущая и итоговая)
Поднимите зелёный карандаш, если вам понравился урок и у вас всё получалось, жёлтый – нужна была помощь, красный – ничего не понравилось и ничего не получилось.
М. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
Адекватное оценивание самого себя.
15